50) мотивировка и цель вредительства или форма осознания,
51) формы исчезновения вредителя. (Пример: 46 -- змей, 47 -- похищает, 48 -- дочь, 49 -- царя, 50 -- для насильственного супружества, 51 -- улетает. -- При недостачах: 46--47
-- недостает, не хватает, нужен, 48 -- золоторогий олень, 49 -- царю, 50
-- чтобы извести героя).
52--57. Соединительный момент:
52) персонаж-посредник, отправитель,
53) форма посредничества,
54) к: кому обращено,
55) с какой целью,
56) вспомогательные элементы при утроении,
57) как посредник узнает о герое. 58--60. Вступление в сказку искателя, героя:
58) номенклатура.
59) форма включения в ход действия,
60) внешние особенности появления.
61. форма согласия героя.
62. форма отсылки героя. 63--66. Сопровождающие его явления:
63) угрозы,
64) обещания,
93
65) снабжение в дорогу,
66) вспомогательные элементы при утроениях. 67. Отправка героя из дома. 68--69. Цель героя:
68) цель как действие (отыскать, освободить, выручить);
69) цель как предмет (царевну, волшебного коня и пр.).
Таблица IV. Дарители
70. Дорога от дома до дарителя. 71--77. Дарители:
71) способ включения в сказку, номенклатура,
72) жилище,
73) облик,
74) особенности внешнего появления,
75) другие атрибуты,
76) диалог с героем,
77) угощение героя.
78. Подготовка передачи волшебного средства:
a) задачи,
b) просьбы,
c) схватка,
d) иные формы. Утроения.
79. Реакция героя:
a) положительная,
b) отрицательная. 80-81. Снабжение:
80) что дается,
81) в какой форме.
Таблица V. От вступления помощника до конца первого хода
82--89. Помощник (волшебное средство);
82) номенклатура,
83) форма вызова,
84) способ включения в ход действия,
85) особенности появления,
86) облик,
87) первоначальное местонахождение,
88) воспитание (укрощение) помощника,
89) мудрость помощника.
90. Доставка к месту назначения.
91. Формы прибытия.
92. Аксессуары места нахождения предмета поисков:
a) жилище царевны,
b) жилище вредителя,
c) описание тридесятого царства. 93--97. Второе появление вредителя:
94
93) способ включения в ход действия (отыскан и др.),
94) облик вредителя,
95) свита,
96) особенности внешнего появления,
97) диалог вредителя с героем.
98--101. Второе (при недостачах -- первое) появление царевны (объекта поисков):
98) способ включения в ход действия,
99) облик,
100) особенности внешнего появления (сидит на взморье и др.),
101) диалог. 102--105. Борьба с вредителем:
102) место боя,
103) до боя (выдувание тока и др.),
104) формы боя или борьбы,
105) после боя (сожжение тела). 106--107. Клеймение:
106) персонаж,
107) способ. 103--109. Победа над вредителем:
108) роль героя,
109) роль помощника. Утроения. 110--113. Ложный герой (второго вида -- водовоз, генерал; ср. выше 16-20):
110) номенклатура,
111) формы появления,
112), как держит себя во время боя,
113) диалог с царевной, обманы и пр. 114--119. Ликвидация беды или недостачи:
114) запрет помощника,
115) нарушение запрета,
116) роль героя,
117) роль помощника,
118) способ,
119) вспомогательные элементы при утроении. 120. Возвращение. 121-124. Погоня:
121) формы извещения вредителя о бегстве,
122) формы погони,
123) извещение героя о погоне,
124) вспомогательные элементы при утроении. 125--127. Спасение от погони:
125) спаситель,
126) формы,
127) гибель вредителя.
95
Таблица VI. Начало второго хода
От нового вредительства (А1 или А2 и т. д.) до прибытия -- повторение предыдущего, те же рубрики.
Таблица VII. Продолжение второго хода
128. Неузнанное прибытие:
a) домой с вступлением в услужение,
b) домой без вступления в услужение,
c) к другому царю,
d) другие формы укрывательства и пр. 129--131. Необоснованные притязания ложного героя:
129) персонаж-выполнитель,
130) формы притязания,
131) приготовления к свадьбе. 132--136. Трудная задача:
132) персонаж, задающий ее,
133) чем задача мотивируется задающим ее (болезнь и др.),
134) чем мотивируется задача на самом деле (желание отличить ложного героя от истинного и пр.),
135) содержание задачи,
136) вспомогательные элементы при утроениях. 137--140. Решение задачи:
137) диалог с помощником,
138) роль помощника,
139) форма решения,
140) вспомогательные элементы при утроении. 141--143. Узнавание:
141) способ вызова истинного героя (устройство пира, обход нищих),
142) форма появления героя (на свадьбе и пр.),
143) форма узнавания. 144--146. Обличение:
144) персонаж-обличитель,
145) способ обличения,
146) чем вызвано обличение. 147--148. Трансфигурация:
147) персонаж,
148) способ. 149-150. Наказание:
149) персонаж,
150) способ. 151. Свадьба.
96
Дальнейшие примеры анализов
1. Анализ простой одноходовой сказки, развивающейся через мотивы боя и победы (Б--П).
