Смекни!
smekni.com

Античная культура Греции (стр. 2 из 7)

Считалось, что у каждой отрасли хозяйства - земледелия, скотоводства, охоты, ткацкого и других ремесел - есть свой бог-покровитель.

Бога виноделия называли Дионисом; он научил людей разводить виноград и делать вино. В честь Диониса устраивали праздники весной, перед началом работ на виноградниках, и в декабре, когда поспевало молодое вино.

Когда греки начали обрабатывать металлы, возник миф о боге Гефесте - покровителе кузнецов. Гефест сам работает в кузнице под землей. Вулканы, извергающие огонь и дым, - выходы из его подземной кузницы. Гефест носит простую одежду ремесленника, его руки и лицо выпачканы сажей.

С развитием торговли и у нее появился покровитель - бог Гермес. Он же выполнял различные поручения Зевса и летал при этом из одного города в другой. Поэтому Гермеса часто изображали с крылышками и на сандалиях.

Жизнью человека распоряжались три богини судьбы - Мойры, дочери Зевса и Фемиды): они пряли нить человеческой жизни от рождения до смерти и могли оборвать ее, когда хотели. Их было три: Клото (прявшая нить жизни,), Лахесис (тянувшая ее) и Атропос (обрезавшая ее).

Мифы Древней Греции отражали представления эллинов о мире и земле, о героях: отважных мореплавателях и защитниках городов. Сами по себе эти подробные сказания полны поэзии и глубокого смысла. Свободолюбивый Геракл, очищающий Землю от чудовищ, смелые открыватели новых земель - аргонавты, Прометей, восставший против бога и давший огонь человечеству, - все эти образы стали достоянием мировой литературы.

В мифах об аргонавтах и о Геракле перед нами встают герои Эллады - смелые мореходы, открыватели новых путей и новых земель, борцы, освобождающие землю от чудовищ, которыми ее населил первобытный ум. В образах этих героев выражены идеалы древнего мира. В древнегреческих мифах запечатлено "детство человеческого общества", которое в Элладе, по словам Карла Маркса, "развивалось всего прекраснее и обладает для нас вечной прелестью". В своих мифах эллины проявили замечательное чувство красоты, художественное понимание природы и истории. Мифы Древней Греции много веков вдохновляли поэтов и художников всего мира. В стихах Пушкина и Тютчева, даже в баснях Крылова мы не раз найдем образы из мифов Эллады. Если б мы не знали древнегреческих мифов, многое в искусстве прошлого - в скульптуре, живописи, поэзии - было бы нам непонятно.

2.2. Античная наука (математика, астрономия, география, медицина, история)

В этих понятиях и концепциях выражено не только представление об истинном объекте научного познания, но и задан способ позна­ния, основной метод. Поэтому они стали программами всего последующего развития науки. Одной из самых ранних программ является сжатая формулировка взглядов Пифагора (вторая полови­на VI в. — начало V в. до н.э.) с о. Самос, основоположника пи­фагореизма, просуществовавшего почти тысячу лет. Полагают, что Пифагору принадлежит сам термин «философия». В пифагореизме большое внимание уделялось математическим исследованиям, оккультным учениям, в числе которых было и учение о переселе­нии душ (метемпсихозе). Считая число основой всего существую­щего, пифагорейцы мистифицировали его, буквально поклоняясь числовым соотношениям. Их программа может быть выражена так: «все есть число». Очевидно, что это одна из самых фундамен­тальных программ, поскольку без математики не может существо­вать никакая наука. Об этом неоднократно говорили и писали крупные философы и ученые.

Еще одна программа связана с именем Гераклита (ок. 520 — ок. 460 до н.э.) из Эфеса. Первоначалом сущего он считал огонь. Все в мире, по Гераклиту, рождено борьбой противоположностей, которая и определяет собой непрерывное изменение, становление. Его утверждение «все течет» стало принципом диалектического понимания бытия и мышления.

Основополагающей для научного познания стала программа Демокрита (ок. 460 —- ок. 370 до н.э.) из Абдер. Он считается одним из родоначальников атомистической концепции, согласно которой видимый нами мир состоит из вечно движущихся недели­мых частиц (атомов) и пустоты. По мнению людей, утверждал Демокрит, существуют всевозможные предметы, обладающие цве­том, запахом, размерами, но поистине существуют только атомы и пустота. Учение о том, что все в мире можно свести к атомам, является для науки не менее продуктивным, чем воззрения пифа­горейцев на роль чисел в мире. Программа «все есть атомы и пус­тота» — это самое сжатое выражение сущности науки. Американ­ский физик-теоретик, нобелевский лауреат Р.Ф. Фейнман считает, к примеру, что если бы все научные знания вдруг исчезли и потре­бовалось бы их восстановить, то положение об атомах и пустоте подошло бы для этой цели лучше всего, потому что при минимуме слов оно несет максимум информации о науке,

Нужно упомянуть еще одну программу, которая непосредст­венно не используется в науке, хотя она высоко оценивается физи­ками-теоретиками. Автором ее был Анаксагор (ок. 500—428 до н.э.). Клазомен (выше он уже был упомянут как один из учителей) Ему принадлежит космогоническая гипотеза, согласно которой исходное состояние мира представляет собой неподвиж­ную смесь неразрушимых элементов — «семян» вещей. Позже Аристотель назвал их «гомеомерии». В какой-то из моментов, полагал Анаксагор, мировой ум («нус») привел в движение эту смесь, образовав тем самым существующий мир, в каждой части которого содержится все его исходное состояние, т.е. все имеющи­еся в мире качества. Отсюда и утверждение Анаксагора: «Бее во всем» («все состоит из всего»).

