Смекни!
smekni.com

Античная культура Греции (стр. 7 из 7)

Трагедия и комедия.

Греческая трагедия, точно также, как гомеровский эпос, выполняла вместе с эстетической воспитательную функцию. Авторы трагедий стремились не только заинтересовать зрителя, но и устрашить, потрясти его, показать на примере жизни ге­роев действие божественных законов. В трагедии получило наиболее полное выражение такое понятие греческой культуры, как катарсис (очищение), облагораживание людей, освобожде­ние души от различных аффектов путем сострадания и пережи­ваний.

Расцвет трагедии связан с именами великих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида. Каждый из них ставил проблему человека, его судьбы, справедливости и блага, но рассматривал их по-разному.

Трагедии Эсхила объединяли понятия правды, справедливо­сти, блага: существовал неотвратимый закон справедливого Возмездия, установленный богами и ими же контролируемый. Как правило, у Эсхила воля богов справедлива, хотя в его тра­гедии «Прикованный Прометей» люди, овладевшие огнем, уста­ли титана Прометея бросают вызов всемогущему Зевсу — жес­токому, внушающему ненависть тирану.

Конфликт трагедий Софокла — драматическое противобор­ство человека и неотвратимого рока. Люди в его трагедиях ос­меливаются противостоять богам, это очень яркие и необычные личности. Таковы Креонт и Эдип, Антигона и Электра, пы­тающиеся бороться с богами, но навлекающие на себя тем са­мым неизбежное возмездие рока. Все возрастающее внимание к отдельной личности, характерное для Софокла, отражало, не­сомненно, все большее значение индивидуального начала в общественном строе и культуре классических Афин.

Обращение к человеку как к личности продолжается и в трагедиях Еврипида. Он полон скепсиса, доходит до прямого богоборчества, не верит в божественное происхождение зако­нов и норм, регулирующих социальные отношения и поведение человека. Жестокость богов несомненна, но они не всесильны: источником страданий человека являются страсти и порывы его собственной души. Поэтому у Еврипида трагедия богов и героев превращается в трагедию людей. Для его образов свой­ственен глубокий психологизм, он выступает как настоящий исследователь тайников человеческой души.

Расцвет аттической комедии связан с творчеством Аристофа­на. Само слово «комедия» означает «песни комоса» — празд­ничного деревенского шествия. Соединение этих песен с дра­матическими сценками веселого, забавного содержания и дало новый жанр — комедию. В них смело соединялись эротически откровенные шутки и порою похабный грубый юмор с полити­ческой сатирой. Особенно это было свойственно для Аристо­фана, который в своих комедиях в аллегориях и символах пред­ставлял реальные политические драмы Афин. Таковы его коме­дии «Лисистрата», в которой дело мира в свои руки берут женщины, решившие не подпускать к себе мужчин, пока те не положат конец войне; «Всадники», направленная против афин­ской демократии и другие его произведения.

От современного античный театр отличался не только тем, что там показывали, но и тем, как он был устроен. Представ­ления длились лишь три дня во время праздника в честь Дио­ниса. Давали подряд три трагедии,, а затем сатирову драму — еще один эпизод из мифологии, но уже в облегченном, забав­ном освещении. Каждый из трех драматических поэтов, сорев­новавшихся друг с другом в эти дни, выносил на суд зрителей всю тетралогию, то есть полный цикл из трех трагедий и однойсатировой драмы. Представление шло под открытым небом, на круглой площадке — орхестре. Скамьи для зрителей были вы­рублены прямо в каменистом склоне Акрополя — этот про­стейший зрительный зал назывался театроном. В таком огром­ном открытом театре нельзя было рассмотреть ни мимики ак­теров, ни детали костюмов, поэтому участники представления выходили на сцену в длинных, торжественных одеяниях и в больших традиционных масках (закрывавших не только лицо, но и всю голову актера), которые должны были обозначать или сценический тип персонажа (царь, старик, женщина — жен­ские роли также играли мужчины), или душевное состояние (радость, горе, отчаяние). Приходилось увеличивать и фигуру актера, для чего применялась специальная обувь на высокой платформе — котурны. В греческом театре почти не было деко­раций. Весь этот ограниченный набор изобразительных средств был связан с ориентацией античной культуры, в том числе и греческого театра, на слуховое, акустическое восприятие.

Поскольку театральные представления происходили в фор­ме агона (состязания), после просмотра всех представленных произведений зрители определяли лучшую постановку, лучшего актера (в трагедии играло не больше трех актеров) и лучшего хорега (организатора представления). В заключительный день праздника они получали награды и их имена заносились в спе­циальные архивы города.

