Смекни!
smekni.com

Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного знания (стр. 9 из 10)

Масоны ставили своей целью объединить человечество в религиозном братском союзе и превратить христианство в истинное христианство.

Екатерина запустила в русский политический оборот многие идеи, не вполне освоенные даже в Западной Европе.

С Екатерининского времени из наиболее предприимчивых слоёв дворян начинает интенсивно формироваться русская буржуазия. Не случайно, в 80-90е годы 18-го века в экономике России стал складываться буржуазный уклад.

Освобождённое дворянство получило возможность появившийся у него досуг направлять на занятия наукой, искусством, образованием, и потому с екатерининского времени из наиболее образованных слоёв дворян начинает интенсивно формироваться русская интеллигенция.

Однако с конца 80-х г. Екатерина стала резко отходить от либерального курса,

была запрещена продажа западноевропейской просветительской литературы, начались гонения на русских просветителей, и была запрещена деятельность масонских организаций.

Главное :

Дворянско – светский аспект русской культуры:

• Абсолютизм – неограниченная верховная власть – абсолютная монархия

Петра 1

- просвещенный абсолютизм Екатерины 2

- процесс европеизации: централизация, бюрократизация

управлдения, регулярность армии, флота, полиции.

• Универсализм – «Нарышкинский стиль», русское барокко, рококо, классицизм

• Аристократизм – привилегированность, господствующее положение дворянского сословия – бюрократизация дворянства, чиновничья административная прослойка, дворянское предпринимательство.

Полупривилегированное сословие – деление населения на регулярное и нерегулярное по принципу владения собственностью и Табель о рангах

• Секуляризация – огосударствление церкви – секуляризация монастырских земель, передача судебных и образоватедльных функций в ведение государства.

Секуляризация культуры – обмирщение, эмансипация, индивидуализация человеческой личностию, светские просветительные начала.

Классицизм просвещения (революционный классицизм) – продолжает традиции классицизма 17 века, но с нотой дидактизма, античность сливается с революционной борьбой. В 19 веке классицизм становится академическим направлением, утрачивает романтическую основу. Представители – литература Вольтер, Дидро, Руссо

Представители –

• В литературе – Ломоносов, оды Державина, Сумароков, трагедии Княжнина

• В театре – Волков, Дмитриевский

• В архитектуре – Баженов, Казаков, Воронихин, Захаров, Росси

• В скульптуре – Козловский, Мартос

• В живописи – Лосенко, Угрюмов


35. «Серебряный век» русской культуры.

Серебряный век (определение Бердяева) – в сравнении с золотым, пушкинским, - в истории русской культуры – это конец 19 – начало 20 столетия. До сих пор нет единого мнения о его хронологических рамках. Тем не менее его началом считают речь Достоевского на открытии памятника Пушкину в Москве (1880г.), а концом речь Блока «Он назначении поэта» (1921г.), тоже посвященную Пушкину.

Россия переживала тогда невероятно интенсивный интеллектуальный подъем, в первую очередь – философии и поэзии (русский культурный ренессанс)

Неповторимость Серебряного века видится прежде всего в «пограничности» сложившейся в России ситуации с мощнейшим конфликтом эпох, который

• Одним представлялся закатом европейской цивилизации, кризисом христианского сознания,

• Другим – выходом в обновленную жизнь и искусство, возможностью достичь заветных творческих высот.

Сорокалетний век – век поисков новых путей, духовная жизнь этого периода отличалась небывалой насыщенностью, продолжением прекрасных художественных традиций, желанием воскресить к новой жизни все образы и формы, выработанные человеческой культурой.

Художественный мир раскололся на два полярных сознания:

• Приверженность к духовному наследию прошлого

• Отрицание духовного наследия прошлого

Активный поиск новых форм привел к появлению

• Символизма

• Акмеизма

• Футуризма в литературе

• Кубизма и абстракционизма в живописи

• Символизма в музыке

Наряду с реализмом господствующим стилем и мировосприятием стал символизм – новая форма романтизма.

С особой силой в творчестве звучит чувство личности в человеке, его достоинства и ценности.

Серебряный век называют времени «великого синтеза», когда искусство мыслилось единым целым, с усилением тенденции к взаимопроникновению различных видов художественной деятельности.

Идеалом времени становится художник универсального типа, а идеалом слияния искусств – театр. Именно в театре, сфере, соединяющей многие виды творчества, можно достичь желаемого единства, синтеза искусства. Жизнь, искусство и театр смыкаются в представлении о мире как о вечной игре.

