Смекни!
smekni.com

Состояние и пути совершенствования ТЮЗа им. А.А. Брянцева (стр. 2 из 10)

Каждое искусство, располагая особыми средствами воздействия , может и должно внести свой вклад в общую систему эстетического воспитания школьников. Театр, как никто другой из видов искусства обладает наибольшей «ёмкостью».

Искусство театра владеет поразительной способностью сливаться с жизнью. Сценическое представление хоть и происходит по ту сторону рампы, в моменты высшего напряжения стирает грань между искусством и жизнью и воспринимается зрителями как самая реальность. Притягательная сила театра и заключается в том, что «жизнь на сцене» свободно утверждает себя в воображении зрителя.

Посетитель театра становится театральным зрителем тогда, когда воспринимает этот двойной аспект сценического действия, не только видя перед собой жизненно конкретный акт, но и понимая внутренний смысл этого акта. Происходящее на сцене ощущается одновременно и как правда жизни, и как ее образное воссоздание. Основной закон театра – внутреннее соучастие зрителей в происходящих на сцене событиях – предполагает возбуждение воображения, самостоятельного, внутреннего творчества у каждого из зрителей. Этой захваченностью действием зритель отличается от равнодушного наблюдателя, который в театральных залах тоже встречается.

Активное воображение зрителей – это вовсе не какое-то особое духовное свойство избранных любителей искусства. Конечно, выработанный художественный вкус имеет большое значение, но это вопрос развитости тех эмоциональных начал, которые присущи каждому человеку. «Художественный вкус открывает читателю, слушателю, зрителю путь от внешней формы к внутренней и от нее к содержанию произведения. Чтобы этот путь был успешно пройден, необходимо соучастие воображения и памяти, эмоциональных и интеллектуальных сил психики, воли и внимания, наконец, веры и любви, т. е. тот же целостный психический комплекс душевных сил, которые осуществляют творческий акт».

Сознание художественной действительности в процессе восприятия тем глубже, чем полнее погружается зритель в сферу переживания, чем многослойней входит искусство в душу человека. Вот на этом стыке двух сфер - бессознательного переживания и сознательного восприятия искусства и существует воображение. Оно заложено в человеческой психике изначально, органически, доступно каждому человеку и может быть значительно развито в ходе накопления эстетического опыта. Чем богаче натура самого зрителя, чем более развито его эстетическое чувство, чем полней его художественный опыт, тем активнее его воображение и богаче его театральные впечатления.

Зрительская культура в большой мере зависит от характера того искусства, которое зрителю предлагается. Чем сложнее будет поставленная перед ним задача – эстетическая, этическая, философская, тем больше напрягается мысль, острее переживания, тоньше проявление вкуса зрителя. Ибо то, что мы называем культурой читателя, слушателя, зрителя, непосредственно связано с развитием самой личности человека, зависит от его духовного роста и воздействует на его дальнейший духовный рост.

Значительность задачи, которую театр ставит перед зрителем в психологическом плане, заключается в том, что художественный образ, данный во всей его сложности и противоречивости, зритель воспринимает поначалу как реальный, объективно существующий характер, а затем, по мере вживания в образ и раздумий над его действиями, раскрывает (как бы самостоятельно) его внутреннюю суть, его обобщающий смысл.

В плане эстетическом сложность задачи заключается в том, чтобы зритель воспринимал сценическую образность не только по критериям правды, но и умел (научился) расшифровывать ее поэтический метафорический смысл.

«Эффект театра», его доходчивость определяются не только достоинством самого творчества, но и достоинством, эстетической культурой зрительного зала. О зрителе как обязательном со-творце спектакля пишут и говорят чаще всего сами практики театра (режиссеры и актеры): «Не существует театрального представления без участия публики, и пьеса имеет шансы на успех, только если зритель сам «проигрывает» игру, т. е. принимает ее правила и исполняет роль лица сопереживающего или самоустраняющегося».

Неотъемлемой частью и урока театра, и факультатива, и театрализации как средства развития личности ребенка стал компонент театральной культуры, который по представлению педагогов, занимающихся этой работой заключается чаще всего в знакомстве школьников с театром как видом искусства, в изучении истории отечественного и зарубежного театра, в освоении элементов актерского мастерства и постановке спектаклей, в которых играют дети.

Активное вторжение с самого раннего возраста в детское сознание огромной массы зрелищных впечатлений, которые несут кино и телевидение, не проходит бесследно. Театр сегодня, безусловно, обращается к телевизионному поколению юных зрителей. Специфика телевизионного зрителя влияет на существование зрителя в театральном зале. Возможность при просмотре дома прервать передачу или фильм, остановиться, «выйти» из просмотра и снова «войти», когда вздумается, формируют своеобразное дискретное восприятие, которое подвергается в театре серьезному испытанию. Необходимость длительного погружения в целостный процесс общения с искусством сталкивается с неспособностью юных зрителей неспешно существовать в этом общении. Процесс усложняется еще и приверженностью многих современных режиссеров к созданию монументальных произведений длительностью по четыре и пять часов, иногда только с одним антрактом. Такие спектакли буквально проверяют «на прочность» зрительский интерес к театральному искусству.

