Смекни!
smekni.com

Искусство древней Греции, Крит (стр. 4 из 6)

В небольшом святилище, расположенном этажом выше "Мегарона царицы", был найден замечательный клад, состоящий из мелких вотивных предметов (играющий с быком акробат, статуэтка быка, миниатюрное изображение рыбы из золота, а также так наз. Бостонская богиня из золота и слоновой кости).

Южную часть восточного крыла занимало так называемое Святилище Двойных секир 55, комплекс помещений, дошедших до нас уже в видоизменённом состоянии и датируемых микенским временем. Р. Кастледен определил эти помещения как "Святилище раковины тритона" и "Святилище богини голубей" (которое функционировало около 1360 г. до Р.Х.)56. Здесь находилась сооруженная из камня скамья-жертвенник, на которой стояли статуэтки божества (т. наз. Богиня с голубями) и прочие культовые предметы. Имеется и "бассейн для очищений". Кроме того, обнаружены каменные пирамидальные подставки для двойных секир.

Рассмотрев помещения восточного крыла, опять придём к выводу, что они, как и помещения северного крыла, имели преимущественно культовое значение. Конструкция основных помещений этой зоны отличалась от той, которую имели культовые помещения западного и северного крыльев. Вероятно, это может указывать на то, что существовало различие в ритуалах, проходивших в разных частях дворца.

Северное крыло представлено системой входа и помещениями, лежащими к западу от входа. Рядом с входом находится большой трёхчастный зал с восемью пилястрами, поддерживающими потолок — это т. наз. Таможня 57. Здесь оканчивалась портовая дорога, и сюда, предположительно, доставляли товары из порта 58, не исключено, однако, что этот зал использовался в качестве пиршественного 59. От "Таможни" начинается т. наз. Рампа северного входа с впечатляющими балконами по обеим сторонам, ведущая к Центральному двору. Один из этих балконов восстановлен и на нём воссоздана рельефная фреска с изображением быка.

К северному входу примыкает Северо-Западный комплекс 60. Здесь находятся шесть очень глубоких подземелий (помещения, обнесённые прямоугольными стенами)61, относящиеся ещё к периоду Старых дворцов. В период Новых дворцов здесь был создан Северо-Западный комплекс, включавший в себя "Северный бассейн для очищений" и святилище с мощёным плитами полом и столбом посередине. "Северный бассейн для очищений" — это одно из самых интересных и важных помещений этого крыла. представляет собой прямоугольное в плане помещение, в юго-западном углу которого располагался люстральный бассейн, имеющий балюстраду с колоннами. По периметру бассейна вниз ведёт лестница. Размеры бассейна 7,8х5,8 кв.м, что делает его самым значительным в Кноссе люстральным участком. Как полагает Р. Кастледен, весь этот комплекс и, в частности, люстральный бассейн использовались как место ритуального омовения в бассейне паломников, прибывших во дворец по северной дороге 62. Святилище Северо-Западного комплекса, расположенное над подземельями Старых дворцов было украшено фрагментами т. наз. "Миниатюрных фресок": "Тройное святилище", "Святилище в роще" и "Собиратель шафрана" (самая ранняя из сохранившихся кносских фресок, датируется XVII в. до Р.Х.). Помимо описанных помещений в северо-западной части находились помещения. Таким образом, основные помещения северного крыла были связаны с северным входом во дворец и также, как и предыдущие части Кносского дворца носили ритуальный характер.

Если выйти из дворца и пойти на запад, то мы подойдём к знаменитому Театральному району, который, вероятно, являлся одним из официальных мест как дворца, так и города. Театральный район, к которому подходит царская дорога и один из тротуаров, ведущий во дворец, построен на месте раннего мощёного северо-западного двора. Восточная часть театрального района представляет собой 18 низких ступеней шириной 10,6 м. Общая высота театральной лестницы в Кноссе — 2,2 м, высота каждой ступеньки — 12 см 63. В юго-восточном углу района часть ступеней занимает оштукатуренный бастион прямоугольной формы, вытянутый с востока на запад 64, чьи стены покрыты следами живописной декорации.

