Смекни!
smekni.com

Виртуальная реконструкция утраченного объекта наследия на примере церкви св. Мирония лейб-гвардии егерского полка (стр. 4 из 5)

После сбора необходимых источников начался следующий этап виртуальной реконструкции - создание собственно трехмерной модели Мирониевской церкви. Для этого был задействован 3Б-пакет Autodesk Maya 8.5. Изначально в виртуальную «сцену»5 были добавлены две проекции - план и разрез храма, по которым создавались основные объемы церкви. После этого модель усложнилась за счет декоративных элементов, выявленных на основе исследования подробного чертежа, хранящегося в РГИА. Затем была создана модель окружающей среды - фрагменты Обводного и Введенского каналов, здание казарм Егерского полка по Ру- зовской улице. Это существенный момент, так как именно из пропорционального соотношения памятника с окружающими его объектами (размерами, формой) зритель получает первичное представление о сооружении.

Затем наступила стадия текстурирования и колористического оформления модели. Дело в том, что все вышеперечисленные источники (периодика, издания, фотографии) дают лишь черно-белое изображение церкви в разные периоды. Поэтому обнаруженная акварель К. Коль- мана, запечатлевшего новую Егерскую церковь в 1855 году [10], послужила одним из ключевых источников для решения вопроса о цветовой гамме памятника. Кроме того, дополнительными источниками являются сохранившиеся живописные изображения других храмов, построенных по проектам К. Тона в то же время (30-40-е годы XIX века): Благовещенской, Екатерининской, Введенской церквей при Семеновском полку (все они, как и Егерская церковь, были взорваны в советское время). Так, анализ изображений этих сооружений позволяет говорить о цветах, в которые были окрашены стены и крыша сооружения: серо-зеленый оттенок для кровли, белый и желтый - для стен и архитектурных деталей на фасадах6. В качестве дополнительных привязок для текстур были взяты описания строительных материалов из проектной документации (в фондах РГИА), сопоставленные с фотографиями церкви конца XIX - начала XX века.

Завершающим этапом моделирования стало создание элементов освещения модели, наложение текстур и создание путей анимации. После этого, на этапе рендеринга (визуализации 3Б-модели), было создано несколько статичных изображений (видов модели с разных ракурсов, рис. 1), а также видеоряд, монтаж которого выполнялся посредством специализированных компьютерных приложений - в графическом редакторе Adobe Photoshop CS / CS2 и в видеоредакторе Adobe After Effects.

Рис. 1. Вид церкви Св. Мирония и здания казарм Егерского полка со стороны Рузовской улицы. 3Э-реконструкция

Далее в соответствии с одной из вышеуказанных задач - расширением тематики и содержания представленных на экспозиции музея «Разночинный Петербург» материалов - была определена и конечная форма проекта - мультимедийная презентация. Она позволила отразить многогранный характер историко-культурного объекта. В нее были включены такие разделы, как история строительства и бытования православного храма, судьба военных трофеев и захоронения офицеров русской армии, выступавшего самостоятельным мемориальным комплексом, а также данные о других постройках К. А. Тона в Петербурге [13].

Финальным этапом стало соединение всех полученных элементов в программе создания интерактивных приложений Macromedia Director. Сначала была выстроена структура презентации, куда входят видеоролик-заставка, основное меню (рис. 2), ведущее в разделы, и наполнение этих разделов (изображения, текст, звук, видео) (рис. 3). Звуковому сопровождению была отведена роль дополнительного выразительного средства. Оно представлено хоровыми духовными произведениями П. И. Чайковского «Литургия Св. Иоанна Златоуста» («Приидите, поклонимся») и Д. С. Бортнянского «Концерты для хора» («Господи, кто обитает в жилищи Твоем»). Проработка задачи о размещении проекта внутри экспозиционного пространства музея «Разночинный Петербург» определила выбор оборудования и места установки программы (локальный компьютер с ЖК-экраном в зале с экспозицией «Разночинный Петербург»), где главными критериями послужили простота и удобство пользования презентацией в отношении как посетителей музея, так и его сотрудников.

Рис. 2. Мультимедийная презентация, посвященная истории церкви Св. Мирония. Главное меню

Торжественное освящение новой церкви Егерского полка состоялось 17 (30) августа 1855 года в присутствии Императора Александра И Главный алтарь церкви был освящён в честь Св- Ап Петра и П.пиа (в память о Павле I, при котором был сформирован F-герскин батальон); южный алтарь - в честь Св. Благо верного Великого Княля Александра Невского, покровителя Петербурга и императора, основавшего полк; наконец, северный

Рис. 3. Мультимедийная презентация, посвященная истории церкви Св. Мирония. Фрагмент раздела «Храм Св. Ап. Павла»

Опыт создания проекта виртуальной реконструкции церкви Св. Мирония лейб-гвардии Егерского полка позволяет говорить о данном методе как о комплексном, требующем знаний и навыков одновременно в нескольких аспектах, включая историко-теоретический (история, искусствоведение, региональная культурология, музееведение) и технический (компьютерное моделирование, графический дизайн, 3D-анимация, разработка мультимедиаприложений). Поскольку существенной особенностью создания таких проектов является умение совместить воедино несколько областей теории и практики, очевидно, что в данном случае музейным работникам трудно обойтись без привлечения специалистов. Следовательно, любой проект виртуальной реконструкции в музее, какие бы масштабы он ни имел, связан с необходимостью сотрудничества между специалистами музейного профиля и смежных с музейным делом профессий.

