В завершение этого раздела педагогики можно привести цитаты двух совершенно разных людей. Так западный историк Лютард писал: “Когда мы исследуем состояние народа того или иного века, наши взоры, прежде всего, обращаются на состояние брачной жизни. По ней мы судим и обо все остальном. Если брачная жизнь известного народа поколеблена, то мы знаем, что и остальные области нравственной жизни этого народа находятся в ужасном состоянии. Все, кто стремился разрушить общество, начинали это с разрушения семьи, семейных устоев, ибо семья есть самая драгоценная основа и краеугольный камень всего гражданского общества”[293].
И вторая цитата уже много раз упоминаемого Макаренко А.С.: “Пожалуйста, только не думайте, что высокая культура половой жизни необходима только для украшения жизни, что она подобна гирляндам роз, венкам на челе, шелковым одеждам и благовониям… Здесь заложены начала радости и горя, разумной деятельности, человеческого гуманизма и человеческой любви. Мы еще можем представить себе общество без железных дорог и телефонов, но общество без упорядоченной и приведенной к высоким формам половой жизни не может самостоятельно существовать. Общество развратников стоит ниже социальных возможностей, ибо в таком обществе не может существовать ни человеческая нравственность, ни человеческая дисциплина”.[294]
Прежде чем перейти к разделу педагогики правового воспитания необходимо сделать обязательную оговорку. Три рассмотренных компонента РППН в общеобразовательном учреждении: педагогика ненасилия, педагогика здорового потребительства и педагогика духовно-нравственных основ семейной жизни способны оказывать только преимущественно индивидуальное воздействие на учащегося в целях его воспитания как автономной личности, сознающей свое духовное достоинство и ответственность, способной ориентироваться и противостоять неблагоприятному воздействию окружающего мира. Однако социальное воспитание, ценное и важное само по себе, не может быть достаточно успешным без соответствующих изменений макросреды. Для требований РППН такие изменения касаются необходимости реального формирования для несовершеннолетних атмосферы “нравственной гигиены” - гарантированной государством возможности жить в благоприятной нравственно-этической социальной среде.
Идея создания благоприятной нравственной среды подразумевает образование такого стандарта базисной, общей, доступной для всего населения среды жизнеобитания, которая бы “гигигиенически” была максимально ограждена от смешения и влияния имеющихся в обществе субкультур: криминальной, гомосексуальной, “развратной”. Размещение данных субкультур в обществе вполне успешно решается в некоторых странах запада путем создания специальных “кварталов”, где эти культуры сосредотачиваются – каждый совершеннолетний гражданин имеет доступ в эти кварталы, за исключением несовершеннолетнего, которому необходимо время для полноценного формирования своей личности в базисной среде с нравственной “гигиеной”.
В России, по сути, ничего еще пока не сделано для формирования этой базисной нравственно “гигиенической” среды. С экранов телевидения на несовершеннолетних “льются” потоки агрессии, насилия, жестокости, из изученных работ российских криминологов не было встречено ни одного исследователя, который бы не признавал криминогенную роль демонстрации насилия и агрессии в СМИ (в отличие от зарубежных исследований, в которых, впрочем, расхождение абсолютного большинства авторов заключается лишь в степени признания криминогенного влияния СМИ). СМИ, особенно телевизионные компании, систематически не соблюдают требования ст. 4 Закона “О средствах массовой информации”, запрещающей распространять передачи, пропагандирующие культ насилия и жестокости.
После размышления на тему о том, какими конкретными механизмами можно было бы переломить ситуацию господства насилия и жестокости в СМИ возникло пока единственное, потенциально перспективное предложение. На данный момент пока еще не является достижимым нередко поднимавшаяся идея об организации “этических” советов, контролирующих соблюдение законодательства средствами массовой информации. Сегодня реальным может быть другой путь: это осуществление судебного контроля над СМИ, инициаторами которого в ситуации абсолютно бездеятельных правоохранительных органов могут быть заинтересованные члены общества. На практике это может выглядеть следующим образом: внести в статью 59 Закона “О средствах массовой информации” дополнение о том, что общественные объединения, в уставе которых указано, что цели этого объединения предусматривают контроль за соблюдением законодательства средствами массовой информации, имеют право обращаться в суд всякий раз, когда считают, что это законодательство нарушается. Особенно активными на этом поприще защиты общественной нравственности могли бы быть объединения родительских комитетов, некоторые из которых уже пытаются что-то делать[295].
