Смекни!
smekni.com

Виртуальная реконструкция утраченного объекта наследия на примере церкви св. Мирония лейб-гвардии егерского полка (стр. 1 из 5)

Виртуальная реконструкция утраченного объекта наследия на примере церкви св. Мирония лейб-гвардии егерского полка

Сергей Алексеевич Никольский

аспирант кафедры музеологии и культурного наследия факультета мировой культуры, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

Современные социокультурные процессы в российском обществе повысили интерес к памятникам истории и культуры. Изучаются и восстанавливаются произведения культовой архитектуры, утраченные в советский период. Однако воссоздать памятники в физических формах возможно далеко не всегда. В таких случаях исследованию и презентации утраченных объектов помогают современные информационные технологии. Настоящее исследование рассматривает новое как для исторической науки, так и для музеологии понятие виртуальной реконструкции на примере утраченного памятника культовой архитектуры. Объектом изучения послужила также экспозиция музея «Разночинный Петербург», имеющая непосредственное отношение к этому памятнику. На первом этапе определены цели и задачи проекта, среди которых основной проблемой являлось совмещение результатов исторического исследования с требованиями уже сформированной музейноэкспозиционной структуры. О характере и ценности объекта наследия можно говорить на основании изученных исторических источников - свидетельств жизни памятника, отношения к нему в обществе на различных исторических этапах. Сюда примыкает и искусствоведческий анализ, позволяющий выявить типичные и уникальные черты объекта. Вкупе с результатом рассмотрения существующей музейной экспозиции сложилась источниковая база проекта, в который было решено внести дополнительные выразительные средства, а также его конечная форма - мультимедийная презентация. Проект складывается из нескольких частей: построения 3Б-модели, наложения текстур, создания освещения и путей анимации, просчета видеороликов, дизайна макета презентации, сборки всех материалов в едином файле, трансляции проекта непосредственно в пространстве музея. Осмысление результата исследования - компьютерной реконструкции - позволяет говорить о повышении наглядности музейной экспозиции, что имеет как гносеологическое, так и воспитательное значение для молодого поколения посетителей музея.

В силу драматических событий отечественной истории XX столетия в нашей стране был утрачен ряд историко-культурных объектов, представлявших особую ценность. Вместе с изменением социально-политических устоев в постсоветской России совершенно по-новому зазвучала тема возвращения уничтоженного и забытого наследия духовной культуры, что на практике вылилось в сложный процесс реституции церковного имущества [14], в том числе в восстановление утраченных или перестроенных недвижимых культовых сооружений [9].

Сохранение историко-культурного наследия в современных условиях оказалось сложной и ответственной задачей. Наряду с такими способами восстановления памятников культовой архитектуры, как реставрация и реконструкция, распространение получила и новая форма - виртуальная реконструкция [7; 15]. В данной статье предлагается оценить ее музейный потенциал на примере осуществленной виртуальной реконструкции уничтоженной церкви Св. Мирония лейб-гвардии Егерского полка в Санкт-Петербурге - выявленного объекта историко-культурного наследия [11].

Идея создания проекта виртуальной реконструкции церкви родилась в процессе сотрудничества с государственным учреждением культуры «Мемориальный музей “Разночинный Петербург”». В ходе анализа тематического содержания и предметного наполнения экспозиций музея было установлено, что информационный потенциал некоторых объектов раскрыт не в полной мере. Так, вышеупомянутый храм Егерского полка был представлен лишь двумя фотографическими изображениями, а также схематичной моделью на макете городской застройки исторического района Семенцы (храм находился между Рузовской улицей и Введенским каналом, современный адрес - наб. Обводного канала, 99). Отсутствие развернутых пояснительных текстов и несоответствие макетной модели исторической действительности1 определили необходимость разработки единой электронной мультимедийной программы, которая помогла бы посетителям музея глубже и целостнее понять специфику утраченного памятника. Главными задачами вышеупомянутого проекта стали:

расширение тематического содержания существующей экспозиции музея «Разночинный Петербург»;

привлечение внимания посетителей к проблемам сохранения утраченных памятников архитектуры;

развитие интереса к историко-культурному пространству Петербурга в краеведческом русле.

Но для начала разъясним понятие виртуальной реконструкции.

Под виртуальной реконструкцией понимается процесс воссоздания современными техническими средствами (в том числе путем компьютерного моделирования) внешнего вида руинированного или утраченного памятника истории и культуры. При этом наряду с распространенным термином «виртуальная реконструкция» отечественные исследователи применяют термины «ненавязчивая интерпретация» и «виртуальное восстановление» [9]. Фактически виртуальная реконструкция и есть форма интерпретации памятника истории и культуры, но обязательно научно обоснованная. Это многогранная модель, которая опирается на историческую реконструкцию как метод исторического исследования, но выражается в новой форме посредством современных компьютерных технологий. Получив развитие в 90-е годы XX века и обретя статус самостоятельного междисциплинарного направления, виртуальные реконструкции становятся все более востребованными в современном музейном деле [7]. Обратимся к истории самой церкви Св. Мирония.

