Смекни!
smekni.com

Роль народной культуры как ценности российского менталитета в системе образования (стр. 3 из 3)

раскрывающие характер нравственных, межличностных отношений, отношений в семье, обществе.

Сказки пронизаны атмосферой света, добра, любви, красоты, мудрости. Они раскрывают лучшие черты народа, его незлобное всепрощающее сердце. Украшением волшебной русской сказки является женский образ: Царь-девица, Царевна-лебедь, Василиса-Премудрая, Елена-Прекрасная и др. Главный герой — Иван-царевич, Иван-крестьянский сын, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Святогор и другие. — воплощает в себе высшие человеческие качества, ценности матриархальной культуры. Он добрый, душевный, близок к природе, живет сердцем, и именно оно указывает дорогу к счастью и миру.

Важнейшим гармонизирующим началом для русского человека является любовь. Она соединяет между собой людей, природу, животный и растительный мир, наполняет жизнь. В колыбельной песне все препятствия устраняются любовью и, что бы ни мучило ребенка, колыбельная успокоит, вселит надежду, вольет духовную силу, вернет душевное равновесие.

Мощной объединяющей энергией обладает и красота — своеобразная идея, нечто всеобщее, вечное, проявляющееся в конкретном, конечном. Красота — это чудо равновесия, гармонии, целесообразности в совершенных формах, образах, звуках.

Все лучшее в народной педагогике объединяется вокруг образа Матери и ее самопожертвования. Научные исследования показывают, что древней фундаментальной частью мировоззрения народов, в том числе населяющих территорию нашего государства, был именно женский образ. Это наиболее почитаемый символ наших далеких предков, их культуры. Женское начало лежало в основе так называемого матриархального уклада культуры и быта, определяло его ведущие ценности и смыслы. Главной среди них являлась любовь ко всем людям — детям одной Матери-Земли, для которой все равны и одинаково дороги. Женщина по своей сути ближе к природе, чем мужчина, и не случайно на древних изображениях она предстает в окружении символов природы.

Одной из важнейших характеристик народной культуры является ее коллективное, соборное начало, выраженное в культурной преемственности, народности как эстетическом качестве, как содержании, где сохраняется народная память. Это глубинная сила коллективного, через преемственность в веках творческого начала народного опыта, формирующего отношение к восприятию мира, жизни как великой ценности всего человеческого, что сохранит, воспроизводит, прославляет жизнь на земле, в ее природных и духовных началах. Вот источник нравственной силы народной культуры, ее оптимизма, необходимый человечеству в современной культуре сегодня.

Соборность для воспитания — это взаимное духовное, душевное обогащение, свободное единение свободных личностей на основе их любви друг к другу, семье, народу, малой и большой Родине, ко всем абсолютным ценностям.

Важным компонентом, составляющим общечеловеческие понятия и культурные ценности, является Труд. Воспитанию, обучению, развитию трудолюбия у каждого члена общества во всех культурах, у всех народов с самого раннего возраста уделялось самое пристальное внимание. В работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» К.Д. Ушинский показал, что свободный труд является источником не только материальных ценностей, но и важнейшим фактором создания самого человека, развития его способностей, духовных и физических сил [6: с. 195-203].

Труд необходим человеку не только как способ существования, но и для счастья, «.единственное доступное человеку на земле и единственно достойное его...», «...самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни... Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни» [5: с. 48-76].

Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение овладевало рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки». У всех народов существует единое мнение: «Лишнее мастерство голову не кружит», «Молодому мало и семидесяти ремесел». История сохранила для последующих поколений бесценный опыт вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми умениями и навыками. Народ ясно представлял себе, что овладение трудовыми навыками требует времени и усилий, поскольку «есть такие вещи, которые не сделаешь, пока не выучишься, но есть и такие вещи, которые надо сделать, чтобы выучиться».