Отдельного освещения в вопросе о базисной “гигиенической” среде составляет проблема безудержной пропаганды порнографии, эротики, чувственных наслаждений, максимального сексуального удовлетворения от своего тела и от своих “партнеров”, пропаганды смелости экспериментов в области секса и тому подобное при выдвижении лишь одного условия - секс должен быть безопасным. Нелишне заметить, что вся эта пропаганда растления, сказывающаяся наиболее негативным образом на несовершеннолетних, грубым образом нарушает международно-правовой принцип защиты детей от всех форм эксплуатации и обеспечения их сексуальной неприкосновенности (ст. 34 Конвенции ООН о правах ребенка).
Под все разговоры о том, что любые способы ограничения этого растления будут нарушением свободы слова, умалчивается тот факт, что международная и зарубежная законодательная практика неуклонно придерживаются принципа допустимости и правомерности общих прав физических и юридических лиц в случаях, когда они вступают в противоречие с законными интересами общества в целом и его особо охраняемой и наиболее беззащитной составляющей – несовершеннолетних. Так, статья 13 Конвенции о правах ребенка, провозглашая “право ребенка свободно выражать свое мнение”, включающее “свободу искать, получать, передавать информацию и идеи любого рода”, устанавливает, что “осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, … которые необходимы: а) для уважения прав и репутации других лиц; b) для охраны государственной безопасности или общественного порядка, здоровья или нравственности населения”.
“Некоторые ограничения” прав издателей, авторов, телекомпаний на выпуск порнографической и эротической продукции в соответствии с концепцией базисной нравственной “гигиенической” среды подразумевают, что в рамках этой среды такая информация должна быть для них недоступна.
Остается надеяться, что “страусиная” политика государства - закрывать глаза на распространяющийся в колоссальных масштабах порно- и сексбизнес после принятия Концепции национальной безопасности и Доктрины информационной безопасности может измениться. Согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации (утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24) “обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления”.
А пока все происходит по-старому. В г. Москве, например, с 11 августа 1994 г. действуют Временные правила коммерческого и иного распространения на территории г. Москвы печатной продукции эротического характера № 386-РМ, о существовании которых, наверное, мало кто знает. В пп. 9 и 10 этих правил указано: “Продажа эротических изданий несовершеннолетним лицам, а также ознакомление их с ними запрещается. Выкладка на витрины печатной продукции в неспециализированных магазинах производится в местах, не доступных для несовершеннолетних лиц. Продажа эротических изданий вне отведенных для этого помещениях в соответствии со статьей 146 Кодекса РФ об административных правонарушениях "влечет наложение штрафа от трех до ста минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров или предметов продажи либо без таковой”. На уровне г. Москвы есть еще нормативно-правовой документ, также регулирующий оборот подобной продукции – распоряжение мэра Москвы от 26 мая 1994 г. № 249-РМ “Об упорядочении распространения эротических изданий в Москве”. В пункте 2 этого документа идет речь о полном запрете торговли эротическими изданиями в местах, связанных с системой общественного транспорта: “Установить, что торговля эротическими изданиями на улицах Москвы, территориях Метрополитена, автовокзалах, железнодорожных вокзалах, в электропоездах Московской железной дороги, на городском аэровокзале, в московских аэро- и речных портах, пешеходных переходах и в прочих не отведенных специально для этой цели местах, а также с рук, лотков, машин, в местах массового отдыха граждан категорически запрещается”.
Как известно, в Москве эти правила торговцы эротическими изданиями не соблюдают, а московские власти, соответственно, не принуждают их к этому. Практически аналогичная ситуация существует и в сфере торговли табачными и алкогольными изделиями, которые также абсолютно доступны для несовершеннолетних.
IV.4.Педагогика правового воспитания.