Смекни!
smekni.com

История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века (стр. 75 из 87)

В дальнейшем появились и другие международные организации, способствующие укреплению связей между странами и народами: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда, Продовольственная и сельскохозяйственная организация, Детский фонд ООН и пр.

Полвека существования ООН показали, что она стала более мощной силой в сравнении со своей предшественницей — Лигой Наций. ООН принимает самое активное участие в сдерживании военных конфликтов и примирении враждующих сторон, стремится не допускать распространения оружия массового поражения. В 1991 г. под эгидой ООН была проведена опера-

Санкции в международном праве — меры воздействия (экономические, военные и др.) против государств, нарушивших международные договоры.

439

ция «Буря в пустыне», позволившая пресечь агрессию Ирака и освободить

оккупированный его войсками независимый Кувейт. Войска ООН периодически направляются в наиболее «горячие» точки планеты, где они помогают гасить пламя зарождающегося военного пожара.

Но, к сожалению, далеко не все локальные войны последних десятилетий удалось предотвратить с помощью усилий ООН. Так, длительное арабо-израиль-ское противостояние привело за минувшие полвека к пяти довольно крупным войнам и ряду менее значительных конфликтов. Затяжные кровопролитные войны вызвало вмешательство США в борьбу Северного и Южного Вьетнама, а затем — вмешательство СССР во внутриафганский конфликт.

Вот уже несколько лет почти не затихают военные действия на территории распавшейся Югославии, несмотря на присутствие там войск ООН. И все же влияние и авторитет этой ведущей международной организации постепенно становятся все значительнее.

Если попытаться оценить мировые войны бесстрастно, условно оставив в стороне морально-этические категории, то нельзя не заметить, что эти войны яви лись порождением оформившейся индустриальной цивилизации, многие процессы внутри которой в XX в. приобрели всемирный характер. Но если глобальность большинства из этих процессов положительно сказалась на укреплении цивилизации, то «глобализация» войн чревата ее полным уничтожением.

Не меньшие опасения вызывает и кризис традиционной морали, который до начала XX в.

ограничивался, как правило, бунтом одиночек. К сожалению, в дальнейшем — во многом под влиянием мировых войн — идея вседозволенности, возможности «переступить грань» довольно глубоко проникла в массы. Вот почему наряду с борьбой за предотвращение новых войн в круг основных задач современного общества входит и укрепление норм традиционной морали.

Вопросы и задания

1. В чем принципиальное отличие двух мировых войн XX в от всех предшествовавших войн, в том числе и самых крупных и продолжительных^

2. Виновны ли были в развязывании двух мировых войн какие-либо конкретные страны (или их лидеры)7 Или существовали объективные причины, делавшие мировые войны неизбежными7

3. Что позволяет мировому сообществу уже более полувека не допускать новых мировых войн7 Можно ли сказать, что существует гарантия (или нечто, близкое к ней) от возникновения подобных войн в будущем7

§2

ТОТАЛИТАРИЗМ

В период между первой и второй мировыми войнами в ряде стран мира сформировались политические режимы, получившие название тоталитарных. Тоталитаризм — особое явление, присущее только XX в., он качественно отличается и от древних восточных деспотий, и от диктаторских режимов (в том числе и современных ему).

Природа тоталитаризма

У историков и политологов пока не сложилось единого мнения по поводу природы и сущности тоталитаризма: это довольно сложный феномен, за кажущейся простотой которого крылись многообразие и определенная гибкость. Кроме того, в разных регионах и ти-

• Феномен от греческого «являющееся» — в философском смысле явление, в котором обнаруживается сущ кость чего-либо; редкое, необычное явление.

441

пах цивилизаций тоталитарные режимы существенно отличались друг от -друга, что также затрудняет единую характеристику тоталитаризма. Тем не менее ряд отличительных признаков тоталитаризма уже выявлен.

Тоталитарные режимы всегда стремятся к полному господству над личностью и обществом в целом. На практике это означает жесткое централизованное регулирование экономики и политики, средств массовой информации, системы образования и культуры; сращивание государственной власти и какой-либо одной партии (как правило, единственной в стране); господство одной жестко сформулированной идеологии; поглощение личности коллективом и полное подчинение личных интересов «общественным» (фактически интересам государства); жесткий контроль над обществом с помощью разветвленного репрессивного аппарата; культ личности лидера («вождя»).