1.3. Исследование статистики посещения ТЮЗа им. Брянцева в наши дни.

На самом деле театр имеет очень важную роль в формировании личности. Уже в раннем возрасте , от 1,5 лет создаются предпосылки. Поэтому здесь уже забота родителей как оказать влияние на своё чадо по приобщению к различному роду искусству, к той деятельности, которая окажет благоприятное, развивающее, действие на его личность. Так вот, в этом случае, на мой взгляд проводить исследование, опрос среди родителей детей дошкольного или школьного

( младших классов) бессмысленно. Объясняю это тем, что ответы с их стороны будут у большинства предсказуемыми : «нет времени ходить по театрам», «много работы», «сами знаем, как воспитывать детей» и так далее.

А вот опрос среди подрастающего поколения, детей в возрасте от 10 лет, я провела с помощью интернет- сайта. Сайт достаточно популярен сейчас по всей стране и постепенно набирает всё большие обороты по рейтингу – www.vkontakte.ru.

Вконтакте.ру – крупнейшая социальная сеть, универсальное средство для поиска знакомых. Вконтакте.ру помогает поддерживать связь с близкими людьми. Лозунг на главной странице портала гласит: «Мы хотим, чтобы друзья, одноклассники, однокурсники, соседи и коллеги всегда оставались в контакте».

Вконтакте.ру самый посещаемый сайт в рунете. Вконтакте.ру – лидер во многих сферах, так или иначе, связанный с веб-коммуникацией:

- самый посещаемый портал в России и СНГ;

- крупнейший хостинг фотографий в рунете: каждый день публикуются более 6 млн. фото;

- крупнейший видеоархив Рунета: ежедневно выкладываются свыше 800 тыс. новых видео-роликов;

- крупнейший аудио хостинг Рунета: каждый день загружается более 600 тыс. новых аудиофайлов.

- каждый час отсылается огромнейшее количество сообщений.

На сегодняшний день в проекте зарегистрировано более 28 млн. участников.

Итак, мною была создана группа, с целью опроса подростков, группу я назвала достаточно просто и в тоже время охарактеризующе её содержание – «Социологический опрос».

В содержании группы был один вопрос, ответы на который учитывались методом голосования, за предложенные на выбор ответы. Участников группы я приглашала сама, с помощью «расширенного поиска». Приглашения отправляла по возрастному признаку, а именно с 10 до 17 лет.

Подсчёты голосов проводились за период с 01.03.2009 по 01.04.2009, т.е группа опрос осуществлялся в течение месяца.

Анализ полученных результатов воспроизведен в виде диаграммы.

Выводы :

Смещение внимания детей и подростков в сторону зрелищно – развлекательных программ, увлечение телевидением, компьютерными играми и даже всеобщая компьютеризация, которая в целом принесла огромную пользу образовательному процессу; приобщение к западной «массовой культуре», сеющей в душах детей бездуховность, тягу к «красивой жизни», равнодушие к социальным проблемам,- всё это исказило и сократило возможность творческого общения, причём в том возрасте, когда полноценное общение – мощный фактор в формировании самосознания.

Поэтому в настоящее время становится актуальной проблема эстетического воспитания, приобщения к миру культуры подрастающего поколения. Решение этой же проблемы зависит от единства таких социальных институтов, как школа, социально- культурные учреждения, семья.

Так, театр юного зрителя становится одним из возможных путей приобщения ребёнка к искусству, развитию в нём творческого начала. Но привлечь юного зрителя в театр, который провоцирует сознание и душу на творческое осмысление не так-то просто. Дети оказываются беспомощными перед выбором спектакля в своих оценках и суждениях, поскольку у них отсутствует достаточный театральный опыт и театральная культура. Поэтому ребёнка необходимо подготовить к восприятию искусства в целом, так, как всё непонятное - не интересно, а значит, не запоминается и не вызывает необходимого отклика и не оказывает никакого действия ни на сознание, ни на духовный мир. Юный зритель должен быть готов к восприятию театральной постановки, владеть художественным языком театра. То есть взрослые – родители и педагоги должны руководить ( организовывать и направлять) подготовительной деятельностью в области театрального искусства. Юный, грамотный, профессиональный зритель, сохраняющий живопись и непосредственность восприятия, способен передать эмоциональный отклик, заряд, получивший в театре, своим сверстникам и сделает гораздо лучше, чем педагог или воспитатель.