4.3 Софийский собор
Самым грандиозным примером религиозных построек в Великом Новгороде является Софийский собор. Он один из древнейших памятников каменного зодчества на Руси, был придворным княжеским храмом. Если мысленно представить окружающую в то время застройку, состоящую из невысоких зданий, можно ощутить всю эмоционального воздействия на человека. Даже в наши дни среди многоэтажной застройки Софийский собор не утратил главенствующего значения в силуэте Новгорода.
Для собора характерны чёткость и своеобразие силуэта. Архитектурные его формы предельно просты. Фасады членятся сильно выступающими лопатками, отражающими внутреннюю конструкцию собора, и завершаются или полуциркульными закомарами, или двускатными щипцами – фронтонами – отзвуки традиции деревянного зодчества. Венчают Софийский собор шесть куполов на высоких барабанах. Основной, средний, купол уже в XV в. был позолочен. Его очертания напоминают шлем русского воина – богатыря. Шестой купол завершает прямоугольную башню, примыкающую к юго – западному углу основного массива храма. В ней расположена лестница, ведущая на полати (хоры).
Внутренний объём храма, расчленённый крестчатыми в плане столбами на пять продольных нефов, три из которых заканчиваются алтарными апсидами, поражают размерами, величественностью, гармонией пропорций и масштаба. В боковых частях, а также в западной имеются хоры, предназначавшиеся для привилегированных лиц.
К основному объёму собора с трёх сторон первоначально примыкали галереи, которые, как установил Г.М. Штендер, были открытыми лишь частично. Они должны были быть одноэтажными, с плоской крышей – террасой, но в процессе строительства изменены на двухэтажные.
За девять веков своего существования Софийский собор подвергся некоторым изменениям. Раскопки, произведённые на Мартирьевской паперти, проливают свет на историю преобразования архитектурного облика собора. Найдены были остатки древней южной галереи из крестчатых в плане столбов, соединённых полуциркульными арками. От этих столбов отходили аркбутаны, упираясь в стену собора. Они соединялись коробовыми сводами. В скоре южная галерея была заложена.
В начале 30-х годов XIX в. местными архитекторами М.М. Праве и Соколовым И. Ф. (губернский и городской архитекторы) проводили работы по устройству северной галереи, а также центрального купола.
Были разобраны и переложены отдельные участки стен, своды. Основной купол получил форму шлема с повышением в основании креста.
Значительные ремонтно-реставрационные работы проводились в конце XIX в. под руководством архитектора В.В. Суслова. К этому времени относятся и новая роспись по внутренним стенам, а также устройство отопления. Но было немало изменений, нарушивших первоначальный облик Софии.
Собор имел важное значение в общественно – политической жизни древних новгородцев. Здесь находилась казна, архив, библиотека, происходила церемония назначения на высшие государственные должности, объявлялись указы, хоронили именитых граждан.
В 1929 году Софийский собор превращается в музей. В годы Великой Отечественной войны он был варварски разграблен и разрушен: своды и стены пробиты снарядами, позолота вместе с медными листами содрана. В послевоенные годы храм восстановлен, но многие произведения монументальной живописи погибли безвозвратно.
5. Практическая часть.
Знания по изученной теме можно применить сделав театрализованную викторину. Она поможет познакомить учащихся с народными традициями, воспитания у молодёжи интереса к древней русской культуре, развивать у учащихся догадливость и сообразительность.
Театрализованная викторина (для детей 5-го класса).
Цель: Вопросы викторины позволяют закрепить знания полученные на экскурсии по музею деревянного зодчества «Витославлицы».
Осень. Музей деревянного зодчества «Витославлицы» закончилась экскурсия. Последней они посетили избу Царёвой, но выйти оттуда не успели т.к. в избу вошли хозяин с хозяюшкой.
Хозяюшка: Ой, батюшки! Сколько гостей собралось! Гости дорогие низкий вам поклон.
Хозяин: Мы вам очень рады. А вы на экскурсию ходили? Знакомились
с нашими владениями.
Ребята: Да!
Хозяюшка: А мы вас сейчас и проверим на сколько хорошо вы слушали
экскурсовода.
Хозяин: Я сейчас буду задавать вопросы, а вы будите на них отвечать.
За каждый правильный ответ вас будут награждать.
Вопросы:
1. В каком музее мы сейчас находимся? (Витославлицы)
2. На крыше дома
Медведь пляшет (Дым из печной трубы)
3. На берегу какого озера расположен музей деревянного зодчества
“ Витославлицы”? (Мячино).
4. Тело с наружи,
Рубашка внутри. (Свеча).
5. Дата основания музея? (5 июля 1964г.).
6. Полна изба парней
С чёрными головками ( Коробок спичек).
7. Как называлось село находившееся на этом месте в древности?
(Витославлицы).
8. Чем больше бегает свинка
Тем больше толстеет (Веретено, пряжа).
9. В скольких километрах от Новгорода располагается музей? (4-х км.).
10. Проплясал по всей избе в угол спрятался (Веник, метла).
11. Какова площадь музея? (33 гектара).
12. Сверху дыра
Снизу дыра
А посередине -
Огонь да вода (Самовар).
13. Сколько сейчас сооружений в музее? (27).
14. Сто один брат,
Все в один ряд,
Вместе связаны стоят (Изгородь, забор).
15. Как зовут человека создавшего музей? (Красноречьев).
16. Кланяется, кланяется
Придёт домой растянется (Топор).
Хозяин: «Молодцы, ребята!» Прошли вы наше испытания, внимательно слушали экскурсию.
Хозяюшка: А сейчас будьте добры пожаловать к столу моих пирогов отведать!
Хозяин: Все к столу!
(Проводится общее чаепитие).
6.Заключение.
Изучив тему «Русское зодчество» автором были сделаны следующие выводы :
1. Архитектуру можно классифицировать по двум направлениям – это деревянное зодчество и каменное зодчество.
2. Новгород – наиболее археологически изученный средневековый город.
3. Существуют три типа архитектурных построек, такие как: бытовые, оборонительные и религиозные.
После проделанной работы автор доказал, что русское зодчество разнообразно и неповторимо.
На примере архитектуры Великого Новгорода было доказано, что за многие столетия были накоплены богатые традиции и опыт возведения различных зданий, и очень жаль, что живя в России мы очень мало знаем о нашей истории и уж тем более о памятниках.
1. Андреев В. Ф. Северный страж Руси: Очерки истории
средневекового Новгорода. – Л.: Лениздат, 1983. – 144с.
2. Российская архитектурно – строительная энциклопедия т.VIII Деревянное зодчество Госстрой России 2004г.
3. Российская архитектурно – строительная энциклопедия т.XI Каменное зодчество Госстрой России 2004г.
4. Новгород. Москва, «Планета» 1991. – 207с.
5. Филиппова Л. А. Витославлицы. Новгородский музей народного деревянного зодчества. Москва, «Северный паломник» 2004. – 111с.
6. Достопримечательности Новгородской области. – Л.: Лениздат, 1982. – 335с.
7. Кушнир И. И. Архитектура Новгорода. – Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние. 1991. – 240.