Смекни!
smekni.com

Из истории ренессансных интермедий (стр. 1 из 4)

.

Юлия Литвинова

«Флорентийский май»

Красиво жить не запретишь. Во все века и времена самая разная публика имела пристрастие к театрализованным музыкальным представлениям. Менялись вкусы, менялись технические возможности постановщиков, однако роскошное зрелище в сопровождении музыки всегда пользовалось неизменным успехом. Не стоит только думать, что популярные представления подобного рода – это всегда нечто примитивное, рассчитанное на невзыскательный вкус «массовой» аудитории. История музыкального театра дает нам немало образцов «развлекательного» искусства, созданных лучшими музыкантами, поэтами и сценографами своего времени на высочайшем художественном уровне. В нашей статье мы расскажем читателю о малоизвестном до недавних пор жанре музыкальных интермедий – излюбленном развлечении аристократической публики XVI–XVII веков и, в то же время, ответственном государственном деле, существенно влиявшем на престиж организаторов представления в глазах цивилизованной Европы.

Истоки жанра

Интермедии появились впервые между актами древнеримских комедий Теренция и Плавта, исполнявшихся в Ферраре на итальянском языке в конце XV века, а также комедий ренессансных гуманистов, создаваемых в подражание античным. Так как в ренессансном театре сцена оставалась открытой на протяжении всей пьесы – падающий занавес применялся только в начале и конце представления, – интермедии использовались для того, чтобы подчеркнуть пятиактную структуру комедии и заполнить паузы между актами. Непосредственными предшественниками ренессансных интермедий были пантомимные, песенные или танцевальные представления, исполнявшиеся на пиршествах во время смены блюд, а также аллегорические, бытовые и юмористические эпизоды, проникавшие в литургические драмы и мистерии. Итальянские гуманисты, однако, видели в интермедиях современный аналог хора античной трагедии и комедии. Практика введения интермедий рассматривалась, таким образом, не как продолжение развитой средневековой традиции театрализованных представлений, но как возрождение древних, впоследствии утерянных или искаженных, традиций античного театра.

Виды интермедий

Согласно ренессансной теории, существовало два вида интермедий: apparenti (букв. «видимые», «открытые») и non apparenti («невидимые», «скрытые»). Различие между ними определялось наличием или отсутствием сценического действия, то есть возможностью или невозможностью видеть интермедию. Если «невидимые» интермедии были всецело обращены к слуху (музыка исполнялась из-за сцены, так что музыкантов не было видно), то «видимые» интермедии воздействовали не только на слух, но прежде всего на зрение, которому эстетика ренессанса отводила первое место среди пяти человеческих чувств «и по благородству природы, и по превосходству сил, и по достоинству действий»1. При этом важнейшую особенность интермедий apparenti составляли великолепное оформление спектаклей и удовольствие, доставляемое зрелищем, о чем свидетельствуют сохранившиеся описания, изобилующие красочными подробностями и наивными восторгами по поводу различного рода технических эффектов.

В интермедиях non apparenti использовалась как инструментальная, так и вокальная музыка, о полном равноправии и взаимозаменяемости которых свидетельствуют ремарки suonasi o cantasi («играется или поется»), встречающиеся в текстах комедий и других пьес конца XV–XVI веков. К сожалению, музыка подавляющего большинства intermedi non apparenti утеряна. Возможно, она и сохранилась, но пока не идентифицирована среди антологий светского многоголосия начала XVI века – фроттол, виланелл, страмботто, канцон и т. д., а также их переложений и обработок для лютни и других инструментов. Традиции исполнения «невидимой» музыки сохранялись на протяжении всего XVI века. Не связанная поначалу со спектаклем, она вскоре стала активно включаться в действие пьесы. Например, скрытые от публики музыканты исполняли во время поднятия занавеса инструментальные «синфонии», подготавливая зрителей к восприятию спектакля, аккомпанировали певцам, когда на сцене не должно было быть инструменталистов, или же присоединялись к инструментам, находящимся на сцене, с тем чтобы усилить их звучание.

Намного разнообразнее были «видимые», или сценические интермедии, исполнители которых находились на сцене и были одеты в костюмы. Помимо музыкальных номеров (как вокальных, так и инструментальных) «видимые» интермедии могли включать в себя разного рода танцы, пантомиму, выступления жонглеров, фокусников, клоунов и акробатов; иногда публике демонстрировались экзотические виды животных и птиц. И все это причудливо уживалось между актами ученой комедии!

Музыка составляла неотъемлемую часть сценических интермедий. Как и в интермедиях nonapparenti, она выполняла функцию артикуляции формы пьесы, подчеркивая сюжетную и визуальную независимость интермедий, а, тем самым, и разделение пьесы на акты. Однако с развитием сценографии музыкальная сторона спектакля отходит на второй план, превращаясь в средство усиления декоративно-феерического эффекта сценических трансформаций.

