Смекни!
smekni.com

Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного знания (стр. 5 из 10)

Восток представлен множеством самостоятельных локальных цивилизаций, среди которых выделяются 3 культурно-исторических типа:

- индо-буддийский;

- китайско-конфуцианский;

- арабо-исламский.

Запад – это альтернатива Востоку, которому свойственны следующие черты:

- материализм

- прагматизм

- активность

- индивидуализм

- развитие

- инновация

- демократизм (свобода, равенство, братство)

Запад представлен одной цивилизацией, зародившейся в бассейне Эгейского моря, которая в своём развитии прошла следующие этапы:

- эллинистический

- эллинистически – римский

- романо-германского христианского средневековья.

- нововременная культура.

С открытием Америки западная культура вместе с переселенцами распространилась в странах нового света. С точки зрения Карла Ясперса, западного человека от восточного отличает 3 принципа:

1. рациональность

2. господство техники

3. субъективность самобытия.

Существуют различные точки зрения на проблему взаимоотношения запада и востока:

• Точка зрения культурного единства запада и востока. Культура зарождается на востоке и постепенно распространяется на запад. На ранних этапах развития греческой культуры ярко проявляются восточные каноны, в частности, египетские.

• Точка зрения культурного разделения запада и востока. Чаадаев.

• Точка зрения культурного превосходства запада над востоком. Она опирается на техническое преимущество запада.

• Точка зрения культурного превосходства востока над западом. Она основывается на знаниях людей востока о природе и о самом человеке (тибетская медицина, система йоги). Западная цивилизация предстаёт как цивилизация однобокого развития. Развивая технику, люди убивают себя. Эта философия встречается в индийской философии.

Позиция Запад Восток

1. ценность – объект (что или кто в центре)

2. ценность – вектор (на что опирается культура)

3. ценности первого порядка.

4. ценности второго порядка

5. характеристика человека

6. отношение к природе

7. отношение к религии

8. ценностные ориентиры

9. отношение к истине, принцип познаваемости мира.

Личность

Развитие, инновация (мода, политика, техника, все направления культуры)

Свобода, равенство, труд

Закон, частная собственность, рынок

Эктраверт

Стремление покорить природу

Обрядность и суеверие, а не глубокая религиозность.

Потребительские (карьерный рост)

Практика, принцип безграничной познаваемости мира. Государство

Стабильность, постоянство

Мир (с самим собой, в государстве, между государствами), порядок традиции.

Религиозность (религия – основа, иерархичность, ритуал, доведённый до автоматизма)

Интроверт

Сохранить гармонию с природой, познать её законы. Природа – Бог.

Конкретная, глубоко личное вероповедание.

Духовная.

Истина самобытия, саморегулирующее, что даёт человеку свыше. Истина не познаваема.

Запад и восток – это 2 различные культуры, но на протяжении всей истории существования они влияют друг на друга.


21. Генезис культуры: структурные элементы первобытной культуры.

Чтобы понять сущность явления, надо знать, как оно зародилась и какие этапы прошло в своём развитии.

Источники изучения:

1. священные книги. У каждого народа есть свои священные писания (Индия – Веды, Буддизм – Трипитаки, Библия – Ветхий Завет (иудеи) и Новый Завет (христианство)).

2. научные источники: археология, антропология, палеонтология, геология, физика, химия.

3. фольклорные источники: мифы, предания, сказки, песни, пословицы, поговорки.

Для каждой эпохи свойственны соответствующие картины мира:

• I эпоха: эпоха первобытности – мифологическая картина мира.

• II эпоха: эпоха древней цивилизации и средневековья – религиозная картина мира.

• III эпоха: эпоха возрождения – гуманистическая картина мира (главная роль человека)

• IV эпоха: эпоха просвещения – просветительская (Руссо, Дидро).

• V эпоха: эпоха научной революции (XIXв.) – эволюционистская (открытия биологии, географии, химии).

• VI эпоха: эпоха НТР (XXв.) – релятивистская (относительная) картина мира.

Основные версии оантропогенеза:

1. Орудийно-трудовая (19в.) – Дарвин, Маркс. Суть: основой культуры является труд, труд создал человека, в процессе труда формируется речь и мышление.

2. Игровая – культура возникает в игре, как игра. Способностью к игре обладают все живые организмы, но только человек способен к игре в полном смысле этого слова, а именно, к игре с воображаемыми возможностями. С развитием культуры игра отходит на второй план и растворяется в искусстве, политике, спорте.

3. Психоаналитическая (натуралистическая). Культура отталкивается от психобиологической культуры человека и недооценивает социальные факторы. Культура – проекция человеческой психики на общественный экран.

