ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ЦЕРКОВНЫХ ХУДОЖЕСТВ
КАФЕДРА ИКОНОПИСИ
Краткая письменная работа по предмету «Искусство 20 века».
«Архитектура доходного дома в эпоху модерна
(на московских и петербургских примерах)»
Выполнила: студентка 6 курса 632 группы
Сушкова Анастасия Сергеевна
Преподаватель: Секачева Н.Е.
Москва
2008 г.
Введение. Модерн в архитектуре 20 века
Этот стиль открывает собой двадцатый век. Модерн поставил себе задачу создания нового большого стиля на идейно-философской почве неоромантизма. Модерн может быть представлен как идея сотворения прекрасного, которое не содержится в неудовлетворительной окружающей жизни. Стиль модерн развивается в основном в архитектуре. Характерным для него было разнообразие и переливы форм, многоцветность, сочетание , казалось бы несочетаемых, геометричных форм с пластичными линиями.
Стремясь к выявлению в пластике планировочных и конструктивных основ здания, модерн выдвинул широкую эстетическую программу. В поисках острого, подчас экстравагантного образа, он не чуждался даже гротеска. Сторонники нового стиля разработали выразительный архитектурный язык изощренных декоративных форм, капризно искривленных текучих линий, смело ввели в архитектуру изобразительное искусство и широко использовали новые строительные материалы.
Модерн - новый стиль и первый этап развития новой архитектурной системы.
Периодом, начинающим новую эпоху и в этом смысле переломным, обозначившим качественные изменения в типе организации архитектурной системы и принципе формообразования, стал в истории русского искусства рубеж Х1Х-ХХ столетий и более точно - 1890-1910е года.
В модерне композиции предполагают равно выигрышную возможность длительного восприятия во времени с разных точек зрения. Из этого следует не противопоставление здания среде, иерархическое деление пространства на парадное и утилитарное, противопоставление улицы внутренним дворам, а естественное включение построек в окружение. Не сооружения, организующие парадное пространство, а здания в относительно однородном пространстве - так можно сформулировать градостроительную установку модерна. Она предполагает единство сооружения и среды, уличного и внутридворового пространства, ценностную однородность различных по своему функциональному назначению городских территорий.
Единство полезного и прекрасного в модерне.
Модерн - за применение утилитарных форм, трактуемых художественно. Архитектурно переосмысленное утилитарное, польза, выступают одновременно и как художественное, красота, эти две роли неотделимы. Модерн можно охарактеризовать словами французского искусствоведа Шарля Блана: "...архитектура в высшем ее понимании - это не сооружение, которое украшают, а украшение, которое строят".
Возьмем к примеру самый массовый тип сооружений - доходный дом. Фасады их словно очищаются от украшений - от колонн, пилястр, наличников, руста и так далее. Благодаря этому отчетливей выступает на фасаде однородность структуры доходного дома. Изначально присущие ему функциональные элементы - окна, остекление лестничных клеток, подъезды, эркеры и балконы, карнизы, ограждения балконов и крыш, козырьки над подъездами, переплеты оконных рам - наделяются декоративными качествами.
Это особенно видно на примере такой детали, как оконный проем. Во второй половине Х1Х века окно, как и плоскость стены, было нейтральным фоном, украшавшимся деталями, заимствованными из арсенала архитектуры прошлых эпох (например магазин Марии Шаниной, или ее дом). На рубеже веков положение изменилось. Никогда прежде на фасадах доходных домов не встречалось такого богатства и разнообразия форм и размеров окон, которым придается вялая криволинейная, круглая, овальная, полуциркульная, квадратная или обычная прямоугольная форма, углы то скашиваются, то скругляются, количество вариантов скосов и скруглений также исключительно велико. И хотя окна нестандартной формы и размеров употреблялись на фасадах доходных домов в малом числе, они резко выделялись на фоне равномерного ритма и однородной формы основной массы окон.
То же можно сказать о любой другой детали фасада. Каждая из них выявляет, подчеркивает структуру доходного дома, определяется функциональными потребностями, его жилым характером, с другой стороны, форма каждой продиктована специальной заботе о красоте.
Модерн предпочитает четкие, лаконичные формы, крупные пятна, ясные линии. Рисунок орнаментального узора или архитектурной формы всегда легко обозрим. Но это не ясность классической формы, замкнутой, уравновешенной, геометрически правильной.
Формы модерна вытекают или вырастают одна из другой, где кончается одна и начинается другая определить почти невозможно, каждая одновременно завершение и начало следующей.
Доходные дома.