Обычно ранние интермедии apparenti строились в форме морески – танца причудливого характера, стилизованного, как правило, под какую-либо битву (поначалу между христианами и маврами, впоследствии сюжеты стали заимствоваться из античной мифологии). Иногда подобные интермедии ставились с большим размахом. Так, для четырех театральных представлений, состоявшихся в 1499 году на большом карнавале в Ферраре (исполнены комедии «Евнух» Теренция, «Три монеты», «Пуниец» Плавта и вновь первая пьеса), было создано 16 интермедий, то есть по четыре для каждого представления. Согласно хронике Джано Пенкаро, в комедиях было задействовано 133 актера, а в интермедиях – 144 артиста. Были представлены пасторальные, охотничьи и мифологические сцены, а также истории, повествующие о горестях любви. Каждая интермедия имела форму морески. Действие разыгрывалось под ритмическую музыку, которая исполнялась тамбуринами, барабанами и колокольчиками, располагавшимися на сцене, а также, возможно, инструментами, спрятанными за сценой. При ускорении темпа мореску сменяли более быстрые танцы – брандо, кьярентана и турдьон. Иногда танцы прерывались декламацией стихов на фоне импровизаций на лире да браччо или лютне, а иногда одетые в костюмы певцы разыгрывали на сцене действие при помощи музыки и жестов.

В первой четверти XVI века интермедии типа морески начали постепенно вытесняться интермедиями на литературные гуманистические темы, которые раскрывались на сцене посредством сложных классических аллюзий и аллегорий (вне всяких сомнений, часто не воспринимаемых широкой аудиторией) в сочетании с нескончаемым потоком восхвалений и откровенной лести в адрес правящей фамилии. Вместе с тем постановки интермедий обоих типов становились все более роскошными и дорогостоящими. Возрастала и роль музыки как средства создания звуковых эффектов и украшения действия, причем музыкальный замысел и его реализация были подчас не менее изобретательны, чем видимые чудеса сценической машинерии.

Флорентийская традиция. Интермедии 1589 года

Интермедии достигли наивысшего расцвета в последней трети XVI века во Флоренции, издавна славящейся своими театрализованными представлениями, которые осуществлялись «с такой пышностью и великолепием, что в течение нескольких месяцев весь город был занят подготовкой и самим празднеством»2. Атмосфера гуманистической образованности, царившая при наиболее значительных дворах Италии, а также тщеславие правящих фамилий, не жалевших ни денег, ни средств на устройство всевозможных празднеств – своеобразных символов могущества, благоденствия и просвещенности, – все это благоприятствовало развитию и успеху жанра интермедий.

В качестве новоиспеченных герцогов (позднее великих герцогов) Тосканских Медичи укрепляли свою позицию посредством тщательно рассчитанных династических браков. Свадебные торжества в семействе Медичи сопровождались хорошо подготовленными, сложными представлениями, кульминацией которых являлась, обычно, ученая комедия с интермедиями. Аналогично, хотя и не с таким блеском, праздновались и другие важные события в жизни Флоренции – приемы высоких гостей, рождение наследников, крестины и т. п.

Самая ранняя документально зафиксированная постановка интермедий, приуроченных к празднованию свадьбы, состоялась при флорентийском дворе в 1518 году, когда по случаю бракосочетания Лоренцо II де’ Медичи с Маделиной де ла Тур д’Овернь, родственницей французского королевского дома, была показана «Комедия в стихах» (Commedia in versi) Лоренцо Строцци. Согласно Франческо Дзеффи, современному биографу Строцци, музыку для интермедий подобрал сам автор комедии. Перед началом пьесы громкие звуки труб, корнамуз и пиффаро «пробуждали чувства публики»; перед вторым актом появлялись три богато одетых мавра и играли на лютнях; перед третьим – сопрано, «повышая голоса согласно сюжету комедии», пели под аккомпанемент четырех виолонов; звучание «самых пронзительных щипковых инструментов» предшествовало всеобщей сумятице четвертого; музыка перед последним актом исполнялась четырьмя тромбонами, «звучащими искусно и сладко»3. Как следует из описания, Строцци специально заботился о том, чтобы отобранные им сочинения были связаны с пьесой и отражали средствами музыки общий ход развития действия. Хотя подобное соотношение с пьесой станет одной из характерных особенностей флорентийской традиции второй четверти XVI века, тем не менее собственно в музыкальном отношении интермедии Строцци ничем принципиально не отличались от интермедий non apparenti, описанных выше. Начиная с постановок комедий Н. Макиавелли «Клиция» (1525) и «Мандрагора» (1526), исполненных с мадригалами Филиппа Вердело на тексты «канцон» самого Макиавелли, мадригальный тип интермедий (intermedi madrigalesci) получил широкое распространение во Флоренции и стал одной из отличительных черт интермедий ее традиции, тогда как, например, в Ферраре основу интермедий составляли инструментальные интерлюдии (intermedi non apparente) и танцы. В текстах комедий подобные интермедии обозначались как madrigali, cori или canzoni.