4. Символическая (семиотическая). В объяснении культуры отталкиваются от свойственной только человеку способности создавать образы и символы.

5. функциональная теория (Малиновский, Фриш). Культура возникает как ответ на естественные потребности человека (первичные и вторичные)

6. теория диффузионизма. Культура в силу благоприятных условий, включая природные факторы, зародилась в одном месте и кругами распространилась в разные стороны. Например, Тибет является основным культурным ареалом.

7. социологическая теория. Человек формируется под влиянием общественной среды.

Особенности первобытного мышления и его роль в формировании культуры.

Отличительной чертой первобытной культуры является сенкритизм – нерасчленённость, слитность всех составных элементов, либо частей культуры.

Появление ранних форм культуры относят к эпохе верхнего палеолита (4 тыс. лет до НЭ).

Переход от первобытности к цивилизациям происходит в эпоху неолита (с 4 тыс.до н.э.)

Для этого имелись соответствующие предпосылки:

• Природные (наличие великих рек)

• Экономические (более высокий уровень техники)

• Социально-политический (появляется социальное неравенство, складываются сословия, касты).

Древние цивилизации – некое единство, противостоящее тому, что цивилизацией еще не является, а именно доклассовому, догородскому, догражданскому, догосударственному, дописьменному состоянию общества и культуры.

Древние цивилизации –древние не столько в силу временных признаков, а скорее в силу того, что они унаследовали от первобытности : стиль мышления, способ речи и действия.

Миф в эпоху первобытности становится основой мировоззрения, прагматическим законом, обязателен для выполнения. Он обосновал необходимость выполнения религиозных обрядов и культов, формировал этические и эстетически идеалы, объяснял непонятные явления, регулировал взаимоотношения людей.


22. Миф как феномен культуры.

Миф с греческого означает речь, рассказ, устное повествование. Мифы проявляются тогда, когда человек выделяет себя из окружающего мира и осознаёт противоречия между ним и окружающим миром.

Миф – иллюзорное разрешение противоречий между человеком и окружающим миром (жизнь и смерть, день и ночь).

По структуре миф состоит из 2-х частей:

• Обращение к далёкому прошлому.

• Объяснение настоящего и будущего с помощью опытов предков.

Существуют различные теории мифа:

1. натуралистическая (природная). Миф – олицетворённое описание и объяснение явлений природы.

2. социальная (общество). Миф – отражение социальной реальности.

3. психоаналитическая. Миф – отражение индивидуального, коллективного бессознательного начала человеческой психики.

4. ритуалистическая. Миф – словесный ряд ритуала.

5. лингвистическая. Миф отражает определённый этап человеческой речи и человеческого мышления.

6. эвгемеристическая (миф – легенда).

7. игровая.

8. функциональная. Малиновский.

9. просветительская. Миф – выдумка.

10. символическая.

Категории мифа:

1. миф о небесных явлениях.

2. мифы о происхождении людей от животных, и наоборот (Дарвин).

3. мифы космогонические.

4. мифы эскатологические – пророчество конца света.

5. мифы о культурных героях.

6. мифы о мировом древе.

Миф в эпоху первобытности становится основой мировоззрения, прагматическим законом, обязателен для выполнения. Он обосновал необходимость выполнения религиозных обрядов и культов, формировал этические и эстетически идеалы, объяснял непонятные явления, регулировал взаимоотношения людей.


24. Античность как тип культуры. Влияние античности на мировую культуру.

Под античной культурой принято понимать культуру Древней Греции и Древнего Рима. Выделяют 6 периодов в развитии античной культуры:

1. Эгейская культура ( 3-2тыс. до НЭ)

Об этой культуре говорили: «не восточная по территории, но восточная по характеру»

2. Гомеровский (Ранний архаичный период) (11-9в. до НЭ). Единственным историческим источником, дающим представление об этой культуре являются поэмы Гомера (Илиада, Одиссея).

3. Архаический (8-6в. до НЭ). Культура формируется в греческих городах, государствах, полисах со своей системой ценностей (полис Спарты и полис Афины).

4. Классический (5-посл.треть 4в. до НЭ). Наиболее интенсивный период - период наивысшего подъёма греческой культуры (в скульптуре особое внимание уделяется пластике, динамике, появляются индивидуальные черты). Литература – 2 жанра (трагедия (Софокл)и комедия (Аристофан)).

5. Эпоха эллинизма (посл.треть 4в. – по 1в. до НЭ). Этот период связан с завоевательными походами на восток и образованием эллинистической монархией. В культуре происходят переплетения греческих и восточных традиций. В архитектуре (у греков) стремление к гигантомании.