Смекни!
smekni.com

Русский печной изразец (стр. 8 из 9)

Имеются также изразцы, снятые в самом Екатеринбурге, вероятно, изготовленные здесь же. Они представляют собой гладкие без рель. Скромно украшен незатейливым орнаментом синего цвета изразцы из пояса и козырька печи, а стенной и угловой изразцы имеют лишь узкую рамку. Фон, как и у соликамских изразцов – белый. Вынуты все эти предметы из одной печи, о чем говорит единая цветовая гамма и одинаковое композиционное решение всех кафлей.

О том, что в Екатеринбурге было собственное керамическое производство, свидетельствует запись в каталоге Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки 1887года.

Вот, что говорится в разделе: ''Полуфаянсовая, глиняная посуда и прочие изделия'':

''Фабрика в Екатеринбурге, при реке Исети. Заведует управляющий. 1 мастер, рабочих 15 человек, 3 живут при фабрике, остальные на стороне. Двигатели: 2 конных привода в 4 силы. Исполнительный механизм: 2 глиномялки бегуны, жернова и до 12 кругов ручных и ножных, 1 пресс. Для годового производства требуется: глины огнеупорной до 20 тонн пудов, кварца до 10 тонн пудов, глазури до 200 пудов, гончарной глины до 5 тонн пудов. Глина огнеупорная из Кунгура, гончарная Пермского уезда, глазурь итальянская. Изготавливается изразцов до 10 тыс шт. Средние по 50 коп., угли по 1 руб., кварцевого кирпича т. по 60 руб., огнеупорный обыкновенный по 25 руб., трубы огнеупорные и гончарные от 25 коп., чаши и раковины от 3 руб. и проч. Топливо: дров 4 куб. саж., хвои и пней до 50 куб. саж., каменного угля до 3тыс пуд. Сбыт преимущественно на Урале и в Сибири до Иркутска и часть в европейской России''1.

Старинное уральское производство стало основой для последующего развития керамики. Фарфоро-фаянсовые производства на Урале в первой половине XIX века действовали помимо Екатеринбурга в Шадринске, Нижнем Тагиле, Перьми.

Гончарная традиция продолжается и сегодня в творчестве отдельных мастеров и целых промыслов, в авторских изделиях и тиражных промышленных вещах, обращаются к ней самодеятельные художники и детские студии.

''Очевидный аспект интереса к народному искусству, то что рукотворная вещи призвана разрушать стандартность нашего окружения, внести в окружающую среду элемент непосредственного человеческого чувства.

Для сохранения своей суть человеку необходимо иметь в своём окружении вещи, рукотворного происхождения. Это один из путей реализации высочайшей ценности – межчеловеческого общения. Имея дело с вещами стандартными, созданными машиной, человек теряет ощущение собственного духовного богатства''2 Эстетика природного материала познаётся мастерами в их будничной практике, в процессе изготовления изделий. Свойство и возможности материала ощущаются резкой, воспринимаются глазами, пробуждая в душе мастера желание творить. На керамике легче всего пронаблюдать, как рождается пластический образ, объединяющий материальную и духовную суть изделия.

1.Каталог Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки. Екатеринбург,1887г.С.10.

2. Капусдикас А.С. ''Уроки народного искусства'' М.,1986г. С. 40

Ручной труд мастера сочетает в себе различные стороны человеческой деятельности. Проявляя в неразрывном целом способность человека чувствовать и творить, работать и радоваться, познавать и учить других, труд такого мастера наиболее полно реализует в себе целостного человека.

Создатели керамических изделий, как правило, универсалы. Они много знают о глине, её составе и свойствах, умеют пользоваться гончарным кругом, умеют достигать необходимых температур в печах для обжига, владеют тайной изготовления поливы, словом, это художники и технологи одновременно.

Таким мастером универсалом является Сергей Анатольевич Гаврилов, преподаватель Катайского педагогического училища. Он сам был выпускником художественно-графического отделения этого училища, после чего поступил в Нижнетагильский пед. Институт, по окончании которого, в том же 1984 году вернулся в пед училище в качестве преподавателя. Его предмет –художественная обработка материала. На уроках Сергея Анатольевича учащиеся пробуют свои силы в резьбе по дереву, в технике шпона, линогравюры и конечно же большой интерес для них представляет работа с глиной, с этим податливым материалом, способным будить фантазию и воплощать любые замыслы. Не случайно выбирают студенты для выполнения дипломных работ - изготовление керамических изделий: среди них - вазы, украшенные лепным рисунком, квасник в ''русском стиле'' с символическими изображениями рая и ада., мелкая пластика – фигурки людей и животных.