У Театрального района заканчивается вымощенная плитами Царская дорога, которая вела через город к Малому дворцу 65. У царской дороги стояли некоторые крупные и значительных городских зданий ("Дом фресок" со знаменитыми фресками "Голубая птица" и "Голубые обезьяны" и др. постройки).

После извержения вулкана, произошедшего около 1450 г. до Р.Х. и послужившего окончанием периода Новых дворцов и начала периода Поздних дворцов, Кносс был сильно повреждён. Как и другие комплексы он вскоре восстанавливается. К этому времени относится сооружение южного ступенчатого портика, западного входа и коридора процессий с их декорацией, перестройка в складские помещения комнат, выходящих на юго-запад центрального двора 66. Были произведены изменения в Тронной зале, заново вымощен центральный двор, повышен уровень пола Северо-Западной залы. Возможно, количество используемых комнат сократилось, в основном пользовались помещениями западного и восточного крыльев.

Недаром мы так подробно рассмотрели планировку и специфику архитектурного решения Кносского дворца. Этот дворец будет выступать как своеобразный эталон при строительстве других подобных комплексов на Крите. Близок по размерам Кносскому дворец в Фесте, расположенный на южном побережье о-ва. Фесткий дворец был восстановлен после катастрофы Старых дворцов, но восстановлен, как отмечает Б. Р. Виппер, ".. более фундаментально, чем в Кноссе"67. Общий план близок в общих чертах кносскому дворцу, с той разницей, что главные помещения в Фесте расположены не на восток, а на север от центрального двора. В планировке Центрального двора заметно дальнейшее развитие идей, намеченных в Кноссе. Как считает Б.Р. Виппер это проявилось в том, что "…во-первых, двор имеет совершенно правильную симметричную форму. Главный вход с севера расположен не только точно в середине узкой стороны двора. Но и фланкирован двумя полуколоннами и двумя нишами, украшенными фресками… Другая отличительная особенность фесткого центрального двора заключается в том, что стены, окаймляющие его по широким сторонам, почти совершенно растворились в колоннах и портика. Вообще идея колоннады и её декоративного применения достигла в Фесте более богатого развития, чем в Кноссе"68. В Фестком дворце будет самый большой по площади ансамбль "Резиденции", расположенный к северу от центрального двора. Интересна не столько планировка этого ансамбля, сколько найденные ларнак (в политюроне), девять бронзовых лабрисов (в люстральной комнате), три ритона, один из которых в форме головы быка, и две пары рогов посвящения красного цвета (на лестнице).

Более скромным, по сравнению с Кноссом и Фестом, был дворец в Малии, на северном побережье о-ва, на восток от Кносса. При постройке дворцов в Маллии и Като Закро использовали планировку кносского дворца. Об этом свидетельствует изучение минойских поселений, в обоих случаях, наблюдается явное несоответствие ориентации дворцового комплекса и подступающих к нему с севера "городских кварталов", складывается впечатление, что дворец был насильственно "вписан" в уже сложившуюся ранее структуру поселения—планировка дворцовых построек в Маллии и Като Закро были сознательно смоделированы как уменьшенные и несколько видоизменённые копии кносского прототипа и внедрены прямо в центр поселений, уже существовавших здесь ранее и снесённых перед постройкой дворца комплексов протодворцового типа (как известный "квартал Мю")69. Сам дворец в Малии меньше кноссокого, менее щедро украшен лестницами и колонными портиками, световые шахты отсутствуют и свет во внутренние пространства попадает только со двора или через портики и коридоры. Но сохраняются наиболее главные черты архитектурно-планировочного решения: центральный двор (его размеры почти равны размерам двора в Фесте), группы помещений, связанные между собой длинными коридорами. По мнению Б.Р. Виппера, во дворце в Малии есть "…более консервативный приём комбинации помещений — крючком, напоминавший ещё примитивное распределение пространств в неолитических хижинах; кроме того, в Маллии преобладает мало типичный для критской архитектуры портик с двумя (не одной) колоннами посередине"70. В северо-западной части дворца в Маллии располагался комплекс "Резиденции"71. Как в Кноссе, в Фесте, он удалён от основных внешних входов во дворец. План большого зала напоминает Кносс, а малого — Фест 72.