Смекни!
smekni.com

Ренессансный историзм: рождение интереса к изучению культуры (стр. 3 из 5)

Умение ценить личное время заставило гуманистов изменить их отношение и ко времени историческому. В основе осознания ценности исторического времени лежало их умение оценить историческое значение собственной эпохи через осознание качественной специфики настоящего. М. А. Барг подчеркивает, что честь открытия исторической перспективы в европейской культуре принадлежала Франческо Петрарке (1304-1374 гг.). "Он первый осознал свое время как нечто новое не только по отношению к недавнему прошлому, образно представшему перед ним как "темный век", но и по отношению ко времени, этому "веку" предшествовавшему, т. е. по отношению к античности". Роль Петрарки в осознании качественной ценности собственной эпохи выделяет и Л. М. Баткин. Б. Г. Кузнецов, особенно интересующийся соотношением научного и художественного в создании современной картины мира, пишет по поводу вклада Петрарки в осознание ценности личного и исторического времени: "История Возрождения не могла начаться иначе как поэтическим, неосознанным (или интуитивно осознанным), а именно поэтому содержащим последующие формы взлетом земного, локального, человеческого понимания бега времени. Взлетом, сохранившим традиционное противопоставление времени и вечности, но преобразовавшим их иерархию, их роль в отношении к миру". Репутация первого гуманиста прочно закрепилась за Петраркой во многом благодаря его мыслям о самоценности современности и роли исторического наследия в формировании своеобразия современного ему облика Рима.

Идея природы и идея государства структурировали ренессансное мироощущение. Между этими двумя ведущими идеями существовала тесная взаимосвязь, что позволяло каждую из них истолковывать в свете другой. В ученой литературе второй половины ХIV-ХV в. имело широкое распространение понятие "естественный закон". Как считает М. А. Барг, понятие "естественного закона" отражало тесную корре-ляцию между картиной природы и картиной человеческого общества. Гуманисты определяли внутренний мир человека как натуру, что помогало им видеть действие "естественного закона" и в истории. "Посюсторонность" мотивов поступков "актеров истории" - отличительная черта ренессансного видения истории. Их способность оценивать политические процессы через развитие наук и искусств рождалась поиском "посюстороннего" объяснения исторических процессов. Культура не могла стать самостоятельным объектом исследования в трудах гуманистов, ибо для них она была лишь средством достижения самости. Гражданские свободы волновали граждан свободных итальянских городов как самостоятельная ценность. Через изучение причин падения гражданских свобод они и начинали понимать познавательную ценность изучения культуры. Леонардо Бруни (1360-1444) попытался концептуализировать с рационалистических позиций идею соответствия состояния культуры состоянию политических процессов. В своей книге "История флорентийского народа", увидевшей свет в 1439 г., он объяснил причину падения Римской империи упадком культуры, который через падение нравов неизбежно ведет к потере гражданских свобод. Так изучение политической истории выводило гуманистов на осознание необходимости изучения культуры.

Гуманисты рассуждали о значении свободных и ремесленных искусств в их жизни и в жизни их предшественников. Они вступали в диалог с античностью в прямом и переносном смыслах, используя для этого диалог как излюбленную риторическую форму и осмысливая идею преемственности поколений. Вместо периодизации, понимающей историю после рождения Христа как завершающую фазу своего земного существования, они ввели в оборот новый тип трехчленного деления истории (античность, "темный" или "средний" век, "новое время", т. е. их собственная эпоха), легший в основу ставшей привычной для нас периодизации истории на древнюю, среднюю и новую. Эта периодизация не только "открыла" земную историю для продолжения в будущее. Она вводила в активную мыслительную деятельность идею прошлого, настоящего и будущего как самостоятельных категорий исторического мышления. Прошлое стало осознаваться как объект диалога, т. е. как завершенная историческая целостность.

