Смекни!
smekni.com

Искусство древней Греции. Крит (стр. 2 из 5)

3. Тип Докатисмата (2500-2300 гг. до Р.Х.). В данном типе начинается отход от попытки в передаче естественных форм, появляются широкие и угловатые плечи, непропорционально маленькая верхняя часть туловища, слишком узкие ноги. Скульптуры этого типа утрачивают изящность форм, фигуры отличаются невысоким качеством исполнения.

4. Тип Халандриани (2400-2200 гг. до Р.Х.) 25. Завершающая стадия в развитии мраморной кикладской скульптуры. Скульптуры этого типа не очень хорошо сохранились, что, вероятно, связано с ухудшением качества обработки мрамора. Фигуры становятся все более непропорциональными, отсутствует прежняя обработка деталей, иногда пальцы рук не изображаются объемно, а просто обозначаются неглубокими линиями на поверхности статуэток. В изображениях исчезает симметрия. Как и тип Докатисмата, данный тип изображает приземистые пропорции, положение рук не следуют традиционным правилам (правая рука расположена выше левой или правая рука сложена на животе, а левая расположена по диагонали между женскими грудями). Как пример такого изображения - мраморная женская фигурка, созданная около 2500-2000 гг. до Р.Х. из Британского музея. Среди образцов обоих типов встречаются мужские изображения.

Однако фигуры со сложенными руками не являлись единственным типом кикладской скульптуры в культуре Керос-Сирос. Существовало другие разновидности, которые уже не относились к "каноническому типу". Самым ярким явлением в рамках "неканонической линии" является группа так называемых жанровых скульптур: арфисты (иногда парные), "флейтисты", сидящие фигуры, групповые фигуры (стоящие рядом или одна на голове другой). Среди изображений музыкантов самыми известными являются скульптуры арфистов из коллекций Национального археологического и Национального музеев в Афинах. Рассмотрим статуэтку в виде арфиста из Национального музея Афин (мрамор, около 2700-2500 гг. до н.э.). Скульптура представляет собой сидящую на стуле с высокой спинкой фигурку музыканта, играющего на инструменте, напоминающем арфу. Голова овальной формы откинута назад. Великолепно переданы руки, которые перебирают струны арфы. В данных изображениях статуэтки передают не только действие, сколько ещё атмосферу этого действия – игру на ритуальном инструменте. Пластика складывается из простых плавных линий, создающих четкий изящный силуэт, что завораживает зрителя и с помощью художественных особенностей в построении формы транслирует особый мир кикладской культуры. Мягкий, изысканный в своей простоте ритм формы как бы является озвучанием, музыкой ритма сакрального действа.

Ещё одной группой в рамках кикладской скульптуры являются сидящие женские статуэтки, коллекция которых хранится в Национальном археологическом музее в Афинах и музее Наксоса. В основном экземпляры из этих коллекций связана с группами Капсала и Спедос. Отличает подобные образы великолепная техника исполнения, знание композиции, что создает гармоничные, величественные образы (женская сидящая статуэтка. Мрамор. Около 2700-2600 гг. до Р.Х. выс. 18 см. музей Наксоса; женская сидящая статуэтка. Мрамор. Около 2700-2500 гг. до Р.Х. музей кикладского искусства в Афинах).

Кроме скульптуры кикладское изобразительное искусство представлено т. наз. "сковородами" (кикладская "сковорода" из некрополя Халандриани, 2800-2200 гг. до Р.Х. Национальный музей Афин). Это низкие керамические чаши с орнаментированным дном и с раздвоенной ручкой с подчеркнуто декоративным решением. Интересно орнаментальное решение, выполненное в углубленном плоском рельефе и построенное на использовании мотива спирали, женских символов, иногда лодок. Назначение этих предметов неизвестно, но несомненен их ритуальный характер (возможно, использовались заполненными водой, что заменяло покойному зеркало либо, как предполагает Ю.В. Андреев, в них складывались плоды или лепешки, служившие "пищей мертвых" 26). Форма "сковород" обладают некоей незавершенной антропомофностью. По мнению Ю.В. Андреева, "сосуд, оставаясь сосудом, становится вместе с тем и идолом, крайне упрощенным изображением женского божества, причем изображение это создается не только графическими, но и пластическими средствами, поскольку ручка оказывается ногами богини, а ее внутренняя полая часть, вероятно, может понята как чрево" 27.