Создание виртуальных реконструкций объектов наследия - значимый фактор развития современного музея в целом. С одной стороны, работа в данной области включает исследование специфики музейной аудитории, ее потребностей; с другой стороны, более тщательное изучение памятников истории и культуры совместно с привлечением современных информационных технологий повышает уровень подготовки музейных сотрудников, развивает и обогащает их профессиональные качества, способствует налаживанию межмузейного сотрудничества.

Кроме того, изучение утраченных объектов наследия позволяет говорить о данном направлении как о культурологической проблеме, связанной с современным осмыслением музейного краеведения. Особо важным здесь необходимо признать развитие ценностных ориентаций и культурного уровня в обществе. Привлечение музеями внимания к «непарадным», малоизвестным, но не менее значимым в историческом и культурном отношении объектам наследия способствует стимулированию краеведческого движения. В свою очередь, музейная тематика проектов по сохранению утраченного культурного наследия, соединенная с передовыми компьютерными технологиями, столь востребованными в том числе и в широкой молодежной среде, помогает воспитанию и развитию в обществе потребности в сохранении своего национального достояния.

ПРИМЕЧАНИЯ

По нашему мнению, такое несоответствие обусловлено схематичностью и колористическим решением модели Егерской церкви, что является значительным искажением представления о данном историко-культурном объекте.

Вспомним пример храма Христа Спасителя в Москве. Представители общественности полагают, что возведение многочисленных новоделов, в лучшем случае передающих внешний облик памятников, а по сути являющихся макетами в натуральную величину, бессмысленно (подробнее см. [12; 30-32]). При этом нельзя не отметить, что отношение к новоделам спорное. Существует мнение, что новоделы восстанавливают утраченные образы исторической городской застройки.

РГИА. Ф. 468. Оп. 35. Д. 476, 487; Ф. 485. Оп. 2. Д. 1044; ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 5114.

ЦГАКФФД. Гр. 78054. Д. 13178. Е. 3136, 18563 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://photoarchive.spb.ru

Виртуальное пространство, где происходит построение моделей и связанных с ними дополнительных объектов - камер, источников освещения и т. п. в программе Autodesk Maya выглядит в первую очередь как одно или несколько окон с проекциями моделируемых объектов.

Точные значения цвета используются в программах Adobe Photoshop и Autodesk Maya, где каждому цвету соответствует свой код и цветовой профиль, в данном случае - RGB.

Список литературы

Добровольский К. Чествование бывшего ктитора церкви л.-гв. Егерского полка полковника С. И-ча Кутепова // Вестник Военного Духовенства. 1900. № 5. С. 151-156.

Жеребятьев Д. И., Кончаков Р Б. Технологии трехмерного моделирования в ракурсе исторической информатики // Круг идей: модели и технологии исторических реконструкций: Труды XI конференции Ассоциации «История и компьютер». М.; Барнаул; Томск: Изд-во МГУ, 2010. С. 145-174.

Инф. бюллетень Администрации Санкт-Петербурга от 4 марта 2009 г. № 7/1 (608/1). Спецвыпуск «Закон Санкт- Петербурга от 24 декабря 2008 года № 820-7 “О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон” и о внесении изменений в Закон Санкт- Петербурга “О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов наследия на территории Санкт- Петербурга”», п. 2.1.2-в: «Утраченные доминанты, рекомендуемые к восстановлению». СПб., 2009. С. 260-261.

Кутепов С. И. Главная церковная и ризничная опись церкви Св. мученика Мирона Л.-Гв. Егерского полка. СПб., 1899. 119 с.

Музейное дело России. 3-е изд., испр. и доп. М.: ВК, 2010. 676 с.

Неотвратимая классика // Квартальный надзиратель. 2005. № 35 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kn.sobaka. ru/n35/04.html

Описание церкви Св. Апостола Павла // Живописный сборник. СПб., 1858. Т. 5. С. 201-203.

Петров Г. С. Церковь лейб-гвардии Егерского полка во имя священномученика Мирона: Чтение для народа. СПб.: Тип. Е. Евдокимова, 1896. 80 с.

Приказ Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры «Об утверждении Списка вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» от 20.02.2001 г. [240] (с изм. на 15.03.2010) [Электронный ресурс]. Режимдоступа: http://www. assembly. spb.ru/manage/page? tid=633200015&nd=8348128&nh=1