Смекни!
smekni.com

Культура в жизни человека и общества (стр. 1 из 26)

Кафедра общих гуманитарных, социально-экономических и

естественно-научных дисциплин

Курс лекций по дисциплине «Культурология»

для специальности

080507.65 Менеджмент организации

Челябинск

2007

Тема 1.

Структура и состав современного культурологического знания. Культура как качественная характеристика жизнедеятельности человека.

План

1. Понятие «культура»

2. Историческое развитие понятия «культура»

1.Понятие «культура»

Исходной для культурологии является проблема: что же такое, собственно, культура? Сегодня исследователи насчитывают более 500 определений «культуры».

Самое короткое и самое емкое определение предложил американский ученый М. Херсковиц: «Культура — это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (это здания, одежда, способы приготовления пищи, воспитания детей, социальное взаимодействие, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и обычаи и многое другое)».

Условно выделяют материальную культуру (материальные орудия, продукты человеческого труда, техника, жилища и т.п.) и духовную культуру (искусство, наука, религия, идеология, нормы морали и поведения, формы образования и воспитания).

В учебных целях будем использовать следующее определение: культура (от лат. «возделывание», «воспитание», «развитие», «почитание») — совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, форм человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний.

Слово «культура» восходит к латинскому «colere — culture», что означает возделывание, обработку почвы, первоначально оно использовалось в наиболее древних латинских текстах как агротехнический термин. Впоследствии, в V в. до н.э. Цицероном этот термин был перенесен на человека и стал означать его воспитание и образование. («Культура — как воздействие на человеческий ум». «Культура ума есть философия». Культура дополняет человеческую природу, она формирует человека как воспитанного и образованного.

Заслуга Цицерона состоит в том, что именно он впервые применил слово «culture» в ином, т.е. переносном смысле — применительно к воздействию на человеческий ум. И сразу же «cultura» стала противостоять другому латинскому понятию — «natura», т.е. природа. В данном контексте слово «культура» стало означать явление созданное, внеприродное. Именно с тех пор мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.

С одной стороны, культура может пониматься очень широко, характеризуя все основные сферы жизнедеятельности человека и общества: материальное производство, социально-экономические отношения, сферу духовного развития, быт, человеческий опыт.

С другой стороны, расширительное толкование понятия «культура» может привести к его отождествлению с другим, не менее сложным и очень емким понятием — «общество». Будучи очень близкими, они тем не менее не тождественны. Культура, например, в отличие от общества, не включает в себя биологические, демографические элементы.

Но это далеко еще не все трудности при определении понятия «культура», постоянно меняющегося и развивающегося. То, что на ранних стадиях развития человека и общества было культурой, позднее — перестало ею быть. К примеру, изобретение колеса было выдающимся явлением культуры. Потом же, когда человек поставил на поток их производство, — это перестало быть фактом культуры.

Учитывая вышеперечисленные сложности, современная наука пришла к необходимости выделения конкретных «аспектов» культуры как общественного явления. В настоящее время в культурологической литературе принято выделять следующие «аспекты»:

1. генетический;

2. гносеологический;

3. аксеологический;

4. гуманистический;

5. нормативный; 6. социологический.

В генетическом аспекте культура предстает как продукт общества. Феномен культуры можно рассматривать в качестве измерения общества. В гносеологическом (познавательном) аспекте культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей. При этом материальные и духовные ценности, с одной стороны, отражают уровень достижений человечества, а с другой — выступают как специфический объект освоения.

В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей. Отсюда следующее определение: «Культура — это производство самого человека во всем богатстве и многогранности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия» (В.М. Межуев).

В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире. Это значит, что продуктом человеческой деятельности являются не только предметы материальной и духовной жизни, но и все отношения, которые складываются между людьми в процессе их взаимодействия (экономические, политические, нравственные, психологические и т.д.). Это — тоже культура.

В социологическом аспекте культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта (общества, класса, социальной группы, человека), а также как состояние и развитие того или иного способа производства. Поэтому можно встретить целый ряд очень интересных и важных определений.

Таким образом, культура — это ядро, основа, «душа» общества:

это — материальные и духовные ценности человека; это — способ жизнедеятельности людей; это — их отношения между собой; это — своеобразие жизни наций и народов; это — уровень развития общества;

это — накапливаемая в истории общества информация;

это — совокупность социальных норм, законов, обы- чаев, традиций; это — религия, мифология, наука, искусство, политика; это — особая знаковая система, и т.д

2. Историческое развитие понятия «культура»

Слово «культура» восходит к латинскому «colere — culture», что означает возделывание, обработку почвы, первоначально использовалось в наиболее древних латинских текстах как агротехнический термин. Впоследствии, в V в. до н.э. Цицероном этот термин был перенесен на человека и стал означать его воспитание и образование.

В античности культура понимается как воспитание меры, гармонии и порядка, формирования культурного человека, личности, идеала человека. В системе образования формируется не узкий специалист-профессионал, а личность с определившимися ценностными ориентациями (идеал человека).

«Пайдейя» (культура) — процесс формирования культурного человека (идеал человека), поэтому надо у человека развить разумную способность суждений, эстетическое чувство, способность жить в гармонии с природой (единство природы и Бога), в соответствии с законами гражданского общества, достичь физического и нравственного совершенства (уметь защитить свою честь, достичь славы, брать на себя ответственность при принятии решений).

В средние века складывается христианская культура, и культура понимается как преодоление ограниченности и греховности человека, его постоянное духовное самосовершенствование, осознание духовного родства с Богом.

В XVII в. «культура понимается как результат собственных человеческих свершений, то, что возвышает человека».

В XVIII-XIX вв. культура стала рассматриваться как самостоятельное явление социальной жизни, впервые начинается теоретическое осмысление этого феномена.

Так, немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) понимал культуру как историческую ступень совершенствования человечества, связывая ее со степенью развития наук и просвещения. В такой трактовке понятие «культура»

тесно переплеталось с понятием «прогресс».

Карл Маркс в качестве глубинного основания культуры рассматривал материальное производство. Результатом такого производства является материальная культура, которая признается «первичной» по отношению к культуре духовной, обеспечивает накопление и передачу прогрессивных ценностей и традиций. Таким образом, К. Маркс одним из первых раскрыл и обосновал связь культуры со всеми сферами социальной жизни, ее способность связывать историю человечества в единый целостный процесс.

В XVIII-XIX вв. исследователи нередко рассматривали общество и культуру как организм, где социальные институты уподоблялись органам и частям тела, а социокультурные процессы — физиологическим процессам. Культура, подобно биологическому организму, проходит свой жизненный цикл от рождения до смерти.

В XX в. стали популярными иные трактовки. Так, в начале XX столетия был популярным антропологический функционализм: исследование культуры — это исследование того, как функционируют ее составные части в отношении друг к другу и целому (идея неравенства культур).

Во второй половине XX столетия становилась все более популярной идея равенства культур. Современные концепции культуры — «постклассическая модель» культуры — выражает разочарование в возможностях разума. «Постклассическая модель» содержит в себе следующие основные положения: ориентируется на повседневную жизнь человека культура личности, этноса рассматривается и воспринимается человеком в процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия; характерны пессимизм, идея абсурдности; приоритет отдается личному над общественным в жизни человека; скептическое отношение к преобразованию мира: мир не только не поддается человеческим усилиям, но и не умещается ни в какие теоретические схемы; понятие «культура», как предельно общее, не может быть выражено через какое-то одно адекватное определение, полученное с помощью формальнологической процедуры.