Впервые слово «тоталитарный» (всеобщий, полный) применительно к политическому режиму стали использовать глава итальянских фашистов Б. Муссолини и их идеолог Д. Джентиле в середине 20-х гг. Определяя этим термином свою политику, Муссолини подчеркивал, что намерен обеспечить единство личности, партии и государства во имя торжества высшей, национальной идеи. В лексиконе противников фашизма термин «тоталитарный» сразу же приобрел негативный смысл, стал синонимом слов «репрессивный», «антидемократический» и т. д.

Почему же и как возник тоталитаризм? Его появление вряд ли можно объяснить тем, что какая-либо партия или политический лидер вдруг решили добиться абсолютной власти. Тоталитаризм — явление мирового масштаба, обусловленное конкретными историческими условиями.

Важнейшей задачей всех обществ, вставших на путь тоталитаризма, было ускоренное экономическое развитие, завершение или переход к модернизации в сфере экономики. Это было, по сути дела, единым и даже непременным признаком тоталитарных обществ. Италия и особенно Испания и Португалия в 20—30-е гг. оставались полумодернизированными странами и значительно отставали от передовых западноевропейских стран. Россия, Германия и Япония еще на рубеже XIX—XX вв. сумели войти в число наиболее сильных мировых держав, однако их развитие уже тогда отличалось неравномерностью и несбалансированностью, типичными для стран «молодого» капитализма. А вот их политические цели были весьма различны, а порой и полярно противоположны, как, например, в Германии и СССР.

На формирование тоталитарных обществ оказали влияние не только внутренние, но и внешние факторы. Так, на экономике Германии тяжело сказались первая мировая война и весьма обременительные условия Версальского договора. Россию потрясла революция 1917г., затем на страну обрушилась кровопролитная Гражданская война, страшный урон экономике принесла и политика «военного коммунизма». Нельзя забывать и о тяжелейших последствиях мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. (Великой депрессии), от которого пострадали практически все страны Запада, а в наибольшей степени — отстающие, отличавшиеся крайне низким уровнем жизни населения.

Как уже говорилось, решение основной задачи — быстрого восстановления и дальнейшей модернизации экономики — преследовало в разных странах и различные политические цели. Например, Германия и Япония стремились с помощью милитаризации экономики в кратчайшие сроки подготовиться к новой войне.

Специфическая ситуация сложилась в СССР, которому предстояло завершить процесс модернизации, и в первую очередь провести индустриализацию хозяйства. Становление тоталитарного режима в стране проходило одновременно с началом социалистически! строительства, которое требовало кардинальной пере-' стройки социально-экономической, политической и культурной сфер цивилизации. А поскольку в 20-е гг. принципы формирования нового строя еще не были до конца определены, теории приходилось как бы на ходу «подстраиваться» под практику.

В результате на долю советского тоталитаризма выпало одновременное выполнение двух задач: перевод страны в разряд передовых индустриальных держав и построение в ней социализма. Хотя некоторые ученые склонны отождествлять социализм и тоталитаризм, строго говоря, это во многом разные феномены. Но конкретные обстоятельства сложились так, что в СССР в конце 20-х гг. была выбрана модель ускоренного тоталитарного перехода к социализму. Это было связано не только с необходимостью быстро решить целый комплекс сложных внутренних проблем, но и с заметно обострившейся международной обстановкой — зарождением фашизма, ростом угрозы новой «большой» войны и, наконец, жестким противостоянием СССР и капиталистических держав.

Можно ли сказать, что для СССР и других стран тоталитаризм на определенном этапе был неизбежен и даже необходим? Теоретически альтернатива ему существовала: органичное, равномерное развитие, исключающее форсированные и чреватые риском «скачки». Конечно, это более долгий и медленный путь, зато, как показала история, он приносит более надежные и основательные результаты, не требуя при этом от общества исключительных усилий, а нередко и тяжелых (в том числе и человеческих) жертв. Однако не только Германия и СССР, но и ряд других стран избрали для решения своих проблем именно тоталитаризм, и это свершившийся факт.

Исторический процесс слишком сложен и слишком насыщен событиями, тесно связанными друг с другом незримой цепочкой причин и следствий, чтобы можно было полагаться на гипотетические «сценарии» развития, так и не осуществившиеся на практике. Никто не в состоянии точно сказать (по сути дела, угадать), каким, например, было бы сегодня наше общество, если бы развивалось по иным схемам — скажем, по той, которую наметил В. И. Ленин в последние годы жизни, или по модели, предлагавшейся Н. И. Бухариным. Впрочем, на предположения мы имеем право и, используя его, заметим, что в случае замедленного осуществления модернизации военно-промышленный потенциал СССР к 1941 г. мог бы оказаться иным, что скорее всего привело бы и к иному исходу войны с Германией.