Смекни!
smekni.com

Русский печной изразец (стр. 9 из 9)

Немало времени потребовалось для тог, чтобы изучив материалы о лубке, создать это панно, включающее в себя 40 плиток – изображений и 14 – пояснений к ним. Выполнены плиты из местных глин, обжигались без применения поливы.

У Гаврилова ещё множество задумок, которые предстоит выполнить в материале. Такие мастера, как Сергей Анатольевич, способствуют сохранению и развитию национальных традиций.

Живое наследие традиции, естественно живущее в народе художественное мастерство – залог органического продолжения исторической традиции.

Заключение.

Устойчивость традиционных форм в народном декоративном искусстве объясняется стремлением народных мастеров исходить из ранее созданного, практически усовершенствованного и отстоявшегося образца, варьировать и шлифовать его.

''Народ… выбирает, сохраняет и несёт, шлифуя на протяжении многих десятилетий, только самое ценное, самое гениальное''.1

То, что традиция изразца продолжалась на протяжении длительного времени – подтверждает совершенство этого промысла.

От доисторических времён детство человечества до дней космической эры обыкновенная глина всегда являлась первоосновой различных керамических изделий. Поливная керамика, облицовочные кирпичи и плитки вошли в декоративное убранство как внешнего вида зданий, так и интерьеров.

Каждая эпоха вносила свои характерные особенности во внешний вид изразцов.

После значительного расцвета производства древнерусской монументально-декоративной керамики в Киевской Руси наступает известный упадок. В дальнейшем, в XV-XVI веках русские гончары добились отдельных выдающихся достижений в искусстве керамики. Однако лишь во второй половине XVII века эти достижения были объединены и творчески переработаны в принципиально новой технике – майолике, получившей иные художественные качества. Развивавшаяся в русле традиций русского искусства, эта майолика носила яркий национальный характер. В развитии русского изразцового дела в XVIII столетии можно наметить несколько периодов. В начале века наружная изразцовая облицовка постепенно исчезает, переходя в облицовку внутри помещения, что было вызвано изменениями в русском зодчестве того времени. Меняется облик и самих изразцов. Постепенно исчезает рельеф, появляется гладкая белая поверхность с яркой и сочной

1.Калинин П. И. Об искусстве и литературе, М., 1957г. С.155-156.

росписью, с преобладанием зеленого, коричневого, фиолетового и желтого цветов. Наряду с этим в первой половине века существовало производство белых кафельных плиток с синей росписью, подражающих голландским кафлям.

В конце столетия в связи с изменениями интерьера и декора печей появляется новый тип изразцов. В их украшении преобладает орнаментальная роспись, которая вскоре уступает место белым рельефным изображениям на темы античной мифологии и соответствующему орнаменту.

Производство керамики, в основном архитектурной, в XIX – нас ХХ веках сосредоточилось в нескольких керамических мастерских, выполнявших отдельные заказы на уникальные украшения и стандартные декоративные детали.

Русским изразцам примерно девятьсот лет. Сменились поколения, правители, но по-прежнему опытные гончары обжигали в горнах глиняные коробки без крышек, раскрашенные и разрисованные с одной стороны. Для людей, для их радости и удовольствия создавали художники –гончары невиданной красоты керамическое убранство. И это стремление столь благородно и естественно, что хотя бы уже по этому изразцы должны жить и в будущем.

Список литературы.

1. Акунова Л.Ф., Крапивина В. А. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий. М., 1983.

2. Барадулин В.А., Сидоренко В. Т. Подсобные художественные промыслы России. М.,1982.

3. Баранова С.А. Изразцовое действо://Родина, 1994,№1С. 114-116//

4. Баранова С. А. Рукодельных хитростей изрядные изыскатели: //Родина, 1994,№2С 77-79//

5. Белов В. И. Лад. Очерки о народной эстетике: печники, гончары, М., 1982.

С. 49-52

6. Бусева-Давыдова И.Л. Древнерусское жилище://Иск-во, 1996,№2.С. 7-9//

7. Габриэль Г., Симулин А. Керамика в интерьере://Декоративное искусство. 1985,№4, С. 38-41.//

8. Иванов-Городов Н.Н. Производство печных изразцов. М., 1948

9. Иманов Г.М., Косов В.М., Смирнов Г.В. Производство художественной керамики. М., 1985

10. Капцедикас А. С. Искусство и ремесло. М.,1977

11. Каталог Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки: гр. 142 полуфаянсовая, глиняная посуда и пр. изделия. Екатеринбург, 1887.

12. Ковалёв В.М., Могильный Н.П. Русская кухня: традиции и обычаи .М., 1992, С 63-65.

13. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI –XVII столетиях, М, 1992

14. Левко Н. Витебские изразцы XIV – XVIII в. Минск, 1981

15. Малолетков В. Борьба с глиной://Культура, 199521/I.С. 4//

16. Маслих СА. Русское изразцовое искусство XV-XIXв. М.,1983

17. Миловский А.С. Скачи, добрый единорог: сказ про поливной изразец. М., 1983, С. 63-75

18. Немцова Н.И. Исследование и реставрация русских изразцовых печей XVII-XVIII вв. М, 1989

19.

