Культурологические теории в России
к первой половине XIX в.
Сложности.
Т. к. впервые ставится серьезно Петром Яковлевичем Чаадаевым. «Философические
письма» - начало спора между западниками и славянофилами.
· Культура – только духовное образование (материальный характер – это признак или неродившейся культуры, или начинающей вырождаться).
· Истинная к. – как духовное образование выражается только в христианстве.
· Истинная духовность как христианства выраж. Только в католицизме – в периоды средневековья.
· Христ. – католицизм способствует восстановлению совершенного строя.
· Реальное развитие запада осуществляется как в добре, так и во зле (не идеал.).
Чаадаев надеется, что Россия объединит успехи кап.. с христ. кат., т. к. Росссия находится в стадии юности, не обременена традицией. Россия географический мост между Востоком и Западом.
· Критическое отношение к России.
Критики Ч. концепции – славянофилы. Течение возникло в конце XIX в. (Хомяков, Киреевский).
Славянофилы:
· Культурный приоритет и культурная будущность России, т.к. Россия – истинно христианская культура.
· В Западной Европе церковь и общество оказались под двойным влиянием: христианским и языческим.
Ошибки:
Прежде всего – античного рационализма (Западная церковь не воспринимает должным образом христ. догматы, Папа – глава церкви, З. Христианство предоставляло логич. доказательства бытия Божьего, за этим последовала инквизиция, протестанство, торжество формального разума над верой, реформаторство).
Индивидуализация личности, четкий приоритет частной собственности, теория договора, чисто правовая основа государственности.
1. Россия – страна правоставная.
2. Особенности российской общественной жизни – община (патриархалность, простота, коллективизмом, главные не юридические, а нравственные отношения).
Западничество
Герцен и Белинский.
Герцен – в пользу социалистической утопии (крестьянской) – «Общинный социализм».
Культура России – очень молода отсюда естеств. принять культуру социализма, идущую с Запада.
Культура России «самая разрытная культура» – Петровская эпоха – эпоха внутреннего завоевания России, крепостническое порабощение крестьян дворянством отсюда антогонизм российского общества и российской культуры.
Выход – в социалистическом переустройстве общества в результате крестьянской революции отсюда развитие демократии.
Второй этап – вторая половина XIX века.
Данилевский, Чечерин, Соловьев, Плеханов.
Данилевский 1871 г. – «Россия – Европа» - «теория замкнутых культур». Ошибка историков в том, что история делится по хронологии. Главное - отношение и понимание национального общечеловеческого. Культуры изменяются по национальному моменту.
Указывает параметры специфики:
1. религия
2. культура
3. политика
4. экономика
Одноосновные, двуосновные и многоосновные цивилищации.
Пример:
Евреи – в религии
Греки – философия, искусство
Римляне – политика.
Европейцы – двуосновные – политика, культура.
Не было ни одной полной цивилизации. Данилевский считал, что Россия будет соответствовать всем параметрам, особенно в экономике, поэтому по Данилевскому – славянский культурно-исторический тип.
Соловьев.
· Идеализация российской культуры – основа кот. – православие
· Россия – европейская страна.
· Проблема: Восток – Запад – Россия.
Символ культуры Востока – бесчеловечный Бог.
Символ культуры Запада – безбожный человек.
Россия должна дать человеческого Бога.
Вторая половина XIX века – Марксизм.
Г.В.Плеханов.
· Россия – европейская страна, имеющая массу особенностей – элементы восточной деспотии.
· Разрыв то увеличивается, то уменьшается, отсюда Россия колеблется между Западом и Востоком.
· Особенность географических и исторических обстоятельств России.
1. География: обширность России отсюда производительные силы развиваются очень медленно.
2. История: влияние Запада и Востока: на первых порах Русь сближается с Востоком, Петровский период – Западные ориентации.
XX век – 3 этап
Евразийцы.
Фляровский, Вернодский, Трубецкой, Савицкий, Сувчинский, Карсавин.
