Смекни!
smekni.com

Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного знания (стр. 2 из 10)


4. Уровни культуры: классическая и современная, элитарная и массовая, официальная и андеграунда.

Массовая культура – это потребительская культура со своими нормами и ценностями.

Элитарная культура – это лучшее, отборное, избранное, в переводе с франц. – культура творческого, созидающего меньшинства населения (научная, правовая, имущественная элита).

Понятия элитарная и массовая культура рассматриваются как основные особенности исторического и культурного развития человечества, при помощи которых характеризуется «элита» и «массы», власть и подчинение.

Они противоречат друг другу:

• Элитарная культура содержит базовые ценности, сведения об устройстве мироздания и человеческого общества, божественных нормах

• Массовая культура –рекомендации по богоподчинению, богослужению и социальному ритуалу

• Элитарная культура –социальное обновление, творчество и хранение и трансляция знаний

• Массовая культура – репродукция, повтор усвоенных технологий, привычных стереотипов.

Они должны соприкасаться и элитарный импульс должен входить в массовую культуру, ее модифицировать и обогащать, а творческие импульсы массовой культуры должны обогащаться и выступать фундаментальными программами культурного обновления.

Официальная культура – это строгие нормы и правила, протоколы, уставы и т.д.

Нормы и правила, обеспечивающие нравственно-эстетический характер отношений в воинский коллективах:

• Воинская субординация

• Сознательная дисциплина

• Взаимное уважение

• Уважение к старшим по званию, по возрасту

• Выдержка, спокойствие

Андеграунд – это не особо строгие правила

компоненты культуры поведения человека

• Внутренне содержание (сущность) человека

• Внешнее выражение поведения

• Характер взаимосвязи и степень соответствия их между собой

Обыденная культура - например, кто-то лечится сам

Специализированная культура – например, кто-то лечит людей.


5. Типология культуры: основные подходы систематизации культуры.

Типология – учение о видовых различиях культуры, культурно-исторических типах.

Единой общепринятой типологии культуры не существует, т.к.нет единого критерия, по которому принято сравнивать культуры, поэтому существуют различные концепции типологии культуры.

Основные подходы систематизации культуры:

• Формационный ( Маркса-Энгельса)

• Цивилизационный (типология выстаивается в зависимости от трактовки понятия «цивилизация»

• Религиозный – в основе доминирующий тип религиозного сознания (арабо-исламский, русско-православный, индо-буддийский типы)

• Конкретно-исторический - типология выстраивается в соответствии с историческими этапами : первобытная, культура древней цивилизации, средневековый тип культуры, ренессанский тип, нововременный тип культуры

• Концептуальный, или идеологический – в основе господствующая идеология

• Этно-национальный

• Географический

• Демографический – поло-возрастной состав населения, имущественный и социальный статус в основе.

• Технологический – ориентируется на уровень развития техники и технологии

• Природный – в основе отношение человека к природе - три типа:

природно-органический – человек – часть природы

культурный – человек отделяется от природы

технико-машинный – природа – объект изучения

Существуют различные концепции построения типологии культуры.

Концепция Сорокина в работе «Человек, культура, общество» - выделяет три основных типа культуры:

1. сенситивный (чувственный) – например эпоха Возрождения (возрождается античная понимание красоты) – 2-я половина 16 века

2. идеациональный – поклонение абсолютной идее, Богу, разуму, мало внимания уделяется личности – например, период Средневековья Западной Европы – за малейшее сомнение в фанатичной преданности идее жгли на костре

3. идеалистический – гармония между чувством и разумом, это период расцвета культуры – эпоха высшего ренессанса – Микеланджело – художник, скульптор.

Концепция К.Ясперса в работе «Смысл и назначение истории» - выделяет две эпохи:

1. доосевого времени – время формирования основ человеческого бытия

2. осевого времени - период формирования общемировых культур, традиций

В это время жили в Индии – Гаутама – основоположник 1-ой мировой религии – буддизма, Гиппократ – основоположник медицины, Евклид – геометрия.

Концепция Ницше в работе «Рождение трагедии в духе музыки» - выделяет в культуре

2 начала, опираясь на образы богов античной мифологии

1. Аполлоническое – рациональность, чувство меры, порядок, оптимистическое мировоззрение

2. дионисическое - напротив, иррациональность. Отсутствие меры, хаотичность, трагичность мироощущения.


6. Культура во времени и пространстве.

Теория Гегеля, Маркса и Энгельса, Вебера.

