Смекни!
smekni.com

Культурология (стр. 5 из 19)

Вот как характеризует Ясперс намеченные им стадии. Доистория - время создания человека, его биологических свойств, накопления им навыков и известных духовных ценностей. Это время лежит за пределом истории, так как об истории можно говорить только с момента появления письменных источников.

Почти одновременно в трех областях земного шара, отмечает Ясперс, возникают древнейшие культуры. Это, во-первых, шумеро-вавилонская, египетская и Эгейский мир с 4000 г.; во-вторых, открытая в раскопках доарийская культура долины Инда третьего тысячелетия (связанная с Шумером); в-третьих, смутно сквозящий в воспоминаниях, оставивший скудные следы, архаический мир Китая второго тысячелетия до н.э.

В противовес популярным в Европе 20-30 гг. концепциям культурных циклов, развитых Шпенглером, а затем со значительными коррективами Тойнби в своей теории, Ясперс исходит из представления о том, что человечество имеет единые истоки и единый путь развития.

Ясперс относит ось мировой истории ко времени около 500 лет до н.э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н.э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. В это время, по мнению Ясперса, происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии, мыслили Мо-цзы, Чжуанцзы, Ле-цзы и бесчисленное множество других. В Индии возникли Упанишады, жил Будда. В философии - в Индии, как и в Китае - были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, материализма, софистики и нигилизма. В Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба со злом. В Палестине выступали пророки-Илия,Исайя,Иеремияи Второй Иссайя. В Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда.

Осевое время, по Ясперсу, знаменует собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями. Оно растворяет их, вбирает в себя, предоставляет им гибнуть, независимо оттого, является ли носителем нового, народ древней культуры или другие народы. Все то, что существовало до осевого времени, пусть даже оно было величественным, подобно вавилонской, египетской, индийской или китайской культурам, воспринимается как нечто дремлющее, непробудившееся.

Вначале осевое время ограничено в пространственном отношении, но исторически оно становится всеохватывающим. Народы, не воспринявшие идей осевого периода, остаются на уровне природного существования, их жизнь неисторична, подобно жизни множества людей на протяжении десятков тысяч и сотен тысяч лет. Люди вне сфер, составляющих осевое время, либо остались в стороне, либо вошли в соприкосновение с каким-либо из центров духовного изучения. В последнем случае они вошли в историю. Так, в орбиту осевого времени были втянуты на Западе германские и славянские народы, на Востоке-японцы, малайцы и сиамцы. По мнению Ясперса, осевое время, принятое за отправную точку, определяет вопросы и масштабы, прилагаемые ко всему предшествующему и последующему развитию. Предшествующие ему великие культуры древности теряют свою специфику. Народы, которые были их носителями, становятся для нас неразличимы.

Итак, в истории Ясперс выделяет четыре "среза": возникновение языков, изобретение орудий, начало использования огня; возникновение высоких культур в Египте, Месопотамии, Индии и позже в Китае в 3-5-м тыс. до н.э.; духовное основоположение человечества, происшедшее в VIII- II вв. до н.э. одновременно и независимо в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции; подготовленное в Европе с конца средневековья рождение научно-технической эры, которая духовно конституируется в XVII в. приобретает всеохватывающий характер с конца XVIII в. и получает чрезвычайно быстрое развитие в XX в.

Третий "срез" представляет собой, по Ясперсу, своеобразную "ось мирового времени", этап, на котором возникает современный нам человек со своими представлениями о присущих ему возможностях и границах осознания себя как Самости; с теми представлениями об ответственности, которые существуют и в наши дни. На этом этапе происходит становление истории человечества, тогда как до "осевого времени" имели место лишь локальные истории. Ясперс высказывает предположение, что не исключено продвижение человечества к новому "осевому времени", способному породить основу подлинной человеческой истории.


Раздел II. Исторические типы культуры

Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)

Большая часть истории человечества приходится на период первобытности. Ондлилсямногосотентысячлет.

Самые древние орудия человека датируются около 2,5 млн. лет назад. По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю первобытного мира на три века: каменный, бронзовый и железный. В свою очередь каменный век делится на несколько эпох: древнекаменный век, или палеолит (примерно от 2,6 млн. до 12 тыс. лет до н.э.), среднекаменный, или мезолит (примерно от 12до 7 тыс. лет до н.э.), новокаменный век, или неолит (примерно от 7 до 4 тыс. лет. до н.э.), меднокаменный, или энеолит (примерно 3 - начало 2 тыс. до н.э.). Бронзовый век - примерно 2 начало 1 тыс. до н.э., железный век -примерно с середины 1 тыс. до н.э.

В свою очередь, палеолит подразделяется на три периода - нижний, средний и верхний (или поздний).

Характерной особенностью первобытного искусства на самом раннем этапе был синкретизм (от греч. synkretismos - соединение) - сочетание разнородных воззрений. Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию самого гомосапиенса (человека разумного). На этой стадии возможности всех психических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе (от греч. arche - начало и typos - образ) - прообразе, первичной форме. Осознание мира происходило стихийно, за каждым понятием скрывался образ, живое действие.

Первые дошедшие до нас произведения первобытного изобразительного искусства относятся к зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33 - 18-е тыс. до н.э.)1. Это женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела, схематизированными головами - так называемые "Венеры", по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Подобные "Венеры" найдены также в Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других странах.

В это же время появляются обобщенно выразительные изображения животных, воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя.

Древнейшие памятники искусства найдены в Западной Европе. Они датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека современного типа. Памятники первобытной живописи открыты более 100 лет назад. В 1879 г. испанский археолог М.Саутуола открыл многокрасочные изображения палеолитической эпохи в пещере Альтамира (Испания). В 1895 г. были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ля Мут во Франции. Во Франции в 1901 г. АнриБрейль (1877 - 1961) обнаружил около 300 рисунков мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя в пещере Ле-Комбатель в долине Везера. Есть и изображение человека (в большинстве случаев в масках). В том же году недалеко отЛе-Комбателя археолог Пестрони в пещере Фон деГом открыл целую "картинную галерею": 40 рисунков диких лошадей, 23 - мамонта, 17 - оленей. Рисунки выполнены охрой и другими красками, секрет производства которых не найден и поныне.

В новом каменном веке появился первый искусственный материал, -изобретенный человеком, - огнеупорная глина. Прежде люди использовали для своих нужд то, что давала природа, - камень, дерево, кость.

Тонкая и мягкая традиция тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатление объема, ощущение фактуры шкуры зверя. При всей своей жизненной выразительности и реалистической обобщенности палеолитическое искусство остается интуитивно-спонтанным. Оно состоит из отдельных конкретных образов, в нем отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.