Правда, мемуары повествуют о значительно отдалённом периоде истории России. Однако писатель и там видел изменяемость социальных устоев жизни, что под впечатлением современных событий, особенно должно было воздействовать на всё содержание «Истории моего современника».
Естественно, что повествование о детских впечатлениях «Современника» должно было быть ограничено более узким кругом материала, нежели повествование о его ссыльном периоде жизни. Отсюда переход автора от воспроизведения жизни через призму восприятий «современника» в начале мемуаров к всестороннему объективному показу жизни во второй их половине.
Таким образом, мы пришли к выводу, что явление «смешения» множества «жанров», изменяющихся в степени преобладания в ходе повествования в соответствии с развивающейся и изменяющейся действительностью, очевидно, следует признать за единый, но особый вид жанра художественных мемуаров.
Заключение
Читая художественные мемуары Короленко, нельзя не вспомнить многих его рассказов, очерков и повестей, сюжеты и темы которых как бы выросли из материала «Истории моего современника».
Наша жизнь колеблется и вздрагивает от острых столкновений новых начал с отжившими, и надеюсь хоть отчасти осветить некоторые элементы этой борьбы. Позднее в заметке «От автора» повторена та же мысль: «Мы будем продолжать свои очерки среди скрипа снастей и плеска бури. Тихими движениями детской мысли, они должны перейти к событиям и мотивам, тесно связанным с сами болящими мотивами современности».
В целом художественные мемуары Короленко представляют большой интерес для советского читателя, который находит в них яркое изображение значительного периода русской истории.
«История моего современника» имеет непреходящее значение и как выдающийся исторический документ, достоверно запечатлевший ряд общественных событий эпохи, и как большое художественноё произведение, в котором с наибольшей полнотой и силой проявились особенности замечательного таланта выдающегося русского писателя.
Эти бесспорные достоинства «Истории моего современника» поднимают её над обычным уровнем мемуарной литературы и ставят в один ряд с «Былым и думами» Герцена и автобиографическими трилогиями Л. Толстого и М. Горького.
«История моего современника» является прямым завершением «Сна Макара», проверкой пройденного писателем пути, итогом его художественной и общественной деятельности.
Отличительной же особенностью «Истории» является её необычайная теплота, задушевность интонации, сердечное доверие к читателю. Это – типическая черта лучших произведений русской литературы, по характеристике М. Горького, «самой сердечной литературы мира».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балабанович Е.В. В.Г. Короленко. М., 1947. – 164 с.
2. Бялый Г.А. В.Г. Короленко. Л.: Художественная литература, 1983. – 350 с.
3. Короленко В.Г. История моего современника. В 5 т. – Т. I – Л., 1989. – 624 с.
4. Короленко В.Г. История моего современника. В 6 т. – Т. I – М.: Правда, 1971. – 496 с.
5. Короленко В.Г. История моего современника. В 4 т. – М., 1965. – 1054 с.
6. Короленко В.Г. История моего современника. М.: Правда, 1953. – 408 с.
7. Котов А.К. В.Г. Короленко. Очерк жизни и литературной деятельности. М., 1957. – 86 с.
8. Миронов Г. Короленко. М.: Молодая гвардия, 1962. – 367 с.
9. Куклин Е.А. Сибирские страницы жизни и творчества В.Г. Короленко. Новосибирск: Наука, 1987. – 206 с.
10. Ростов Н. В.Г. Короленко. М.: Художественная литература, 1965. – 111 с.
11. Скатов Н.Н., Лебедев Ю.В. История русской литературы XIX века. Вторая половина. Учеб. для студентов пед. ин-тов. – М., Просвещение, 1991. – 512 с.
12. Сторожев А.И. История моего современника Короленко. Минск, 1953. – 190 с.