Смекни!
smekni.com

История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века (стр. 37 из 87)

4. В чем заключались причины раскола христианской церкви9 Какой путь религиозного спасения предлагали католическая и православная церковь9 Какую роль в православии играл мистицизм? Что является идеальным состоянием для мистика9 Как мистик относится к материальному миру и возможности его переустройства? Вспомните, как эти вопросы решались в Западной Европе.

§5

ЗАКАТ ВИЗАНТИИ Между Западом и Востоком

Одним из первых признаков слабости Византии был захват Константинополя крестоносцами в 1204 г. После этого империя распалась: на Балканах образовалось Эпирское царство, на берегу Черного моря — Трапезундская империя, на северо-западе Малой Азии — Никейская империя, крестоносцы же создали Латинскую империю, которая занимала часть Фракии, Среднюю Грецию и Пелопоннес.

Завоеватели принесли с собой новые законы и обычаи, подвергали гонениям православную церковь, вынуждая ее признать главенство папы римского. Все это, естественно, вызывало ненависть местного населения. Кроме того, Латинскую империю раздирали внутренние смуты и борьба за престол. Государство крестоносцев оказалось очень слабым и просуществовало около полувека.

Среди византийских государств главным врагом латинян была могущественная Никейская империя. Михаил VIII Палеолог, выдающийся политический деятель и смельш военачальник, захвативший никейский престол, в 1261 г. завоевал Константинополь и восстановил отчасти Византийскую империю. Возродить ее в прежнем виде было уже невозможно.

Константинополь — гордость империи — был разорен, территория Византии резко сократилась. Трапе-зундская империя и Эпир сохранили независимость, север Фракии и Македонии находились в руках сербов и болгар, многие острова Эгейского моря были под властью Венеции, а с востока устраивали набеги турки.

В экономическом отношении Византия попала под власть крупнейших итальянских городов-республик — Венеции и Генуи. В первой половине XIV в. итальянское купечество монополизировало не только внешнюю торговлю Византии, но и внутреннюю торговлю продовольствием. Генуэзцы контролировали снабжение Константинополя. Нестабильность Византии, вызванная гражданской войной из-за наследования престола, переросла в мощное социальное движение против крупной феодальной аристократии.

Между тем турки-османы повели активное наступление, быстро продвигаясь в глубь Балканского полуострова. Гибель Византии была отсрочена только из-за того, что в 1402 г. турецкие войска были разгромлены Тамерланом. Однако судьба империи ромеев была уже неотвратима: в 1453 г., после длительной осады, Константинополь пал. Завоеватели превратили его в столицу Османской империи и дали имя — Истамбул.

Военное счастье уже склонялось на сторону турок... И можно было видеть полное содрогания зрелище, ибо ромеи и латиняне, препятствующие придвигающим к стенам лестницы, одни были ими рассечены, другие же, закрыв глаза, падали со стены, сокрушив тела и ужасным образом лишаясь жизни. Лестницы же стали турки приставлять теперь беспрепятственно и поднимались на стену, как орлы летящие.

Византийский историк Михаил Дука о последних часах осады Константинополя, XV в.

Причины гибели Византии

Вопрос о причинах падения могущественной цивилизации, просуществовавшей около 1000 лет, волнует многих историков. Ответы даются разные. Некоторые на первый план ставят сложное международное положение: Византию ослаблял Запад и почти одновременно она подверглась сильнейшему удару с востока — со стороны турок.

Выделяется и другая причина: отъединенность Византии от Запада, усиленная расколом церквей. Действительно, католическая церковь предлагала военную помощь в обмен на унию — единение церквей с признанием верховенства папы римского. Византийские императоры дважды были готовы пойти на эту сделку, в том числе и в 1439 г. Уния подписывалась, но основная часть населения отказывалась принять ее. Находились и такие, кто предпочитал турецких завоевателей западным.

1

Лучше увидеть в городе царствующую турецкую чалму, чем латинскую тиару!

Лука Нотара, командующий константинопольским флотом, 1452 г.

Но главными факторами считаются все-таки внутренние противоречия, из которых империя не могла найти выхода. Эпоха безраздельного господства Константинополя — оплота централизованной власти, подходила к концу. В провинциях выросла крупная феодальная знать, которая, борясь за власть, создавала условия для децентрализации страны. Торгово-ремесленное население, разоренное итальянцами, теряло доверие к власти, зная, что она не защитит их интересы. Усиливался протест крестьянства, которое не только платило тяжелые налоги в пользу государства, но и все больше попадало в зависимость от местных феодалов.

1 Тиара — головной убор папы римского.

Централизованная власть, не уступавшая до конца своих позиций, снижала активность общества, ослабляла его, а тем самым — и империю в целом. Государственность, которая долгое время была основой благополучия Византии, превратилась в силу своей косности в тормоз для ее развития.