No 131. Царь, три дочери (начальная ситуация -- i). Дочери отправляются гулять (отлучка младших -- е3), опаздывают в саду (рудимент нарушения запрета -- У). Змей похищает их (завязка -- А1). Царь призывает к помощи (клич -- В1). Три героя отправляются в поиски (С{). Три боя со змеем и победа (Б1--П1), избавление девиц (ликвидация беды Л4). Возвращение ( } ), награждение (с3).
2. Анализ простой одноходовой сказки, развивающейся через мотивы трудных задач и их решения (З--Р).
No 247. Купец, купчиха, сын (начальная ситуация -- i). Соловей предвещает, что родители будут унижены сыном. (Предвещание = мотивировка последующей попытки извести сына. Не функция хода действия. Ср. табл. I, 8). Родители кладут спящего мальчика в лодку и пускают ее в море (завязка: нанесение вреда через спуск на море -- А10). Корабельщики его находят и везут с собой (пространственное перемещение в форме поездки -- { R2). Прибывают в Хвалынск (эквивалент тридевятого царства). От царя задача: отгадать, о чем кричат вороны у царского двора и отогнать их (задача -- 3). Мальчик задачу решает (решение -- Р), женится на дочери царя (свадьба -- С*:), едет домой ( } ), по дороге на ночлеге узнает родителей (узнавание -- У).
Примечание: мальчик решает задачу потому, что от рождения знает птичий язык. Здесь пропущен элемент Z1 -- передача волшебного свойства. Следовательно, отсутствует и помощник; атрибуты его (мудрость) переходят на героя. Сказка сохранила рудимент этого помощника: соловей, вещавший об унижении родителей, улетает с мальчиком, садится ему на плечо. Однако в ходе действия он не принимает участия. По дороге мальчик дает доказательство мудрости, предсказывая бурю и приближение разбойников и тем спасая корабельщика. Это -- атрибут мудрости, дополнительно развернутый эпически.
3. Анализ простой одноходовой сказки без мотивов боя и победы (Б--17) и без мотивов трудной задачи и ее решения (З-- Р).
No 244. Поп, попадья, сын Иванушка, (начальная ситуация -- i). Аленушка уходит в лес за ягодами (отлучка -- е3). Мать приказывает взять с собой братца (обращенная форма запрета в форме приказания -- б2). Иванушка собирает больше ягод, чем Аленушка (мотивировка последующего нанесения вреда, представляющая собой завязку). "Давай, я поищу у тебя в головке" (обманные уговоры антагониста -- г3). Ива-
97
пушка засыпает (g3). Аленушка убивает брата (завязочное нанесение вреда в форме убийства -- А14). На могиле вырастает тростинка (появление волшебного средства из земли -- ZVI). Пастух ее срезает и делает из нее дудку (связующий элемент -- §). Пастух играет дудка поет и выдает убийцу (обличение -- О). Песня повторена пять раз в различной обстановке. По существу это -- жалобная песнь (В7), ассимилировавшаяся с обличением. Родители изгоняют дочь (наказание -- Н).
iб2 е3г3-g3 А14 ZVIОН
4. Анализ двухходовой сказки при одной завязке, развивающейся через бой с антагонистом и победу над ним (Б--П).
No 133. I. Человек, жена, два сына, дочка (начальная ситуация -- г). Братья уходят в поле на работу (отлучка старших -- е1), просят сестру принести им завтрак (просьба = обращенная форма запрета -- б2), по дороге в поле рассыпают стружки (этим они выдают змею-антагонисту сведения о герое -- w1). Змей перекладывает стружки (обман антагониста с целью завлечения жертвы -- г3); девушка идет в поле с завтраком (исполнение просьбы -- b2) идет по неверному пути (реакция героя на обманные действия антагониста -- g3). Змей ее похищает (завязка: похищение -- А1). Братья узнают об этом (В4) и отправляются в поиски (реакция героя -- С{ ). Пастухи: "Съешьте моего самого большого вола" (испытание дарителем -- Д1). Братья этого не могут (отрицательная реакция ложного героя -- Г1neg). To же: пастух предлагает съесть барана и другой -- съесть кабана. Реакция отрицательная. Змей: "Съешьте двенадцать волов" (новое испытание другим персонажем -- Д1). Братья опять этого не могут (Г1neg). Братья брошены под камень (наказание вместо награждения -- Zcontr).
II. Рождается Покатигорошек. Мать рассказывает о беде (сообщение о беде -- В4). Герой отправляется в поиски (реакция героя СТ'). Пастухи и змей как выше (испытание героя -- Д1, его реакция -- Г; испытание остается для хода действия без последствий). Бой со змеем и победа (Б1-П1). Избавление сестры и братьев (ликвидация беды -- Л4). Возвращение ( } ).
5. Анализ двухходовой сказки: первый ход развивается через функцию боя и победы (Б--П), второй -- через трудную задачу и ее разрешение (З--Р).
No 139. I. Бездетный царь. Чудесное рождение трех сыновей царицей, коровой, собакой (t). Они выезжают из дома (1). Спор о старшенстве выигрывает Сученко (мотивы 21--23 -- не функция хода действия). Встречают Белого Полянина. Два брата бьются с ним неудачно (схватка с враждебным дарителем Д9, -- и отрицательная реакция ложного героя -- ^neg), он их избивает (наказание вместо награждения -- Zcontr). Су-