3.4. Развитие литературы; эпическая и лирическая поэзия

Древнегреческая литература — древней­шая из европейских литератур, у истоков которой (VIII в. до н. э.) находятся приписываемые Гомеру «Илиада» и «Одиссея». Литература — еще один росток духовной куль­туры, выросший из мифологии. Античная литература пол­на разнообразных сюжетов 6 борьбе богов и героев со злом, несправедливостью, стремления к достижению гар­монии в жизни. В ней рождается идея единства внешней и внутренней гармонии в жизни, единства внешней и внутренней красоты, физического и духовного совершен­ства личности. Тот, кто наделен высшей красотой, обла­дает и пророческой мудростью. Человек смертен, но бес­смертна слава героев.

Девять дочерей Зевса — это благородные богини, ода­ривающие человека приятными речами, разумом, даром убеждения, стремлением к правде и истине. Мать этих сестер, богиня Мнемозина — хранительница всей истории человечества, сама память, без которой невозможно раз­витие культуры, опирающейся на вековые традиции.

Древнегреческая литература зарождалась в недрах по­лиса. Основными жанрами древнегреческой литературы были лирика и драма (трагедии и комедии).

«Отцом греческой трагедии» был Эсхил (525—466 гг. до н. э.), победитель многочисленных состязаний драма­тургов, автор «Прикованного Прометея», «Персов», три­логии «Орестея» и еще порядка 70 трагедий. Эсхил пер­вым ввел в трагедии второе лицо (до него были два «дей­ствующих лица» — автор и хор), и этим положил начало диалогу. Сущность трагического у Эсхила раскрывается в противоборстве демократической государственности и ар­хаических законов родовой мести.

Другими великими драматургами Греции были Со­фокл (495-400 гг. до.н. э.) и Еврипид (480-405 гг. до н. э.). В произведениях Софокла («Антигона», «Электра», «Царь Эдип») вводится третий актер, что придало диалогу боль­шую живость и возможность еще более глубокого рас­крытия характера действующих лиц. Здесь, в отличие от трагедий Эсхила, важна судьба отдельного человека, а не целого рода.

Еще более широко раскрывается мир человеческих отношений в трагедиях Еврипида. В центре его внима­ния _ долг и личное счастье, роль государства и его за­конов. «Медея», «Электра», «Андромаха» и другие траге­дии — это целое море человеческих чувств, страданий, душевных и физических переживаний. В трагедии «Про­сительницы» устами главного героя Тезея выражаются со­циальные взгляды самого Еврипида:

Плутарх (46—127 гг. н. э.) — великий греческий писа­тель и историк, который, будучи гражданином Римской империи, носил звание почетного гражданина Афин и жреца Дельфийского святилища. Он обессмертил свое имя созданием «Сравнительных жизнеописаний» — 46 био­графий знаменитых греков и римлян. Помимо этого тру­да, известно еще около 83 сочинений Плутарха, объеди­няемые под названием «Moralia» и написанные в различ­ных жанрах (диалоги, моральные наставления, изрече­ния, дружеские послания и др.).

Так называемые «Застольные беседы» построены в форме классического агона (ставится вопрос и дается со­держательный ответ), например: «надо ли философство­вать за вином?», «почему в осеннюю пору люди более склонны к еде?», «холоднее или горячее женская приро­да, чем мужская?», «какая музыка предпочтительна за обе­дом?» и т. п. «Застольные беседы» — прекрасный литера­турный памятник, сохранивший строй мысли и ярко ха­рактеризующий образ жизни людей той эпохи.

Поэзия Древней Греции связана с именем лирической поэтессы Сапфо.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Античность - совокупность проявлений культурных феноменов греческо-римской древности, особенно в области литературы и искусства. В этом смысле античность понимается как интернациональное понятие ("классическая древность".

Античная цивилизация, культура древних греков и римлян, оказала огромное воздействие на общий процесс становления, развития европейской и мировой культуры.

В Древней Греции родилась политическая система античной демократии. В античной философии, литературе, искусстве, праве, религии были созданы шедевры, которые вошли в сокровищницу мировой культуры. Для нашего современника античность является неотъемлемой частью гуманитарной "картины мира", которую каждый образованный человек несет в своем сознании.

Список литературы

1. Гуревич П.С. Культурология. -М., 1996.

2. Культурология. Теория и история культуры / Под ред. В.И. Добрыниной. -М., 1998.

3. Культурология. / Под ред. Г.В.Драча. -Ростов-на-Дону, 1995.

4. Культурология. Основы теории и истории культуры./Под ред. И.Ф.Кефели. -СП-б, 1996.

5. Культурология. /И.А.Акимова, Н.Г.Багдасарьян, В.А.Бабахо и др. -М., 1998.

6. Силачев Д.А. Культурология. -М., 1998.

7. Древние цивилизаций. -М., 1989.

8. Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима. -М., 1990.