Однако этические воззрения уголовного мира неоднородны. В них проявляется ряд как бы противоположных тенденций, влияющих на установки личности и группы:
- возврат к классическим “воровским традициям” (тенденции традиционализма); к “законам нэпманских воров”;
- обновление воровских “законов” в связи с изменениями в обществе (тенденции модернизма);
- ужесточение нравов преступного сообщества (тенденция вульгаризации криминальной субкультуры, так называемый “беспредел”);
- копирование норм и законов жизни общества в связи с его демократизацией (тенденция демократизации).
Важное место в криминальной субкультуре занимают “мифы” (уголовная мифология), насаждающая образы “удачливого вора”, “смелого разбойника”, “несгибаемого парня”, культивирующие “воровскую романтику”, “идею воровского братства”, “воровскую честность” и тому подобное, способствующие сплочению преступных групп, возникновению определенных уголовных традиций.
Функции криминальной субкультуры. Все структурные элементы криминальной субкультуры взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга. Однако в зависимости от выполняемых функций их можно классифицировать на следующие группы:
1. Стратификационные (нормы и правила определения статуса личности в группе и уголовном мире, клички, татуировки, привилегии для “элиты”);
2. поведенческие (“законы”, “наказы”, правила поведения для различных классификационных каст, традиции, клятвы, проклятия);
3. пополнения уголовного сообщества “кадрами” и работа с новичками (“прописка”, “приколы”, определение сфер и зон преступного промысла);
4. опознания “своих” и “чужих” (татуировки, клички, уголовный жаргон);
5. поддержания порядка в уголовном мире, наказания провинившихся, избавления от неугодных (“разборки”, стигматизация, остракизм, “опускание”);
6. коммуникации (татуировки, клички, клятвы, уголовный жаргон, “ручной жаргон”);
7. сексуально-эротические (эротика как ценность, “вафлерства”, “парафин”, мужеложство как способы снижения статуса неугодным лицам и др.);
8. материально-финансовые (изготовление и хранение орудий совершения преступлений, создание “общей кассы” для взаимопомощи, аренда помещений под притоны и др.);
9. досуговые (извращенная культура отдыха и развлечений);
10. функция специфического отношения к своему здоровью – от полного пренебрежения им: наркомания, пьянство, членовредительство – до культуризма, активных занятий спортом в интересах криминальной деятельности.[11]
Практическое значение причинного объяснения в криминологии заключается в отыскании возможности влиять на состояние и динамику преступности. Под причиной в философии понимается “явление, действие которого вызывает, определяет, производит или влечет за собой другое явление (следствие)”. В литературе термин “фактор”, выступает как причина или условие преступного поведения, называется криминогенным. Фактор, препятствующий действию причины или условия, называют антикриминогенным. Различие между условием и причиной относительно. Поэтому нередко их объединяют термином “детерминанты”. В некоторых случаях причины могут играть роль условии и наоборот. Категория причинности имеет первостепенное значение в недостаточно развитых дисциплинах. Выделяются два основных понятия причины: Совокупность всех необходимых условий, без которых определенное явление наступить не может. Современным научным представлениям больше соответствует идея о выделении в комплексе необходимых условий главного явления, порождающего другое явление (следствие). Это явление, связанное со следствием, называется специфической причиной. Главная его задача заключается в “отсечении” от причины других факторов. Концепция специфической причины предполагает разграничение причин и условий в генезисе того или иного явления. Философское осмысление категории причины указывает на нее как на наиболее активный фактор, тяготеющий к сущности явления.[12]
Специфика причинности к социальной сфере. Причинность в сфере общественной жизни имеет существенную специфику по сравнению с причинностью в природе. Говоря о специфике, прежде всего, необходимо указывать на статистический, вероятностный характер социальной причинности, т.е., указанное положение, имеет общий характер и не вскрывает специфики социальной причинности как самостоятельного явления. Главная особенность социальной причинности, состоит в том, что объективные социальные закономерности действуют через сознание людей. В основе концепции причинности в социальной сфере лежит положение об общей ведущей роли бытия в его взаимодействии с сознанием. В криминологии данное положение следует интерпретировать таким образом, что причины преступности кроются, прежде всего, в сфере общественного бытия, В объективных условиях жизни людей. Субъективные факторы, включаются в причинную цепь. Отрицание причины субъективных факторов ведет, к фатализму и бихевиоризму. Преступность, непосредственно порождаемая антиобщественной психологией людей, имеет и более глубокие “базисные” причины. “'Гак как криминальное поведение,— следствие не только внешней причины, но и внутреннего отражения, то, очевидно, что объяснить, почему совершаются преступления, можно лишь с помощью такой категории, которая диалектически связывала бы роль причины и роль отражения”. Что категория причины недостаточна для объяснения преступного поведения. Считает Л. И. Костенко. Это объясняет преступное поведение не только с точки зрения действия внешних причин, но и их взаимодействия в рамках причинного комплекса. Поэтому, отрицать причинную роль “идеальных побудительных сил” на том только основании, что они сами имеют внешние причины, было бы неправильно.