Преобразование реализма происходит на рубеже веков, начало его обновлению положили Толстой, Чехов, Куприн, Шмелев, Горький.

Соперники реализма – модернисты.

Особое место в философии и культуре Серебряного века заняла тема русской интеллигенции, тот трагический исторический тупик, в котором она оказалась.

Художественный уровень, открытия и находки в русской философской мысли, литературе и искусстве «серебряного века» дали творческий импульс в развитии русской и мировой культуры.

Представители : Бунин, Блок, Куприн, Гумилев, Есенин, Хлебников, Булгаков и др.


34. 19 век России как социокультурная эпоха.

Культура России 19 века - это пример невиданного взлета в своих вершинных достижениях. Ни в какое другое время в России не рождалось столько гениев мировой величины.

Это

• В литературе - Пушкин, Гогль, Тургенев, Некрасов, Толстой, Достоевский, Островский

• В музыке – Глинка, Мусоргский, Чайковский

• В живописи – Крамской, Репин

Это были яркие индивидуальности, не похожие друг на друга, хотя жили в одну эпоху, в одном государстве.

Все это позволяет назвать 19 век – Золотым веком русской культуры.

Особое место в культуре Золотого века занимает литература.

Классики русской литературы всегда тяготели к объемному многомерному мировосприятию, сохраняющему многозначность и образность.

Классическая литература 19 века стала синтетическим явлением культуры, универсальной формой общественного самосознания, выполняя миссию социальных наук.

Многие просвещенные люди строили свою жизнь, ориентируясь на высшие литературные образцы.

К середине 19 века русская культура проникает на Запад.

Лобачевский – строение вселенной, в Париже был поставлен «Ревизор» Гоголя.

Российская культура приобрела европейское и мировое значение.

Несмотря на все достижения культуры Золотого века, в России назревал культурный раскол. В 1897 г. было только 20% грамотных..

После 1881г. возобладали радикальные модернистские идеи в воем разрушительном виде. Золотому веку наступил конец.


36. Актуальные проблемы современной культуры.

Особенности формирования культуры 20в.:

1. 20в. – век противоречий, век войн, гонки вооружений, тоталитарных режимов, следоват.,человеческая жизнь обесценивается.

2. 20в – время интенсивного развития науки и техники, ускорение темпов времени, сокращение пространства

3. 20в. время формирования глобальных проблем – их появление обусловлено целостностью современного мира, возросшей мощью человека, неравномерностью развития отдельных стран.

Глобальные проблемы:

• гонка вооружений, угроза новой войны

• экологическая проблема – носит необратимый характер, т.к. влияет на генофонд человека

• проблема терроризма

• деградация культуры, дегуманизация, кризис личности

Во 2-й половине 20 века создается ряд международных организаций с целью решения глобальных проблем современности, в частности, Римский клуб (1968г.) – организация объединяла представителей более 30 стран мира, ее основоположник А.Печчея.

Выделяется 2 направления деятельности:

1. социальный пессимизм - Медоус «Человечество у поворотного пункта»

2. социальный оптимизм – Несбит «Мегатенденции, год 2000й»

Считает, что человечество осознало глобальные проблемы.

21 век – век экономического и духовного возрождения.


40. Основные тенденции развития культуры на рубеже 2 – 3 тысячелетия.

1. Гуманистическая направленность современной культуры. Формируется новое понимание гуманизма (А.Печчея):

-признание глобальности современных проблем

-стремление к справедливости, отрицание насилия

Гуманизм носит универсальный характер

2. Установка на научно-рациональное познание мира. Наука и техника играют определяющую роль. Время НТР.

3. 21 век. Продолжается переход от индустриального общества к постиндустриальному.

(сравнить).

Индустриальное общество - определяется уровнем технического и индустриального развития, процесс создания крупного машинного производства, погоня за сверхприбылью.

Постиндустриальное общество - основа поступательного развития общества считается техника производства, а также отраслевое и профессиональное разделение труда. Ведущую роль приобретает сфера услуг, наука и образование, корпорации уступает главное место университетам, а бизнесмены – ученым и профессиональным специалистам. Сохраняется социальное неравенство, отчуждение личности, деление на правящую технократическую элиту и управляемые массы, частная собственность и социальные конфликты. Постиндустриальное общество – вариант обновленного госмонополистического капитализма.

21 век. Время массовой и городской культуры (показать направление массовой культуры).

Массовая культура – социально-культурный феномен, характерный для массового общества, возможный благодаря развитию информационных технологий, высокой степени урбанизации и индустриализации.