Изобразительное искусство Крита, кроме подражания кикладским образцам в скульптуре, представлено вазописью, переживавшей в этот период заметный подъем. Первую группу раннеминойских расписных сосудов составляют "темные, гладко полированные сосуды с процарапанным, и иногда инкрустированным белой краской орнаментом. Орнамент состоит из пунктира, прямых линий, треугольников и располагается горизонтальными полосами… Уже с этой группе сосудов проявляется свойственное критскому искусству тяготение к органическим и атекноническим формам" 28. Основные художественные качества этой группы представлены в вазе с резным орнаментом из Палекастро (сер. III тыс. до Р.Х. Гераклион музей).

Другая группа представлена вазами со светлым ангобом 29 и росписью с простейшим орнаментом, выполненным красной или черной глазурными красками. Исчезают горизонтальные регистры в росписи, "…линии ложатся теперь вертикальными или, ещё охотнее диагональными кривыми вокруг сосуда, подчеркивая таким образом его сферичность…Эта трехмерная тенденция орнамента, связанная с вращательным движением, составляет новый принцип критской керамики" 30. Орнамент подчеркивает, обнажает саму форму сосуда (расписной сосуд из Агиоес Онуфриос, около 2600-2300 гг. до Р.Х. Гераклион музей). Также изготовлялись сосуды из цветного камня (найдены в основном на о-ве Мохмос), в системе оформления которых прослеживались качества, близкие по композиции росписи второй группе сосудов. По замечанию Б.Р. Виппера, "в одном из каменных сосудов цветные слои использованы таким образом, что ложатся косо к вертикальной оси сосуда, создавая иллюзию его непрерывного вращения" 31.

Самая оригинальная группа раннеминойской керамики – третья, названная по-английски "mottled ware" (пятнистая керамика), или иногда используется в качестве названия стиля росписи этих сосудов "Василики". Роспись в сосудах этой группы использует узор в виде затеков, выполненный "…из темно-красных, почти черных, пятен по светлому фону" 32, линейного орнамента нет. Главное впечатление складывается в результате того, что "игра этих как будто произвольно растекающихся и переливающихся пятен краски достигнута искусным использованием дефектов обжига и производит удивительно живописное впечатление"33. В качестве примера этой группы керамики выступает сосуд с длинным носиком из Василики (около 2500-2400 гг. до Р.Х. Гераклион музей).

Памятники монументальной архитектуры в данном периоде представлены цитаделями Трои I-II, укрепленными поселениями Полиохни и Ферми на о-ве Лемнос, мегаронами в Трое II, т. наз "домом черепиц" в Лерне III и "толосом" в Тиринфе 35. Это крупномасштабные постройки, сооружение которых, требовало огромных усилий обитателей нескольких поселений 36. Мегарон в Трое II представлял собой здание в виде вытянутого прямоугольника с портиком перед главным входом. Наиболее хорошо изучена постройка на поселении Лерна III, представлявшая архитектуру раннеэладского периода. Само поселение, обнесенное мощной оборонительной стеной из кирпича-сырца на каменном цоколе, первоначально было доовлньо плотно застроено домами, вдоль улиц былт канализационные стоки. Среди городской застройки выделялось как своими размерами здание т. наз. BG (ширина около 12 м, длина в сохранившейся части около 17 м), так и правильными геометрическими очертаниями. В конце периода Лерна III здание BG и окружающие его постройки были снесены и на их территории возникла постройка, намного превосходящая по размерам и архитектурным достоинствам предыдущие постройки. Это т. на. "дом черепиц" 37. Здание представляло собой прямоугольную вытянутую в длину постройку (25 х 12 кв. м). Его стены были построены из необожженного кирпича на каменном основании и снаружи и изнутри обмазаны толстым слоем штукатурки. С наружной стороны вдоль стен тянулись обмазанные красной глиной скамьи, на которых. Видимо, и восседали старейшины и вожди во время происходивших на площади народных собраний. Полы во внутренних помещениях были покрыты слоем плотно утрамбованной глины. Судя по обломкам черепицы (глиняной и вырезанной из сланца), здание имело черепичную крышу, возможно двухскатную. Необычна и внутренняя планировка здания, его основную часть занимала внутренняя анфилада их четырех просторных прямоугольных "залов", с двух сторон (с северной и южной) фланкированных узкими коридорами, вытянутыми вдоль наружных стен здания. Самое большое из этих помещений, сообщавшееся широким проходом с портиком, напоминало своими очертаниями мегароны микенских правителей 38. Как отмечает Ю.В. Андреев, "мегароны Трои II…также же, как постройка, открытая в Лерне, невольно вызывают в памяти целлы греческих храмов, отдаленные от них почти двухтысячелетним хронологичесим промежутом" 39. Всек особенности архитектуры дома черепиц показывают, что постройка не предназначено для жилья, жилые покои могли находиться в верхнем несохранившемся этаже 40.