Смекни!
smekni.com

Культура в жизни человека и общества (стр. 2 из 26)

Вопросы для самоконтроля

1. Многозначность понятия «культура».

2. Идея множественности культур.

3. Массовая культура и элитарная: их соотношение.

4. Мораль в системе культуры.

5. Структурные элементы культуры.

6. Роль культуры в передаче социального опыта.

7. Роль культуры в регуляции личного поведения.

Литература

Основная:

1. Гуревич П.С Культурология., М., 2004., гл. 2-4, стр. 14-47.

2. Введение в культурологию. (Под ред. Е. В. Попова).-М.,2005., стр. 97-108.

Дополнительная:

1. Мамонтов С.П. Основы культурологии. – М., 2004., стр. 23-30.

2. Скворцова Е.М. Теория и история культуры.– М.,2005., стр. 34-56.

Тема 2.

Структура и состав современного культурологического знания. Сферы проявления культуры.

План

1.Структура культуры

2. Сферы проявления культуры.

1.Структура культуры

В соответствии с современными представлениями можно обрисовать следующую структуру культуры.

В едином поле культуры выделяются два уровня: специализированный и обыденный. Обыденная культура — совокупность идей, норм поведения, явлений культуры, связанных с повседневной жизнью людей. Специализированный уровень культуры подразделяется на кумулятивный (где сосредоточивается, накапливается профессиональный социокультурный опыт, аккумулируются ценности общества) и трансляционный. Исходя из антропологической модели человека на кумулятивном уровне культура выступает как взаимосвязь элементов, каждый из которых есть следствие предрасположенности человека к определенной деятельности. На трансляционном уровне осуществляется взаимодействие между кумулятивным и обыденным уровнями, происходит обмен культурной информацией.

Между кумулятивным и обыденным уровнями существуют каналы связи:

1) сфера образования, где традиции, ценности каждого из элементов культуры транслируются (передаются) последующим поколениям;

2) средства массовой коммуникации (СМК) — телевидение, радио, печать, — где осуществляется взаимодействие между «высокими научными» ценностями и ценностями повседневной жизни, произведениями искусства и массовой культурой;

3) социальные институты, учреждения культуры, где знания о культуре и культурные ценности становятся доступными для широкой публики

(библиотеки, музеи, театры и т.п.).

Американский культуролог Т. Элиот, в зависимости от степени осознанности культуры, выделял в ее вертикальном срезе два уровня: высший и низший, понимая под культурой определенный образ жизни, вести который могут только избранные — «элита».

Если элитарная культура ориентирована на избранную, интеллектуальную публику, то массовая культура ориентируется на «усредненный» уровень развития массовых потребителей, часто поощряет примитивные склонности людей.

Народная культура создается творцами из народа, остается безымянной (неизвестно имя автора), отражает духовные поиски народа, включает мифы, сказки, поговорки, пословицы, легенды, песни, танцы.

В материальную культуру входят:

1. культура труда и материального производства;

2. культура быта;

3. культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома,

деревни, города);

4. культура отношения к собственному телу;

5. физическая культура.

Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя:

1. познавательную (интеллектуальную) культуру;

2. нравственную;

3. художественную;

4. правовую;

5. педагогическую; 6. религиозную.

В рамках культуры общества можно выделять субкультуры: системы символов, ценностей, убеждений, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-то социальную группу от культуры большинства общества (например, субкультура молодежи, субкультура девиантных преступных групп). Можно выделить западные, восточные, национальные, профессиональные, конфессиональные религиозные субкультуры. А религиозные культуры в свою очередь делятся на православную, католическую, протестантскую, мусульманскую, буддийскую культуры.

Национальная культура выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества.

В соответствии с конкретными носителями выделяются также культуры социальных общностей (классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека. Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной) и профессиональной культуры.

По содержанию и влиянию культуру делят на прогрессивную и реакционную. Такое деление вполне правомерно, ибо вытекает из соответствующего ее воздействия на человека и общество. Культура, как человекоформирующее явление, может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.