Вопросы и задания

1. Расскажите о ходе событий в Византии, начиная с 1204 г Почему 1204 г можно считать переломным в истории Византии9

2. Как складывались отношения Византии с Западом7 Какую роль в падении империи сыграл раскол церквей9 Почему большая часть населения Византии не соглашалась на унию9

3. Какие внутренние противоречия ослабляли Византию9

ТЕМЫ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1

ИМПЕРСКАЯ ВЛАСТЬ

1. Ф. Симокатта об образе идеального государя

Феофилакт Симокатта — византийский историк конца VI — первой половины VII в Приведен отрывок из «Истории», 628—638 гг.

Держи в узде разума произвол своей власти, с помощью философии, как рулем, управляй кораблем своей империи

Бойся думать, что ты превосходишь всех умом, если судьбой и счастьем ты поставлен выше всех

Стремись заслужить не страх, а расположение своих подданных, льстивым речам предпочитай упреки — они лучший наставник жизни

Пусть пред глазами твоими вечно находится справедливость, которая по поступкам нашим воздает нам достойную награду

Пусть кротость управляет твоим гневом, а страх — благоразумием

Будучи любителем мудрости, считай, что эта порфира1 — дешевая тряпка, которой ты обернут, а драгоценные камни

1 Порфира — длинная пурпурного цвета мантия, один из символов императорской власти. 219 твоего венца ничем не отличаются от камешков, лежащих на берегу моря.

Мрачен цвет пурпура, и государи должны быть сдержанны в благополучии, не терять разума в счастье, не предаваться гордости из-за злосчастного царского одеяния: ведь императорский скипетр говорит не о праве на полную свободу действий, а о праве жить в блестящем рабстве

2. Прокопий Кесарийский. Тайная история, 550 г.

Прокопий Кесарийский — выдающийся византийский историк VI в.

Характер императора Юстиниана I1

Итак, был этот василевс исполнен хитрости, коварства, отличался неискренностью, обладал способностью скрывать свой гнев, был двуличен, опасен, являлся превосходным актером, когда надо было скрывать свои мысли... Неверный друг, неумолимый враг, страстно жаждущий убийства и грабежа, склонный к распрям, большой любитель нововведений и переворотов, легко податливый на зло .. Ко всему прочему он отнюдь не брезговал доносами и был скор на наказания. Ибо он вершил суд, никогда не расследуя дела, но, выслушав доносчика, тотчас же решался вынести приговор Он не колеблясь составлял указы, безо всяких оснований предписывающие разрушение областей, сожжение городов и порабощение целых народов

Тема 2

ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА

3. А. П. Каждан. Византийская культура

А. П. Каждан — современный историк. Работа написана в 1968 г.

Христианский храм

Знаменательно, что раннее христианство вообще начинало с негативного отношения к культу, с призыва к упрощению культа Напротив, победившее христианство создало пышные формы

1 Император Юстиниан (527—565) — один из наиболее ярких политических деятелей Византии. Провел серию реформ по ограничению произвола чиновников и наместников в провинциях, под его началом было кодифицировано римское право. Юстиниан вел активные наступательные действия против варварских королевств, образовавшихся на месте Западной Римской империи. В годы его царствования был заново отстроен императорский дворец и храм святой Софии. 220

богослужения, напоминавшие и театральные зрелища, и церемонии императорского дворца. Богослужение шло в специальных помещениях, храмах, функция которых принципиально отличалась от назначения античных храмов. Греко-римские храмы были жилищем статуи бога (кроме того, в некоторых случаях, казнохранилищем города), и доступ внутрь святилища был открыт лишь жрецам. Верующие не выступали участниками религиозных церемоний, но наблюдали их извне. Христианство, распахнув двери храма, сделало верующих соучастниками богослужения. Поэтому в греческом храме основную художественную нагрузку нес экстерьер: зритель воспринимал храм преимущественно снаружи. Византийская церковь (особенно ранняя), наоборот, была лишена бросающихся в глаза наружных украшений — зато ее внутреннее пространство украшалось мозаикой и фресками, колоннадами и арками. Здесь горели сотни свечей, причудливо отражавшихся на мраморе стен и пола, на стеклянных кубиках мозаик; священник и диакон выходили в парадных одеяниях; певчие исполняли гимны, славившие Христа и богородицу.

Символика византийского искусства

Исходным принципом христианского культа был символизм, благодаря которому реальные предметы наделялись сверхъестественным смыслом. Все элементы культа становились символами, аллегориями, обнаруживали иное, внутреннее, тайное значение. Самый храм оказывался символом космоса, и вся его архитектура, вся система мозаик и росписи предназначалась к тому, чтобы воплощать в зримых образах христианскую идею связи земного и небесного.