Смекни!
smekni.com

Женская преступность (стр. 2 из 4)

Психологическое исследование осужденных женщин показало, что в массе они не имеют качеств, которые существенно могли бы ослож­нить профилактическую работу с ними, процесс их исправления. Одна­ко процесс реабилитации у освобожденных из мест лишения свободы женщин может быть более трудным, чем у мужчин, так как у них более резко обрываются социально полезные связи. В целом основной массе преступниц по сравнению с преступниками меньше присущи асоциаль­ные установки, у них отсутствуют устойчивые преступные убеждения, социально-психологическая адаптация хотя и нарушена, но все же се­рьезных дефектов нет. Этого, конечно, нельзя сказать о преступницах-рецидивистках, утративших социально полезные контакты и представ­ляющих собой дезадаптированные личности.

Известно, что вообще для женщин очень важны оценки других людей и то, какое впечатление они производят. Преступницы не составляют исключения. Их потребность в самоутверждении, являясь одним из самых мощных стимулов человеческих поступков, становится навязчивой, существенно влияя на их образ жизни. Это не просто стремление нравиться мужчинам или выглядеть лучше других женщин. Это по­требность в подтверждении своего существования, места в жизни.

Для преступниц вообще довольно характерны стойкость аффектив­ных психотравмирующих переживаний и высокая импульсивность. Это приводит к неадекватному восприятию и оценке возникающих жизнен­ных ситуаций, плохому прогнозированию последствий своих поступ­ков, дезорганизованности и необдуманности поведения. В связи с совершением противоправных действий женщины испытывают чувство вины, беспокойство за свое будущее, причем это беспокойство, конечно, усиливается в период отбывания наказания в местах лишения свободы.

2. Причины преступности женщин.

Анализ современных социально-экономических и психологических процессов и условий жизни женщин позволяет считать, что причины преступности среди них в настоящее время связаны с такими явления­ми:

1) значительно более активным их участием в общественном производстве;

2) некоторым ослаблением главных социальных институтов и в первую очередь семьи;

3) возросшей напряженностью в обществе, конфликтами и враждебностью между людьми, что более остро воспринимается женщинами;

4) ростом наркомании, алкоголизма, проститу­ции, бродяжничества и попрошайничества среди женщин.

Женщины стали намного больше, чем раньше, трудиться в обще­ственном производстве и активнее участвовать в общественной жизни. В настоящее время они составляют примерно половину численности рабочих и служащих, и большинство в таких сферах, как здравоохра­нение, народное образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание, торговля, общественное питание, мелкое предпринима­тельство, снабжение, сбыт, заготовки, кредитование и страхование, текстильная промышленность и ряд других. Свыше полумиллиона женщин руководят предприятиями, учреждениями, организациями (как правило; мелкими и средними), около миллиона — возглавляют цехи, участки, отделы и другие структурные подразделения. Дезорга­низация во всех этих сферах гораздо чувствительнее для женщин, чем для мужчин.

На производстве женщины совершают хищения не только в связи с доступностью ценностей, но и потому, что иным путем эти ценности они не могут приобрести из-за отсутствия денег, либо из-за высоких цен. Не секрет, что сейчас во многих семьях женщины, занимающиеся предпри­нимательством, работающие в торговле или общественном питании, являются главными кормильцами даже при наличии мужа. Конечно, масса хищений совершается из-за плохой сохранности и охраны производимой продукции, товаров и дезорганизации производства, а также отсутствия воспитательной работы с людьми. Впрочем, воспитательная работа и призывы к совести при отсутствии денег и вместе с тем внедрение в жизнь культа денег равны нулю.

Примерно половина тяжелых и малоквалифицированных работ в промышленности и строительстве в настоящее время ложится на женские плечи, что абсолютно ненормально и деморализует женщин. По имеющимся данным, почти миллион женщин избрали профессией труд строителя, однако уровень механизации здесь в среднем достигает 50%. торговле и общественном питании, на складах, базах, в магазинах женщинам приходится обрабатывать большую часть грузов вручную. Еще мало средств малой механизации. Поэтому такую работу женщины легко бросают и могут стать на путь правонарушений.

В настоящее время в большинстве отраслей и производств отсутст­вуют ограничения и запрещения для использования труда женщин. Их труд используется наравне с мужским, для них установлена равная с мужчинами продолжительность рабочего дня, определены одинаковые нормы расценки. В то же время женщины в гораздо большей мере, чем мужчины, подвержены воздействию неблагоприятных факторов, физи­чески они намного слабее мужчин.