Данная концепция исходит из следующих положений:

1. История человечества – это единый процесс поступательного развития от низших ступеней к высшим.

2. история человечества развивается по определенным законам и эти законы познаваемые, впервые была сделана попытка показать механизмы общественного развития.

Впервые данная концепция была предоставлена в трудах Гегеля в работе «Феноменология духа» - Человек рассматривается как существо духовное, сущностью «духа» выступает стремление человека к свободе.

Гегель выделяет 3 типа культуры (в зависимости от степени познания свободы)

1 тип – восточный – происходит только осознание свободы, ему присущи естественность, природность.

Форма государственного устройства – деспотия. Деспотия – первый шаг к свободе для всех через свободу для одного.

2 тип – античный – границы свободы расширяются, человек отделяется от природы, происходит возвышение человеческой личности.

Формируются принципы демократии (например, Афины – правами обладали

10% рожденных свободными мужчин, женщины не считались равноправными).

3 тип – германо-христианский - преодолеваются недостатки предшествующих периодов, идея равенства выражается в христианстве.

Концепция Маркса и Энгельса (формационная концепция)

Основой культуры является труд, характер труда и способ распределения материальных благ определяют тип формации, от низших ступеней к высшим:

- первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический

Концепция Вебера в работе «Протестантская этика и дух капитализма»

Вебер делает попытку создать идеальную модель развития человечества, выделяет три типа культуры:

1. традиционный – основан на соблюдении традиций и обычаев (Восток, Россия)

2. харизматитческий – общество подчиняется воле одного лидера- период реформации – протестантская этика

3. рациональный – общество основано на рациональных принципах и правовой основе (Запад, Америка)


7. Цивилизационные теории развития культуры (Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби)

Данная концепция исходит из следующих положений:

1. отрицается идея единого всемирно-исторического процесса (линейная коцепция)

2. за основу изучения были взяты отдельные самостоятельные локальные цивилизализации

3. каждая цивилизация рассматривается как живой организм, который в своем развитии проходит все стадии с момента зарождения , включая периоды подъема, упадка и гибели

4. история человечества – совокупная история отдельных цивилизаций

Основоположник данной концепции – Николай Данилевский, работа «Россия и Европа» 1869год

Эта работа появилась в связи со спором западников и славянофилов о путях развития России. Он противопоставляет Россию Западу.

Данилевский выделяет 11 культурно-исторических типов (10+1отдельно)

1.древнесемитский (Ассирия, Вавилон), 2.египетский, 3.греческий, 4.римский, 5.индийский, 6.китайский, 7.арабский, 8.западно-европейский, …и др. + 1 – славянский

Данилевский является основоположником панславизма – провозглашает единство славянских народов и единую культуру славян.

3 стадии культурного развития типа в концепции Данилевского:

1. этнографическая – закладываются основы типа (традиции и др)

2. государственная – формируются типа государственного устройства (диктатура)

3. цивилизационная – в полной мере проявляются все задатки типа

Основы одного типа не могут быть переданы насильственно другому.

Концепцию Данилевского продолжил Шпенглер.

Концепция Освальда Шпенглера в работе «Закат Европы» 1914-1915гг

Европа переживает стадию гибели духовной культуры (закат, упадок).

Шпенглер выделяет 8 сложившихся цивилизаций:

1. египетская, шумеро-вавилонская, греко-римская, индийская китаиская, арабская, западно-европейская, культура народов Майя, которая не прошла стадию цивилизации

Шпенглер считал, что каждый культурно-исторический тип в своем развитии проходит 2 стадии:

1. восхождение - культура, где преобладают духовные интересы

2. нисхождение –материальные интересы преобладают над духовными, появляется стремление к мировому господству.

В качестве пробуждающейся культуры Шпенглер рассматривал русско-сибирский тип культуры ( к.19 – нач.20века – «Серебряный век» русской культуры.

В русской культуре он видел спасение духовных основ европейской культуры.

Концепция Арнольда Тойнби

Работа «Постижение истории» 1934-1961г.

Он сформулировал закон возникновения и гибели цивилизации.

Тойнби под цивилизацией понимал социо-культурный феномен, ограниченный пространственно-временными рамками, имеющий четко выраженные параметры технологического развития, основу которого составляет религия.

Тойнби выделяет 21 цивилизацию – индо-буддийскую, китайско-конфуционную, православная основная (Греко-византийская), православная русская и др.


8. Культура и цивилизация.

Соотношение понятий культуры и цивилизации.