Церковь Св. Мирония лейб-гвардии Егерского полка - утраченный памятник культовой архитектуры Петербурга середины XIX века. Спроектирована архитектором К. А. Тоном по повелению императора Николая I, проект утвержден весной 1849 года, строительство торжественно завершено в 1855 году, когда церковь освятили в присутствии уже императора Александра II. Отметим, что изначально у Егерского полка не было отдельного здания церкви. К моменту начала возведения нового храма существующая полковая церковь находилась в одном из помещений казарм, где квартировался полк, - на Рузовской улице в Петербурге. Новому же храму Егерского полка изначально был присвоен особый, символический статус мемориала, увековечивавшего память о победе русской армии в Кульмском сражении 17-18 августа (29-30 по новому стилю) 1813 года, что нашло закономерное отражение в проекте Константина Тона. Поскольку в православной традиции дню 17 августа покровительствует св. мученик Мироний, то и церковь при лейб-гвардии Егерском полку стали именовать его именем. Св. Мирону был посвящен северный придел церкви, в то время как главный алтарь освятили в честь св. ап. Павла и Петра (в честь императора Павла I, при котором был образован Егерский полк), а южный придел - в честь покровителя Петербурга св. благоверного князя Александра Невского. Таким образом, у храма несколько имен: церковь Св. Ап. Павла, Мироновский или Мирониевский храм, Егерская церковь.

Егерский храм по праву можно назвать одним из величайших творений Константина Тона. Подобно знаменитому храму Христа Спасителя в Москве, церковь Св. Мирония имела монументальный вид, что подчеркивали прежде всего ее размеры: колокольня достигала в высоту более 60 метров. Архитектурно-художественное решение оказалось достаточно распространенным для своего времени: оно было выполнено в «русском» стиле - направлении в архитектуре второй трети XIX - начала XX века, опиравшемся на приемы русского зодчества периода позднего Средневековья. Мирониевская церковь имела трехчастную композиционную структуру: колокольня, трапезная и собственно храм с алтарной частью размещены по одной оси и составляют единое целое. Экстерьер сооружения выполнен в традициях русской архитектуры XVI-XVII веков, поэтому здесь вместо куполов - шатры, а на сочленениях основных объемов - стилизованные закомары, аркатурные пояса и другие декоративные элементы. Величественный характер памятника подчеркнул и контраст с окружающей средой: церковь Св. Мирония была возведена в непосредственной близости от границы города - рядом с казармами Егерского полка, протянувшимися вдоль Рузовской улицы, в месте впадения Введенского канала в Обводный. Пропорции церкви позволяли ей живописно отражаться в водах прилегающих каналов и в то же время выступать крупной городской доминантой, которая замыкала перспективу Рузовской улицы со стороны Загородного проспекта и была хорошо видна с Семеновского плаца, находившегося к востоку от Царскосельского (Витебского) вокзала. Кроме того, церковь Св. Мирония располагалась симметрично (относительно Введенского канала) Введенскому храму, также спроектированному Тоном.

К сожалению, судьба Мирониевского храма столь же печальна, как и участь многих других культовых сооружений Петербурга. В 1930 году храм был закрыт и оборудован под картофелехранилище, а уже через четыре года взорван и снесен до самого основания. Несмотря на то, что этот объект рекомендован к восстановлению распоряжением КГИОП [8], воссоздание памятника физически в прежнем объеме едва ли возможно. Главной причиной тому служит территория, на которой некогда находился Егерский храм: сегодня здесь пролегает несколько нагруженных транспортных автомагистралей, проезжая часть которых частично расположена над остатками фундамента постройки. Кроме того, даже если решение о воссоздании церкви Св. Мирония имело бы положительный исход, остался бы спорным вопрос о целесообразности строительства такого сооружения2. Поэтому в сложившихся условиях для восстановления облика церкви был выбран метод виртуальной реконструкции, позволяющий задействовать одно - временно несколько преимуществ.

Во-первых, электронная основа позволяет оформить проект в различных видах электронной публикации [9] - в качестве локального ресурса (мультимедийного киоска) на экспозиции музея, на компакт-диске или в качестве интернет-ресурса (web-сайта). Во-вторых, проект можно подвергать корректировке как на этапе разработки, так и после его публикации, внося все необходимые дополнения (вплоть до включения в другие, более крупные проекты). В-третьих, элементы мультимедиа - статичная и динамичная графика, текст, звук - делают процесс ознакомления с памятником более выразительным, ярким, доступным для широкого круга пользователей. Эти возможности были учтены в период работы над проектом, который включал несколько этапов.