Криминологическая значимость этих обстоятельств заключается в том, что многие женщины не выдерживают столь непосильных нагру­зок, да и сама работа непрестижна. Как показало выборочное исследо­вание, большая часть женщин-бродяг ранее были заняты на тяжелых малоквалифицированных или непрестижных работах. По данным дру­гого обследования, из числа женщин, осужденных к лишению свободы, каждая пятая не имела квалификации.

Положение женщин на селе, где особенно велика доля ручного труда, еще сложнее. Гораздо хуже, чем в городе, поставлено медицин­ское, торговое, культурно-бытовое обслуживание, значительно меньше удобств в домах. Многие поселения расположены вдалеке от крупных культурных и промышленных центров. На селе короче продолжитель­ность жизни, выше смертность детей и лиц трудоспособного возраста

Поэтому не удивительно, что женщины из деревень и поселков едут в город, пополняя ряды бродяг, попрошаек, проституток, воровок, прояв­ляют агрессивность, попав в новую среду и неудачно адаптировавшись в ней.

Тяжелая, малоквалифицированная работа огрубляет, очерствляет женщину, лишая ее таких природно присущих ей черт, как женствен­ность, мягкость, слабость, чувствительность. Она становится резкой, агрессивной, склонной решать возникающие ситуации с помощью силы. Это одна из причин возросшей в наши дни доли совершаемых женщинами преступлений против личности, их агрессивности, жесто­кости.

На наших глазах происходит как бы социальная «переделка» жен­ской природы. Эти изменения могут иметь весьма небла­гоприятные последствия для общества, его нравов, его духовной куль туры, отношений между людьми. Серьезный урон наносится воспитанию подрастающего поколения. Более того, мы сейчас живем в условиях, когда положение дел с женским трудом, с женской занятостью будетеще более ухудшаться. Хозяйственный механизм в ряде случаев входит в противоречие с провозглашенным принципом социальных приорите­тов. Погоня за прибылью, обогащением любой ценой, помноженная на бытовую неустроенность людей отсутствие духовности и незначительнаярольнравственных ориентиров неизбежно отодвигают социально полезные цели на второй план. В отсутствие соответствующего право­вого механизма и при бедности государства вопрос о социальной защи­щенности и трудоустройстве женщин в условиях экономической ре­формы и рыночной экономики грозит ухудшением их положения на производстве, а, следовательно, обострением конфликтов.

Отметим еще ряд социальных противоречий, влияющих на преступ­ность. Например, идущее быстрыми темпами вовлечение женщин в об­щественное производство и отсутствие учета естественных историчес­ких особенностей женской рабочей силы. Сохраняется противоречие между высоким уровнем занятости женщин в общественном труде и от­носительно низким уровнем их квалификации. Хотя домашний труд официально признается не менее важным, чем работа на предприятии или предпринимательство, последние ценятся все-таки выше. Сочета­ние напряженной профессиональной деятельности женщин с исполне­нием ею семейных, материнских обязанностей приводит к самым неже­лательным последствиям. Это выражается в том, что она все время ра­ботает с перегрузками, постоянно испытывает усталость, нервное на­пряжение, боязнь не справиться с многочисленными делами, у нее по­является высокая тревожность, психические расстройства, состояние дезадаптации, ощущение враждебности мира.

Из-за этого некоторые женщины перестают дорожить и семьей, и ра­ботой, начинают вести антиобщественный образ жизни, приобретая средства к существованию противоправным путем.

Ослабление или разрушение семьи неизбежно ведет к тому, что жен­щина перестает исполнять или исполнять надлежащим образом искон­но женские роли и обязанности. Семья, своя или родительская, в опре­деленной мере лишилась прежнего значения регулятора поведения и всего образа жизни, ослабились ее контрольные функции. Те женщины, которые перестают ощущать свою связь с ней, уже не ориентируются на ее традиционные ценности и получают значительно больше возможнос­ти действовать, не оглядываясь каждый раз на нее. При этом очень важно отметить, что психологическая независимость женщины часто органически связана с материальной, поскольку сейчас она начинает рано трудиться.

Когда говорят о разрыве семейных связей, то обычно подразумевают контакты родителей и детей. Действительно, обретая «свободу» от родителей, женщина может совершать различные антиобщественные поступки, красть, обманывать потребителей, заниматься проституцией. Но нужно иметь в виду и собственную семью, где женщина — жена и мать. Некоторые женщины вообще не считают ее какой-либо ценнос­тью, особенно если иметь в виду не просто совместное проживание, но и внутреннюю, духовную связь между супругами. Отсутствие такой связи очень ярко проявляется, например, в занятии замужними женщи­нами проституцией.