Сам Сергей Анатольевич вплотную занялся керамикой около 3 –х лет назад. Срок не большой, но для творческого человека и в малый отрезок времени достижимы высокие результаты. На зональной выставке среди преподавателей и учащихся ХГО пед училищ. 1997 года он получил диплом I степени. Такие выставки проходят каждые два года, на прежних – Гаврилов выставлял свои живописные работы, но сейчас его творческое вдохновение воплощается в глине и на седьмую зональную выставку, которая будет проводиться в Башкирии, снова поедут керамические изделия.

Интересны все предметы, находящиеся в мастерской Сергея Анатольевича. С большим юмором выполнены 365 (по числу дней в году) фигурок, забавно изображающих различные жизненные ситуации. Каждую отдельную сценку составляют от двух до четырёх персонажей. За основу формы взят конус.

Нельзя смотреть без улыбки на ''Поющих котов'' или деловитых ''Туристов''. Весело и самоиронично изобразил Гаврилов группу: ''Художник и модель''. Наталкивает на размышление композиция ''Белая ворона'', хотя и в ней есть доля юмора.

Лирическое настроение навевают три ангела в белых, чуть мерцающих, одеждах. Эту работу Гаврилов планирует показать на ближайшей выставке.

Интересуют мастера русские народные традиции, в них он черпает вдохновение, выполняя игрушки-свистульки, панно, состоящее из нескольких десятков глиняных плиток с рельефными изображениями по мотивам лубков (рис….)

Эти нравоучительные, познавательные, весёлые картинки для народа, размноженные в сотнях экземпляров, издревле пользовались любовью не только в России, но и в других странах. Место и время их рождения теряется в дали столетий. Вслед за религиозной народной картинкой обрели право на самостоятельную жизнь листы светские – забавные карикатуры, рисунки на темы излюбленных песен, сказок, романов и повестей. Народным картинкам свойственна поэтическая образность содержания, крайняя вольность языка и, вместе с тем, нравственная чистота.

Многообразные по темам, образам, эти картинку своеобразное свидетельство жизни и быта народа на протяжении многих столетий.

Гаврилов использовал в своём панно наиболее распространенные на Руси XVIII века сюжеты лубочных картинок. Это и аппозиционные листы раскольников, которые резко осуждали деятельность Петра I. Они изображали его в виде сидящего кота с аккуратно подстриженными усами и надписью, пародировавшей государев титул: ''Кот казанский, ум астраханский, разум сибирский…''. И лубки с немецких и французских народных картинок и даже с гравюр профессиональных художников. Среди действующих персонажей Полишинель, породивший впоследствии целую серию ''шутовских'' картинок. Дурачок и охальник с крючковатым носом сидит верхом на свинье. У него появляются сотоварищи – шуты Фарнос и Гонос, Фома и Ерёма, Парамошка и Савоська. и др. Здесь же изображения народных празднеств и гуляний: популярные на масленицу кулачные бои – ''стенка на стенку'', ''пляска'' медведя и козы под музыку поводырей.- ''Медведь с Козою прохлаждаются''. Существует серия любовных картинок. В них рассказывается о представителях всех сословий. ''Черныё глаз, поцелуй хоть раз'', - шепчет франт дворянин барышне, - ''тебя не убудет, а мне радости прибудет''. По примеру господ ухаживают и слуги: ''Душа, Танюшка, - просит лакей Ванюшка, - люби меня, будь во век моя''. ''Яков – кучер кухарку обнимает…'', ''Отдай мне ведра….'', - кричит дворнику судомойка и т.д.

Немалое количество картинок посвящено было пьяницам и кабакам. Например, одна из них представляет похвалу хмеля: ''Аз есть хмель, высокая голова… Руки мои держат всю землю''. В центре изображен сам разросшийся хмель, а вокруг все беды, которые могут приключиться с пьяным богачом, монахом, работником.

Выбор лубков в те давние времена был обширен. Каждый желающий мог выбрать картинку по своему вкусу и разумению. Вряд ли кто мог тогда предположить, что и через двести лет после своего рождения лубочный лист будет вызывать такой живой интерес. Любопытен он не только учёным, специалистам – исследователям древности, но и современным мастерам, занимающимся декоративно-прикладным искусством. Интересен как своей техникой , так и сюжетным замыслом. Вот и Сергей Анатольевич в своем панно использовал образы с лубочных картинок. Несколько изменив структуру лубка, он вынес пояснительные надписи на отдельные плитки так, что получилось чередование изображений и текста. От этих глиняных рельефов веет теплом, задором, свойственным русской душе. Хочется подробно, во всех деталях, рассмотреть каждую сценку, обращая внимание на одежду персонажей, выражения их лиц, жесты, ведь выполнены они с большим мастерством.