В народе высмеивался человек, ищущий легкой работы. Поговорка гласит: «В дождливый день много желающих кур поить». Особенно негативное отношение вызывали люди, имеющие «белые ручки», которые любят чужой труд. Осуждению подвергался человек, не задумывающийся о пользе результатов своего труда или занятого неразумным, бесполезным трудом. О таких говорили: «Подрубив топором корни дерева, вершину водой поливает».

Конечно, трудовое воспитание не сводится и не может сводиться просто к выработке трудолюбия или только к передаче определенного набора трудовых навыков и умений. У подрастающего поколения должно быть выработано твердое убеждение: именно труд есть главная реальность и одна из главных ценностей жизни; именно в труде человек утверждает себя как личность, как гражданин. Трудясь, человек не только преобразует окружающую его жизнь. Он изменяет самого себя, растит в себе лучшие качества: целеустремленность, благородство помыслов, чувство коллективизма, потребность в постоянном духовном совершенствовании.

Таким образом, важной формой существования и проявления культуры выступает народная культура, основывающаяся на исторически обусловленном образе жизни народа, соответствующая его духу, сознанию и самосознанию.

Сущностными характеристиками народной культуры является народная вера, язык, литература, отечественная история, народное творчество. Народной культуре свойственны преобладание духовных мотивов жизни над материальными; признание труда одной из главных ценностей жизни; соборность, проявляющаяся в формах организации труда, общественной жизни; патриотизм, историческая память как способность ощущать свое родство с прошлым и сознание ответственности за будущее.

Обладая самостоятельным, уникальным ценностным миром, устойчивыми культурными архетипами и религиозными по сути, терминальными ориентациями, российское общество стремилось отстаивать свою самобытность и неизбежно откликалось на вызовы западной цивилизации — культуры рациональной, прагматичной, глубоко материалистичной, которая только в конце ХХ века стала постепенно «заражаться» постматериалистическими, духовными интенциями [8: с. 68]. Но никакие, даже серьезные изменения, связанные с насильственной модернизацией российского общества, до сих пор не приводили к разрушению ценностных основ, к забвению коренных социальных устоев и восприятию чуждых, а скорее даже наоборот.

Внешние признаки ценностной переориентации новых поколений затрагивают лишь «вторичные, а не первичные ценности... Когда молодые люди говорят, что их “ценности” отличаются от “ценностей” их родителей, они на самом деле имеют в виду не ценности, а убеждения, и даже эти убеждения и вторичные ценности меняются под влиянием эффективной коммуникации. Более внимательный взгляд на историю как восточных, так и западных народов показывает, что их первичные ценности не менялись столетиями. Традиционные ценности даже так называемых «прогрессивных людей» пребывают неизменными на протяжении многих веков» [4: с. 62].

В настоящее время прогресс общественного производства, повышение объективной социальной значимости всех форм труда являются предпосылкой подъема социального самосознания человечества, в результате чего ценность человека, независимо от его социального положения или национальной принадлежности, существенно возросла. Ценность человеческой жизни стала восприниматься не просто как ценность физического существования, а как достойная человека жизнь.

Список литературы

Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействия / С.А. Арутюнов. - М.: Наука, 1989. - 250 c.

Бутенко А.П. Менталитет россиян и евразийство: их сущность и общественно-политический смысл / А.П. Бутенко, Ю.В. Колесниченко // Социологические исследования. - 1996. - № 5. - C. 92-102.

Лихачев Б.Т. Философия воспитания / Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей 1995. - 336 с.

Ситарам К. Основы межкультурной коммуникации / К. Ситарам, Р. Когделл // Человек. - 1992. - № 3. - С. 62.

Сухова Е.И. Ценностная ориентация молодежи как социально-педагогическая проблема / Е.И. Сухова. - М.: Высшая школа, 2004. - 106 с.

Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении / К.Д. Ушинский // Семейное воспитание. Хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / Сост. А.П. Лебедев. - М.: Академия, 2001. - С. 195-203.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1989.- С. 215.

Inglehart R. Culture shift in advanced society / R. Inglehart. - Princenton University Press, 1990. - P. 68.