В середине XIX века новые дома строятся уже по квартирной системе. Так легче удовлетворить требованиям комфорта и удобнее при сдаче внаем. Дома под наем стали называться «доходными», так как приносили постоянный и немалый доход владельцу. Доходные дома вытесняли особняки и росли вверх, формируя свой собственный архитектурный облик. Развитие доходных домов породило настоящий строительный бум в середине и второй половине XIX века, спровоцировало перепланировку старых городов, расширение улиц, прокладку бульваров и проспектов. Во время этой реконструкции (Садовое кольцо в Москве, Парижские бульвары) погибло множество памятников старины, но города приобрели современный облик. Сложился особый тип архитектуры: все внимание уделялось декорированию фасада, углов и крыши, а со двора здания выглядели просто как «коробки». Именно тогда возникли мрачные узкие дворовые колодцы. «Архитектура фасадов» вытеснила поздний ампир; исчезли колонные портики, акцент был перенесен на обрамление окон и очертания крыш.
Архитектура доходных домов — это архитектура стилизаций, архитектура эклектики. Но уже модерн — стилевое направление искусства последней четверти XIX — начала XX века — попытался выработать собственный художественный язык; правда, при всей красоте отдельных элементов модерна принцип фасадного декорирования в архитектуре доходных домов оставался неизменным. Но как бы претенциозен иногда ни был фасад доходного дома, внутри него все было устроено удобно и толково — иначе бы не нашлось квартиронанимателей. В первом этаже обычно размещались лавки, магазинчики, небольшие заведения «общепита». Во втором и третьем этажах располагались самые комфортабельные квартиры, с просторными гостиными, где можно было даже устраивать вечера с танцами. Верхние этажи занимали люди поскромнее, квартиры там были размером поменьше и отделаны с меньшей расточительностью. Одной из сильных сторон архитектуры эпохи модерна были разнообразнейшие и чрезвычайно интересные функционально обоснованные планировочные решения, в свою очередь влиявшие на формирование внешнего облика зданий. Еще точнее было бы сказать, что проектирование "изнутри" (то есть от плана здания) стало важнейшим принципом проектирования в отличие от позднего классицизма и эклектики, где буквально на каждом шагу рациональные новаторские планировочные решения соседствуют с анахроничными украшательскими тенденциями в решении фасадов.
Переходя от технической стороны дела к эстетической, было бы неразумно рассматривать отдельно каждый доходный дом, ввиду их большого количества и сходства многих между собой. Достаточно познакомиться с творчеством отдельных архитекторов и сравнить в общих чертах их произведения.
Здесь уместно сопоставить архитектуру модерна СанктПетербурга и Москвы, так как наиболее сильно различаются как раз доходные дома.
Основное различие базируется на разности масштабов между двумя городами. Петербург - строгий, порядочный, его застройка в чем-то стремится к аккуратности построек центральных районов городов Европы. Москва - город купеческий, разгульный, там все поставлено на поток и делается с размахом. Благодаря холмистому рельефу и несколько хаотичной застройке, в Москве всегда была возможность свободной планировки даже в самом центре города. Для таких архитекторов, как великий Шехтель и его ученик Кекушев, это был еще один шанс использовать все преимущества столь модного тогда модерна. Следствие этого: в Петербурге наиболее часто встречающаяся этажность - 5 этажей + мансарда, акцент ставится на декор простенков; в Москве - 8, а то и 9 этажей, и стена - сплошное решето из окон, декора и не видно, то есть Петербург явно выигрывает в эстетическом смысле. С другой стороны, размах в архитектуре Москвы привел к появлению конторских зданий чистейшего рационализма, состоящих исключительно из стекла и стальных конструкций, намного опередивших эпоху и предсказавших дальнейшее развитие архитектуры; в Петербурге в то время такое встретить было невозможно.
В Петербурге модерн выражался в несколько иных формах, нежели в Москве. И потому, что главным объектом строительства в Москве являлись частные особняки, а в Петербурге – это в основном доходные дома, и из-за самого классического стиля города, в котором даже здания в стиле модерн имели «классический налет». К тому же петербургский модерн всегда в большей степени, нежели московский тяготел к западноевропейскому, особенно северному модерну.
Доходные дома Москвы.
Доходный дом Строгановского училища.1904—1906, архитектор Ф. О. Шехтель. Классическая московская постройка эпохи модерна. Она замкнута по периметру и представляет собой самостоятельный квартал, фасады которого трактованы по-разному. Главные фасады — уличный и обращенный в Банковский пер. Основная тема обработки фасада — керамика. Все стены облицованы плиткой земляного цвета, который изысканно сочетается со сдержанной полихромией крупных керамических панно третьего—пятого этажей и подоконных керамических вставок. Необходимым контрастом рациональности и функционализму структуры дома и его фасадов являются рисунки панно. Провисшие и перепутанные ленты, бусы, венки и гирлянды создают разнообразные рамки для пейзажных видов, воспроизводящих парки эпохи классицизма. В стилистике панно явно влияние графики мирискусников — А. Н. Бенуа, К. А. Сомова и Л. С. Бакста. Частично сохранилась отделка интерьеров.