Наконец, есть еще одно деление — по признаку актуальности культуры. Это та культура, которая находится в массовом обиходе. Каждая эпоха создает свою актуальную культуру. Данный факт хорошо виден на изменении моды не только в одежде, но и в культуре.

В структуру культуры входят: субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты.

Сущностную характеристику культуры дают два ее «блока»:

А. Субстанциональный блок, составляющий «тело» культуры, ее субстанциональную основу. Он включает ценности культуры — ее произведения, опредмечивающие культуру данной эпохи, а также нормы культуры, ее требования к каждому члену общества. Сюда относятся нормы права, религии и морали, нормы повседневного поведения и общения людей (нормы этикета). Только неукоснительное выполнение этих норм-предписаний дает право человеку претендовать на звание культурного.

Б. Функциональный блок, раскрывающий процесс движения культуры. В этом плане субстанциональный блок можно рассматривать как определенный результат этого процесса. В функциональный блок входят:

традиции, обряды, обычаи, ритуалы, табу (запреты),обеспечивающие функционирование культуры. В народной культуре эти средства были главными, ибо она неинституциональна; с появлением профессиональной культуры возникают и специальные институты, предназначенные для ее производства, сохранения и потребления. Оба эти направления взаимосвязаны (Л.Н. Коган)

2. Сферы проявления культуры.

Основные формы культуры: мифология, искусство, мораль, религия, право, идеология, экономика, наука, философия.

Мифология — одна из самых ранних форм культуры, которая включала в себя мифы, сказки, отражавшие духовно-психологическую жизнь людей древнего общества. Самой ранней была форма тотемической мифологии: люди верили, что они связаны родственными связями с животными, растениями, скалами, явлениями природы и образуют единый тотем. Позже, с переходом людей к земледелию возникла хтоническая мифология (хтоническая от слова «хтон» — земля): люди верили, что существуют могущественные существа с человеко-звериным обликом. И лишь позже хто-нические звероподобные боги вытесняются небесными богами с человеческим обликом.

Мораль — форма культуры, которая включает представления людей о добре и зле, совести и стыде, вине и справедливости, включает запреты на плохие поступки и действия людей (уже в первобытной культуре возникли первые моральные запреты — табу).

Искусство — форма культуры, которая возникла уже в первобытном обществе, и отражает действительность и духовную жизнь людей в художественных образах. При зарождении искусства его элементы слитны, переплетены, а затем выделяются отдельные виды искусства: танцы, песни, музыка, живопись, скульптура, архитектура, театр, художественная литература, поэзия, киноискусство и т.п.

Религия — форма культуры, отражающая стремление человека к жизни в единстве с могущественным Богом, воплощающим в себе высшее совершенство. В зависимости от представления людей о Боге, религии делятся на:

1. монотеистические религии (иудаизм, христианство, ислам — вера в одного Бога);

2. языческие религии (политеизм — вера во многих богов, восточные культы);

3. трансформировавшиеся в религию философские учения (буддизм, конфуцианство).

По степени распространенности в мире выделяют:

мировые религии (буддизм, христианство, ислам),которые широко

распространены; локальные религии, влияние которых ограничивается рамками определенного региона или народа (иудаизм, даосизм).

Право — форма культуры, содержанием которой является деятельность государства по регулированию общественных отношений людей на основе специально выработанных социальных норм — законов, обязательных к исполнению всеми гражданами данного общества.

Идеология — форма культуры, система жизненных, социокультурных, политических идей, в которых обобщается и осознается отношение людей друг к другу, к обществу, к миру.

Наука — форма культуры, которая производит новые знания о мире и человеке.

Философия — форма культуры, которая формулирует обобщенную картину мира и понятийно-категориальную структуру мышления людей. Философия возникла в середине I тысячелетия до н. э. в трех регионах мира: в Элладе, Индии, Китае. Первые философы пытались открыть первоосновы жизни, одинаковые для всех народов, для всего мироздания.

Экономика — форма культуры, содержанием которой является материальное обеспечение общественной жизни человека в обществе в результате активного воздействия человека на природу, ведения хозяйства определенными методами.