Системный анализ негативных процессов в общественном бытии, детерминирующих правонарушения и преступность, привел к социальными, противоречиями. При системном подходе причины правонарушений, выступают как социальные противоречия. В основе теории причин преступности, как уже отмечалось, может служить категория социального противоречия. Поиск причин исследуемого явления лежит в проникновении познания в их сущность. Как указывал В. И. Ленин, “...действительное познание причины есть углубление познания от внешности явлений к субстанции”. Представление о причине должно быть на основе более общей категории “взаимодействия”. С точки зрения диалектического подхода, всякое взаимодействие включает в себя две противоположные стороны — единство (тождество) и противоречие (борьба). Именно противоречие является источником всякого движения, развития и изменения. С точки зрения определенных социальных противоречий, обнаруживать причины преступности можно не только в социально негативных явлениях, но и в позитивных явлениях. В этом плане основной смысл предупреждения общественно опасных форм поведения заключается в обеспечении гармонического, сбалансированного и пропорционального развития всех сфер общественной жизни.
Логический путь познания причин преступного поведения. Традиционно в криминологии следовали по пути. Однако в дальнейшем становилось все более ясно, что выяснения причин конкретных преступлений, которые усматривались в антиобщественной установке, антиобщественной мотивации или взаимодействии нравственных дефектов личности с конкретной жизненной ситуацией, а затем на этой основе делались обобщающие выводы - ложный, недостаточно методологически обоснованный способ познания. Развитие общества подчиняется объективным социальным законам. И эти законы определяют развитие конкретных людей, их психологию. Сложнейшая система общественных отношений, развивающаяся по объективным законам, образует “социальный контекст”, в котором живет и действует индивид. Именно она, в конечном счете, определяет его развитие как личности. Следовательно методологически правильнее изучать причины конкретных преступлений лишь на основе познания причин преступности в целом, применяя метод восхождения от абстрактного к конкретному. Суть применения метода восхождения от абстрактного к конкретному заключается в первоначальном выделении в ходе исследования основной абстракции, выражающей главную связь изучаемого предмета. Такой абстракцией служит категория социального противоречия. Не случаен, поэтому вывод о том, что через познание причин индивидуального противоправного поведения невозможно объяснить причины правонарушений в целом; наоборот, только совокупность общественных условии жизни людей дает понимания поведения отдельных личностей.
Причинный комплекс преступности представляется – как комплекс наиболее глубоких и острых деформаций, которые препятствуют экономическому, социальному и духовному развитию субъектов общественной жизни, ущемляют свободу граждан, вызывают социальную несправедливость и отчуждение граждан от господствующей ценностно-нормативной системы общества, их деморализацию. В свою очередь, отсутствие реальных свобод, несправедливость, отчуждение провоцируют нарушение уголовного закона.[13] И именно деформация государства ведет к противоправному поведению. Ведь государство это система, в которой скооперированы рычаги управления жизнью целого (в нашем случаи “больного”) общества, такие как - государственная власть, экономика, духовные, нравственные ценности.
Глава II
Структура причинного комплекса преступности.
Структура причинного комплекса преступности, на мой взгляд, выглядит следующим образом: на передний план следует выставить проблемы государства и политики, ведь все начинается с верхушки пирамиды (криминализации общества). На второй план, хотя даже можно их объединить, но по своей природе происхождения они все же разные – экономико-социальные вопросы. На третье место мы поставим проблемы нравственных ценностей и духовной жизни общества.