Овсянников Ю.М. Солнечные плитки. Рассказы об изразцах.М.,1967.

20. Овсянников Ю.М.Лубок. Русские народные картинки XVII-XVIIIвв.М., 1968

21. Павловский В.В. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала. М., 1975.

22. Панкеев И.А. От крестин и до поминок. Обычаи, обряды, предания русского народа: дворы и дома. М., 1997, С.158

23. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы.М.,1984.

24. Пруслина К.Н. Русская керамика кон. XIX – нач. ХХ в. М., 1974

25. Русское декоративное искусство. В 3 т. ред. Леонова А.И. , М.,1962-65

26. Рябцев Ю.С. Мир русского крестьянства: крестьяне, жилище и утварь//Преподавание истории в школе, 1995, №3.С.62-66//

27. Сагалатов В.В. Производство печных изразцов. М., 1949

28. Семёнова М. Мы славяне: Огонь Сварожич; начнём от печки. С-Пр, 1997, С. 35-8; 170-178

29. Семёнова М. У очага наших предков://Очаг, 1993,№5-6, С. 4-8//

30. Сергиенко И.И. Сюжеты и орнаменты русских изразцов XVIII века://Памятники русской народной культуры XVII-XVIIIвв., М, 1990 С. 29//

31. Спегальский Ю.П. Декор псковских изразцовых печей XVII в. (Каталог выставки) Псков, 1976.

32. Теребилов П.С. Искусство из глины: //Усадьба, 1995, №3, С. 36-37//

33. Тикибаева С.С., Ахметов С.Ф. Секреты древних глазурей://Природа, 1991,№3С. 50-55//

34. Топоркова А.М. Хлеб да соль: о символике жилища //Родина, 1994,№9, С, 118-119//

35. Федотов Г.Я. Послушная глина .М., 1997

36. Филичко А.Ф. Как сложить печь. Челябинск, 1991

37. Чикильдин С.А. Художественное оформление гончарных изделий и производство изразцов. М., 1948

38. Чикильдин С.А. Производство изразцов и облицовочных плиток. М., 1953.

Список иллюстраций.

1. Типы румп: а) коробчатая XVI-XVII в-в;

б) отступающая от краёв изразца XVII-ХIX в-в;

в) коробчатая XVIII-ХIX в-в

2. Профили стенок румп, отступающих от краев изразца:

а) Москва и Центральная Россия.

б) в) Великий Устюг и Тотьма;

г) Александровская слобода;

д) Петербург.

3-4. Красные широкорамочные печные изразцы. Конец XVI- первая половина XVII в.

5-6. Муравленые изразцы московского производства из декора Троицкой церкви в Костроме 1645-1650г.

7-8. Расписные печные изразцы петербургского производства. 10-20-е годы XVIII в.

9-10 Расписные печные изразцы московского производства. Вторая треть XVIIIв.

11-12. Расписной печной изразец московского производства. Вторая половина XVIIIв.

13-15. Расписные печные изразцы с синей росписью. Третья четверть XIXв. Изразцы Соликамского производства.

16. Печное клеймо из девяти рельефных изразцов из печи жилого дома в Соликамске. Первая четверть XVIIIв.

17. Фрагмент фриза из рельефных изразцов Богоявленской церкви в Соликамске. 1687.

18. Расписной печной изразец с синей росписью Балахнинского производства. Последняя четверть XVIII в.

19. Расписной печной изразец с синей росписью Соликамского производства. Последняя четверть XVIII в.

20. Печь, облицованная рельефными изразцами с росписью. Первая половина XVIII в. Реконструкция.

21. Печь, облицованная рельефными изразцами с росписью. Первая поло вина XVIII в. Реконструкция.

Изразцы Екатеринбургского краеведческого музея.

22-23. Изразцы полихромные. Начало XVIII в.

24. Печной набор расписных изразцов с синей росписью Соликамского производства. Последняя четверть XVIIIв.

25. Печной набор расписных изразцов с синей росписью Екатеринбургского производства. XIXв.

26-26. Фрагменты панно мастера –керамиста С.А. Гаврилова.

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Уральский Государственный Университет им. А.М. Горького

Факультет искусствоведения и культурологии

Кафедра истории искусств

Русский печной изразец

Допустить к защите: Дипломная работа

Зав. кафедрой студентки V курса

Кабановой Ирины

Анатольевны

Научный руководитель

Преподаватель кафедры

музееведения

Гончаров Юрий

Анатольевич

Екатеринбург

1999г.

Оглавление.

Введение. 2-4

Глава I. О керамике и изразце. 5-8

Глава II. Символика печи. Эволюция форм. 9-16

Глава III. Из истории изразца. 17-34

Глава IV. Уральский изразец. Керамика сегодня. 35-42

Заключение. 43-44

Список литературы. 45-46

Список иллюстраций. 47-48

Иллюстрации. 49-64