Революция застала врасплох всех, но она не абсурд, не случайность. Это только новая, трагическая сторона истории.
По-новому осмыслили проблему: «Восток – Запад – Россия».
Евразия – понятие не географическое , а государственное. Естественные границы. Задача российского народа – вписаться в географическую и историческую область. Впервые соединив теоритические и государственные понятия российский народ не мог походить ни на народ Европы, ни на народ Азии. Российская культура несет в себе влияние Юга, Востока и Запада.
Российская культура – просто другая.
Н.А.Бердяев.
1946 г. – «русская идея».
Народ необыкновенной полярности. В ней совмещается государственность и склонность к анархии, деспотизм и абсолютная вольность, необыкновенная жестокость и фанатичная доброта, искание Бога и безбожие.
Исток – в положении России – в ее метании между Востоком и Западом, отсюда прерывистость и даже катастрофичность.
5 периодов: Киевский, Татарский, Московский, Петровский, Советский.
Федотов. «Судьба и грехи России».
Россия – посередине Восточных и Западных потоков.
Россия знала Восток в двух обличиях: в языческом и православном.
4 периода:
1. Киевская Русь, кот. Очень свободно принимала все влияние.
2. Монгольская Русь – время выбора – З.(Литва) или В (Орда).
3. Петровский период – З. поворот – сложности – разрыв дворянства и народа, отсюда европеизация России – неудачна. Последовала за Петром только самая энергичная часть. II половина XIX века – энергичная част общества повернула по радикальному пути культурного развития России второй половины XIX века – опасный бег на скорость.
Разрыв.
Культура XIX в. – или «освободительная европеизация» или «московский бунт».
Культура Российской цивилизации
Особенности Российской цивилизации:
1. самодержавная форма государственной власти («восточное гос-во»);
2. коллективистская ментальность;
3. подчинение общества гос-ву;
4. незначительный объем экономической свободы, отсюда свободы вообще.
Стадии развития Российской цивилизации:
А: в ареале, который называется Россия, была одна цивилизация, имеющая несколько этапов:
1. Древняя Русь (IX – XIII вв)
2. Московское царство (XIV – XVII вв)
3. Имперская Россия (XVIII - по сей день)
В: к XIII в. существовала русско-европейская (славяно-европ.) цивилизация, с XIV в. – сменилась еврозийской, повернутой на Восток.
Древняя Русь.
Доминантной цивилизацией этого времени было православие, которое было принято государством, но в значительной степени оно было автономно. Русская церковь приняла христианство от Византии, и до XIII в. было зависимо от Византии.
Середина XV в. – падение Константинополя, русская церковь становится автокефальной.
Православие дало России нормативно-ценностный порядок. Православие захватило почти все слои общества, но не всего человека, поэтому все ученые отмечают поверхностный уровень христианизации безмолствующего большинства, утилитарное восприятие христианства, невежественность.
Киевские князья обрели опору в Православии, следовательно это дало им возможность образовать государство как задачу миссионерскую – обращение язычников в христианство.
Но, в связи с этим, христианство поддерживало власть в ущерб своей духовной нравственной деятельности, отсюда особый тип православия: формальный, невежественный, синтезированный с невежеством.
б) Тем не менее, культура Древней Руси имела много общего с Европой:
1. Христианские ценности;
2. Городской характер официальной культуры;
3. Преобладание земледельческого производства;
4. Военно-демократический характер государственной власти;
5. Отсутствие синдрома (явления) рабства.
Общее с Азией:
1. отсутствие честной собственности и экономических классов;
2. господство принципа централизованного распределения (власть рождает собственность);
3. медленный эволюционный характер общественного развития.
1) Южная субкультура – Киевская
2) Новгородская субкультура – Ганзейскаму союзу. Она деградировала после присоединения к Москве.
3) Северо-Восточная субкультура.
С середины XII в. – началась крестьянско-княжеская колонизация: