Смекни!
smekni.com

История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века (стр. 29 из 87)

От быстроты проникновения буржуазных отношений в деревню, гораздо более консервативную, чем город, но производившую основную часть продукции, зависели темпы развития капитализма. Быстрее всего процесс шел в Англии и в Северных Нидерландах, где бурный расцвет мануфактур совпал с обуржуазивани-ем деревни.

В ту эпоху появился новый «герой времени», предприимчивый, энергичный человек, способный выдержать жесткую конкуренцию, создать капитал в буквальном смысле из ничего.

Развитие капитализма сопровождалось техническим прогрессом, разрушением традиционных корпоративных связей, складыванием единых рынков — национальных и общеевропейского.

Но в XV—XVI вв. даже в тех странах, где успешно развивались буржуазные отношения, новый уклад все-таки существовал в «контексте» феодальных отношений, еще достаточно сильных и не желающих уступать свое место добровольно. База капитализма была слабой, поэтому оставались возможности для движения вспять, что и произошло в ряде европейских стран. В их числе оказались Италия, Испания, Португалия, Германия. Монолог власти

В переходную эпоху резко изменилась расстановка сил между властью и обществом. Их диалог стал сменяться диктатом короля.

Королевская власть добивается максимума централизации и самостоятельности по отношению к обществу. Создаются огромный бюрократический аппарат (особенно во Франции), постоянное войско, находящееся на государственной службе. Король сам издает законы, по своему усмотрению распоряжается финансами. Сословные собрания или перестают созываться вообще, или оказываются в полной зависимости от власти.

Такой вид монархии получил название абсолютной. Ее появление было возможным лишь в особой ситуации, когда буржуазия, выделившаяся из городского сословия, вступала в соперничество с дворянством. Это увеличивало маневренность власти, расширяло пространство ее свободы. Кроме того, складывание единого внутреннего рынка требовало централизации, ликвидации феодальных смут.

Как правило, монархи стремились поддерживать некий баланс сил в обществе, лавируя между противоборствующими социальными слоями, но оставаясь при этом формой власти дворянства. От избранной тактики нередко зависело и процветание страны, и долголетие самой монархии.

Так, во Франции Генрих IV (1589—1610), с одной стороны, стремился поддержать разорявшееся крестьянство (понизил налоги, освободил от недоимок, запретил продавать за долги скот и орудия труда), с другой — поощрял создание мануфактур и торговлю. Политика оздоровления экономики страны и соблюдения баланса сил продолжалась и при кардинале Ришелье (фактически правил страной с 1624 по 1642 г.).

В более сложном положении оказалась абсолютная монархия в Англии, где втягивание деревни в буржуазные отношения было особенно бурным и приводило к большим потрясениям. В этой ситуации Тюдоры поддерживали новые процессы (давали льготы купцам, поощряли колониальные захваты, законами против бродяг обеспечивали дешевизну наемной рабочей силы), но одновременно пытались приостановить их. Защищая цехи, они тормозили рост мануфактур, запрещали огораживания, которые нанесли урон сельскому хозяйству и подрывали социальную стабильность в стране. В итоге стремление государства регулировать экономику довольно быстро закончилось кризисом власти и революцией.

Иной пример дает нам Испания, где абсолютная монархия оставалась крайне консервативной, не поддерживала ремесло и торговлю, а, наоборот, душила города налогами, ориентируясь преимущественно на дворянство. В результате появлявшиеся уже в Испании мануфактуры зачахли, торговля сокращалась, экономика приходила в упадок, и Испания, несмотря на огромный приток золота из колоний, превратилась в одну из самых отсталых стран Европы.

Условия для появления капитализма

Почему буржуазные отношения самозародились именно в Европе? Ведь и в других цивилизациях были возможности для появления капитализма, например в Китае и особенно в Японии. Хотя наука еще не дала исчерпывающих ответов на эти вопросы, все-таки можно выделить некоторые особые черты западноевропейского варианта цивилизационного развития, которые открывали путь для «европейского чуда».

Западная Европа была прямой наследницей греко-римского мира, мира с необычно высоким для древности уровнем развития товарно-денежных отношений, с правом на нерегламентированную собственность, с ориентацией на активную созидательную личность.

Становление капитализма было бы невозможно без городских коммунальных движений. В городе, который отвоевывал самоуправление и самостоятельность от государства, формировалась прослойка людей, располагающая свободными капиталами, которая и дала жизнь будущей буржуазии.

Оформление активных, отстаивающих свои права сословий заставило государство пойти на сотрудничество с ними. Возможности давления на общество, на экономические процессы, естественно, оставались (и использовались), но все-таки были ограничены.

Важна была и позиция церкви по отношению к экономическим вопросам и коммерции. Уже с XIII в. она смягчает свои доктрины по поводу тех занятий, которые традиционно считались «нечистыми». Осуждая ростовщичество, церковь не осуждала векселя, залоги, капиталовложеййя. Это вело к тому, что торговля в общественном сознании постепенно получала «права гражданства», а после Реформации стала считаться весьма достойным заднятием. Вопросы и задания

1. Когда в Западной Европе стали зарождаться буржуазные отношения? Какая новая социальная прослойка появилась в городах? Из кого преимущественно она состояла?

2. Что такое мануфактура? В чем заключается ее преимущество перед цехом? Как развивались буржуазные отношения в деревне? Почему в деревне новые процессы шли гораздо медленнее, чем в городе?

3. Почему после зарождения буржуазных отношений было возможно движение вспять?

4. Что такое абсолютная монархия? Какую роль она сыграла в развитии разных стран Европы?

5. Назовите главные особенности западноевропейской цивилизации, которые облегчили переход к капитализму

§7

В ПОИСКАХ НОВОЙ ЛИЧНОСТИ: РЕНЕССАНС И РЕФОРМАЦИЯ

В XV—XVI вв. два явления в культуре — Ренессанс и Реформация — произвели своего рода революцию в духовной жизни Западной Европы. Казалось бы, между ними мало общего. Ренессанс .— это возрождение античного наследия, мирского начала. Реформация явилась обновлением церкви и сопровождалась всплеском глубоких религиозных чувств. Тем не менее объединяет их то, что они разрушали старую средневековую систему ценностей и формировали новый взгляд на человеческую личность.

Ренессанс:

победы и трагедии индивидуализма

Культура Ренессанса зародилась в Италии во второй половине XIV в. и продолжала развиваться на протяжении XV и XVI вв., постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Современники воспринимали эту эпоху как «светлый» век, как пробуждение от «тьмы» средневековья. Само название «средние века» появилось именно тогда. Древняя Греция и Рим превратились в объекты страстной ностальгии и поклонения.

Возврат к античности, реанимация ее идеалов проявились в самых разных сферах: в философии, литературе, искусстве. Культура Возрождения появилась сначала среди интеллектуалов и была достоянием немногих, но постепенно новые идеи, пусть в упрощенном виде, просачивались в массовое сознание, меняя традиционные представления.

Одно из важнейших достижений Возрождения — это появление гуманизма в философии.

Ранние гуманисты: поэт и философ Ф. Петрарка (1304—1374), писатель Дж. Боккаччо (1313— 1375) — хотели создать прекрасную человеческую личность, свободную от предрассудков средневековья, и поэтому прежде всего пытались изменить систему образования: ввести в нее гуманитарные науки, сделав акцент на изучении античной литературы и философии. При этом гуманисты отнюдь не ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее служители были объектами насмешек. Скорее, они стремились совместить две шкалы ценностей.

В своей «Исповеди» Петрарка писал, что аскетическая мораль христианства очищает душу, но не менее важно и осознание ценности земного бытия, унаследованное от греков и римлян. Таким образом устранялось средневековое противопоставление плоти и духа. Реабилитация земного проявлялась в ту эпоху прежде всего в возвеличивании красоты мира и человеческого тела, плотской любви.

Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения средневекового искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Рафаэль Санти (1483— 1520), Леонардо да Винчи (1452—1519), Микеланд-жело Буонарроти (1475—1564) воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики.

Человек с его земными страстями и желаниями появился и в литературе. Запретная прежде тема плотской любви, натуралистические ее описания получили право на существование. Однако плотское не подавляло духовного. Как и философы, писатели старались создать гармонию двух начал, или, по крайней мере, их уравновесить. В знаменитом «Декамероне» Боккаччо озорные фривольные новеллы о сластолюбцах чередуются с трагическими рассказами о безответной или самоотверженной любви. В сонетах Петрарки, посвященных прекрасной Лауре, небесной любви приданы земные черты, но и земные чувства возвышены до небесной гармонии.