Таким образом, все основные научные программы, составив­шие основу научного мировоззрения, возникли в лоне философского мышления. Позже они обособились, получили самостоятельное развитие, что было связано с демократизацией классического античного общества. Существуя вне связи с философией, они утра­тили свою первоначальную глубину, а также непосредственное отношение к проблемам человеческого бытия. Вместе с тем они продолжали оставаться мерами, или парадигмами, как сегодня принято говорить, научного познания, в том числе и познания человека. Протагоровское понимание человека-меры так и не было освоено научным познанием. Но и античная философия, из кото­рой были вычленены глубокие мировоззренческие принципы, ставшие программами внефилософского познания, уже не развивалась как единое знание о мире и человеке. Основной ее интерес сосре­доточился вокруг проблем выживания, спасения человека, проблем его индивидуального существования, которые разрабатывались отдельными философскими школами и направлениями.

В этих понятиях и концепциях выражено не только представление об истинном объекте научного познания, но и задан способ позна­ния, основной метод. Поэтому они стали программами всего последующего развития науки. Одной из самых ранних программявляется сжатая формулировка взглядов Пифагора (вторая полови­на VI в. — начало V в. до н.э.) с о. Самос, основоположника пи­фагореизма, просуществовавшего почти тысячу лет. Полагают, что Пифагору принадлежит сам термин «философия». В пифагореизме большое внимание уделялось математическим исследованиям, оккультным учениям, в числе которых было и учение о переселе­нии душ (метемпсихозе). Считая число основой всего существую­щего, пифагорейцы мистифицировали его, буквально поклоняясь числовым соотношениям. Их программа может быть выражена так: «все есть число». Очевидно, что это одна из самых фундамен­тальных программ, поскольку без математики не может существо­вать никакая наука. Об этом неоднократно говорили и писали крупные философы и ученые.

Еще одна программа связана с именем Гераклита (ок. 520 — ок. 460 до н.э.) из Эфеса. Первоначалом сущего он считал огонь. Все в мире, по Гераклиту, рождено борьбой противоположностей, которая и определяет собой непрерывное изменение, становление. Его утверждение «все течет» стало принципом диалектического понимания бытия и мышления.

Основополагающей для научного познания стала программа Демокрита (ок. 460 —- ок. 370 до н.э.) из Абдер. Он считается одним из родоначальников атомистической концепции, согласно которой видимый нами мир состоит из вечно движущихся недели­мых частиц (атомов) и пустоты. По мнению людей, утверждал Демокрит, существуют всевозможные предметы, обладающие цве­том, запахом, размерами, но поистине существуют только атомы и пустота. Учение о том, что все в мире можно свести к атомам, является для науки не менее продуктивным, чем воззрения пифа­горейцев на роль чисел в мире. Программа «все есть атомы и пус­тота» — это самое сжатое выражение сущности науки. Американ­ский физик-теоретик, нобелевский лауреат Р.Ф. Фейнман считает, к примеру, что если бы все научные знания вдруг исчезли и потре­бовалось бы их восстановить, то положение об атомах и пустоте подошло бы для этой цели лучше всего, потому что при минимуме слов оно несет максимум информации о науке,

Нужно упомянуть еще одну программу, которая непосредст­венно не используется в науке, хотя она высоко оценивается физи­ками-теоретиками. Автором ее был Анаксагор (ок. 500—428 до н.э.) . Клазомен (выше он уже был упомянут как один из учителей ^) Ему принадлежит космогоническая гипотеза, согласно которой исходное состояние мира представляет собой неподвиж­ную смесь неразрушимых элементов — «семян» вещей. Позже Аристотель назвал их «гомеомерии». В какой-то из моментов, полагал Анаксагор, мировой ум («нус») привел в движение эту смесь, образовав тем самым существующий мир, в каждой части которого содержится все его исходное состояние, т.е. все имеющи­еся в мире качества. Отсюда и утверждение Анаксагора: «Все во всем» («все состоит из всего»).

Таким образом, все основные научные программы, составив­шие основу научного мировоззрения, возникли в лоне философского мышления. Позже они обособились, получили самостоятельное развитие, что было связано с демократизацией классического античного общества. Существуя вне связи с философией, они утра­тили свою первоначальную глубину, а также непосредственное отношение к проблемам человеческого бытия. Вместе с тем они продолжали оставаться мерами, или парадигмами, как сегодня принято говорить, научного познания, в том числе и познания человека. Протагоровское понимание человека-меры так и не было освоено научным познанием. Но и античная философия, из кото­рой были вычленены глубокие мировоззренческие принципы, став-шие программами внефилософского познания, уже не развивалась как единое знание о мире и человеке. Основной ее интерес сосре­доточился вокруг проблем выживания, спасения человека, проблем его индивидуального существования, которые разрабатывались отдельными философскими школами и направлениями.