Действующее лицо | Ремарка автора | Анализ ремарок |
А.А. Сквозник-Дмухановский,городничий. | Значительно поднимает палец вверхВздохнувХватаясь за головуВ сторону, с лицом, принимающим ироническое выражениеВходит на цыпочках, После небольшого молчания, Поднимается на цыпочки; вся сцена вполголоса.Бьет себя по лбу, махнул рукой, в сердцах, В исступлении, Грозит самому себе кулаком, Стучит со злости ногами об пол, Сует кулаком и бьет каблуком в пол. | Указывает на главное чиновникамЧасто употребляется в начале произведения - вздох, как предвещание неизбежногоНесколько раз применяемая ремарка.Часто использована ремарка В сторону. особенно в разговоре с Хлестаковым. Есть что скрывать.Боится разбудить гостя.Самобичевание. |
Анна Андреевна, жена его. | Машет платком, Кричит в окно, поспешно уходит вместе с Марьей Антоновной и говорит за сценою. | Часто кричит, пытаясь узнать побольше |
Марья Антоновна, дочь его. | Всматривается в окно и вскрикивает | Любопытна. |
Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ. | Вытягиваясь не без трепета, про себя, в нерешимости, Лука Лукич пробует закурить и весь дрожит, от испуга выронил сигару, плюнул и, махнув рукою, про себя, Лука Лукич находится в совершенном недоумении, что сказать, Вынимает и, подает, дрожа, ассигнации, летит вон почти бегом и говорит в сторону. | Внутренне и внешнее проявление робости, даже в мыслях “про себя” |
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья. | Строит всех полукружиемВытянувшись и придерживая рукой шпагу, высовывая понемногу вперед сжатый кулак, потерявшись и роняя на пол ассигнации, раскланиваясь и уходя, в сторону, Приподымается со стула, вытянувшись и руки по швам. | На военный манерВнешнее проявление страха перед “ревизором” |
АртемийФилипповичЗемляника,попечительбогоугодныхзаведений. | Придвигается ближе со своим стулом и говорит вполголоса, Раскланивается с тем, чтобы уйти. | Старается войти в доверие, оставшись безнаказанным. |
Иван Кузьмич Шпекин,почтмейстер. | Почтмейстер впопыхах, с распечатанным письмом в руке, показывает письмо, Оставляя читать. | Постоянно в движение, в курсе дел, но сомневающийся. |
Петр Иванович Добчинский,Петр ИвановичБобчинский,городские помещики. | Бобчинский и Добчинский, оба входят, запыхавшись, перебивая, отводя его руки. | Говорит о суетливости, сбивчивости мысли, но в то же время старание охватить и рассказать как можно больше |
Иван Александрович Хлестаков, чиновник изПетербурга. | Ходит и разнообразно сжимает свои губы; наконец говорит громким и решительным голосом, громким, но не столь решительным голосом, голосом вовсе не решительным и не громким, очень близким к просьбе.Бодрится и выпрямливается, У дверей вертится ручка; Хлестаков бледнеет и съеживается.Сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко. Стучит кулаком по столу. Храбрясь.Раскланиваясь, рисуясь, посматривает на Анну Андреевну и рисуется перед ней. | Обращается не как к слуге, а как к приятелю.Два моментальных противопоставления, в котором видна внешняя напыщенность Хлестакова и внутренний страх.Внешняя суть побеждаетФлиртует с дамами |
Осип, слуга его | Дразнит его, усмехается и трясет головою | Указывает на действия по отношению к хозяину |
Явление последнее. Те же и жандарм.
Жандарм. Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.
Произнесенные слова поражают как громом всех. Звук изумления единодушно взлетает из дамских уст; вся группа, вдруг переменивши положение, остается в окаменении.
Немая сцена Городничий посередине в виде столба, с распростертыми руками и запрокинутой назад головою. По правую руку его жена и дочь с устремившимся к нему движеньем всего тела; за ними почтмейстер, превратившийся в вопросительный знак, обращенный к зрителям; за ним Лука Лукич, потерявшийся самым невинным образом; за ним, у самого края сцены, три дамы, гостьи, прислонившиеся одна к другой с самым сатирическим выражением лица, относящимся прямо к семейству городничего. По левую сторону городничего: Земляника, наклонивший голову несколько набок, как будто к чему-то прислушивающийся; за ним судья с растопыренными руками, присевший почти до земли и сделавший движенье губами, как бы хотел посвистать или произнесть: "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!" За ним Коробкин, обратившийся ко зрителям с прищуренным глазом и едким намеком на городничего; за ним, у самого края сцены, Бобчинский и Добчинский с устремившимися движеньями рук друг к другу, разинутыми ртами и выпученными друг на друга глазами. Прочие гости остаются просто столбами. Почти полторы минуты окаменевшая группа сохраняет такое положение. Занавес опускается. Гоголь проявляет себя не только как писатель, но и как постановщик. Он чётко прописал действия персонажей, а следовательно и актёров на сцене.