О роли диалога как обязательного условия развития культуры много пишется в современной психологической, историко-культурной и культурологической литературе. Говорится и об особой роли диалога в становлении культуры Возрождения. В "Беседах о русской культуре" Ю. М. Лотман даже рассматривает культуру одного человека как культуру коллектива, состоящего из одной личности, предполагая, что способность сознания индивида к рефлексии создает ему собеседника в виде внутреннего "я". Наличие собеседников, отличных друг от друга, - необходимое условие нормального диалога. Вполне понятное с точки зрения здравого смысла предположение о неидентичности говорящего и слушающего помогло гуманистам сформулировать понятие "историческая эпоха". В основе представлений об исторической эпохе лежало отношение гуманистов к собственному времени как новому золотому веку в развитии классической культуры. "Хотя столь восторженные суждения гуманистов о своем времени были лишь неосознанной формой оценки результатов их собственной деятельности в сфере так называемых "свободных искусств", тем не менее в этих более чем узких рамках подготавливалась, выкристаллизовывалась фундаментальная для историзма Нового времени мысль об исторической эпохе как интегрированном целом, т.е. о взаимосвязанности и взаимообусловленности всех его граней, всех форм и проявлений человеческого бытия в рамках каждой данной эпохи - мысль, даже в рудиментарном виде отсутствовавшая в предшествующих формах историзма...". Идея преемственности оказалась облеченной в форму образных представлений об исторических эпохах, способных в силу своей самостоятельности вступать в диалог посредством истории.

Исследователи подчеркивают логическую бедность и интуитивно-художественную природу гуманистического осознания поликультурности истории. В данном случае уместнее выделить другое - идея появилась, она была зафиксирована как часть интеллектуально-практической деятельности, стала активно обсуждаться и концептуализироваться, т. е. она получила свое дальнейшее развитие на дискурсивном уровне. Медленно, но верно идея стала занимать место и в массовом историческом сознании.

Для осознания необходимости изучения культуры огромное значение имела также идея изменчивости истории, которая тоже осознавалась гуманистами через призму их вклада в современную им культуру. М. А. Барг следующим образом реконструирует возможный механизм их рассуждений по поводу изменчивости времен: "В самом деле, если Возрождение явилось результатом целенаправленного творчества людей, если благодаря этому одна историческая эпоха - "средний век" - должна была уступить место "новому веку" (именно эта характеристика гуманистами своего времени лежала в основе концепции Возрождения), то напрашивался естественный вывод: само движение истории и, что еще более важно, изменения в направлении ее движения обусловлены не только политической и военной, но и интеллектуальной деятельностью людей". Следовательно, столь бросавшееся в глаза гуманистам непостоянство мира истории возникает в результате усилий людей и их отношения к науке и искусствам. Таким образом, интеллектуальная деятельность людей представала перед гуманистами как предмет, достойный самого пристального внимания.

Ренессансный историзм складывался не в исторических сочинениях, традиционно ориентированных на описательность. Он рождался под эгидой изучения риторики, политики и юриспруденции.

Желание популяризировать античное наследие поставило гуманистов перед необходимостью совершенствования практики перевода классических текстов. Они стремились сменить малопонятную, "цеховую" лексику ученых трактатов, доступную лишь избранным, текстами, с максимальной точность и понятностью передающими содержание подлинника. Работа над переводами превращалась в настоящее историко-филологическое исследование, в котором во главу угла ставилась проблема поиска точного значения слова. Работа чисто практическая получала философский смысл, смыкаясь с поисками более точных средств осмысления мира. Творчество гуманистов придало науке о красноречии - риторике, - черты инструмента познания.

Благодаря новым установкам, в теоретических изысканиях ХIV-ХV вв. теория номинализма, рожденная в рамках схоластики ХI-ХII вв., приобрела новые черты. Номиналисты традиционно подчеркивали связь общих понятий (универсалий) со способностью человеческого разума обобщать свойства сходных единичных вещей при помощи имен или концептов.

"Король филологов" Лоренцо Валла (1407-1457) соотнес номинализм с представлениями об исторических эпохах. Он разработал принципы дидактической истории, обучающей на примерах. М. А. Барг называет гносеологические принципы, использованные в диалогах Л. Валлы, лингвистическим номинализмом.