Смекни!
smekni.com

Русское устное народное поэтическое творчество (стр. 40 из 46)

Лирическая казачья песня о гибели казака в бою. Традиционный образ верного товарища – вороного коня, которому смертельно раненый воин дает последний наказ – бежать на родную сторону и сообщить родным о его гибели. В песне используются широко распространенные метафоры: смерть – женитьба, пуля – невеста, сабля – сваха.

7. СОЛДАТУШКИ, БРАВЫ РЕБЯТУШКИ

- Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши сестры?

- Наши сестры – штыки, сабли остры,

Вот где наши сестры!

- Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши деды?

- Наши деды – славные победы,

Вот где наши деды!

- Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши матки?

- Наши матки – белые палатки,

Вот где наши матки!

- Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши жены?

-Наши жены – пушки заряжены,

Вот где наши жены!

Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши детки?

- Наши детки – пули наши метки,

Вот где наши детки!

- Солдатушки, бравы ребятушки,

А где ж ваша хата?

- Наша хата – лагерь супостата,

Вот где наша хата!

Солдатская строевая песня. Первые две строки, содержащие вопрос, обычно пел запевала, самый звонкоголосый солдат, а затем вторую часть строфы – ответ подхватывали остальные. Песня исполнялась во время длинного перехода в строю, ритм ее помогал держать строй, чеканить шаг и вызывал чувство бодрости.

8. НЕ ШУМИ, МАТИ ЗЕЛЕНАЯ ДУБРАВУШКА

Не шуми, мати зеленая дубравушка,

Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати,

Что заутра мне, доброму молодцу, в допрос идти,

Перед грозного судью – самого царя.

Еще станет государь-царь меня спрашивать:

«Ты скажи, скажи, детинушка, крестьянский сын,

Уж как с кем ты воровал, с кем разбой держал,

Еще много ли с тобой было товарищей?»

«Я скажу тебе, надежа православный царь,

Всею правду скажу тебе, всю истину,

Что товарищей у меня было четверо:

Еще первый мой товарищ – темная ночь,

А второй мой товарищ – булатный нож,

А как третий-то товарищ – то мой добрый конь,

А четвертый мой товарищ – то тугой лук,

Что рассыльщики мои – то калены стрелы».

Что возговорит надежа православный царь:

«Исполать тебе, детинушка крестьянский сын,

Что умел ты воровать, умел ответ держать!

Я за то тебя, детинушка, пожалую

Середи поля хоромами высокими -

Что двумя ли столбами с перекладиной!»

Старинная разбойничья песня. Раскрытию чувст героя помогает картина волнующейся от ветра дубравы, к которой обращается разбойник накануне суда и смертной казни. Традиционный мотив: разбойник не выдает своих друзей, называя товарищами темную ночь, булатный нож, тугой лук и каленые стрелы. Виселица, которой «жалует» царь за достойный ответ, иносказательно изображается как «хоромы высокие – два столба с перекладиной». В песне много постоянных эпитетов, тавтологические повторы: государь-царь, правда – истина.

9. КАК БЫВАЛО МНЕ, ЯСНУ СОКОЛУ, ДА ВРЕМЯЧКО

Как бывало мне, ясну соколу, да времячко:

Я летал, млад ясен сокол, по поднебесью,

Я бил-побивал мелку пташечку,

Как, бывало, мелкой пташечке пролету нет,

А нонче мне, ясну соколу, время нет.

Сижу я, млад ясен сокол, во поиманье,

Я во той ли в золотой во клеточке,

Во клеточке, на жестяной нашесточке.

У сокола ножки сопутаны,

На ноженьках путички шелковые,

Занавесочки на глазоньках жемчужные

Как бывало мне, добру молодцу, да времячко:

Я ходил-гулял, добрый молодец, по синю морю,

Уж я бил-разбивал суда-корабли

Я татарские, армянские, басурманские,

Еще бил-разбивал легки лодочки.

Как, бывало, легким лодочкам проходу нет,

А нонче мне, добру молодцу, время нет.

Сижу я, добрый молодец, во поиманье,

Я во той ли во злодейке земляной тюрьме.

У добра молодца ноженьки сокованы,

На ноженьках оковушки немецкие,

На рученьках у молодца замки затюремные,

А на шеюшке у молодца рогатки железные.

Старинная тюремная лирическая песня. Песня состоит из двух частей : в первой рассказывается о вольном ясном соколе, попавшем в неволю – «золотую клеточку», во второй – о добром молодце, сидящем в «земляной тюрьме». Здесь использован принцип психологического параллелизма, помогающий раскрыть состояние закованного в оковы молодца через сравнение его с вольным ясным соколом, попавшим в неволю, окованным путами.

10. СТЕПЬ ДА СТЕПЬ КРУГОМ

Степь да степь кругом, путь далек лежит,

В той степи глухой умирал ямщик.

Умирая, он, чуя смертный час,

Он товарищу отдавал наказ:

«Ты, товарищ мой, не попомни зла,

Здесь, в степи глухой, схорони меня.

Ты лошадушек сведи к батюшке,

Передай поклон родной матушке.

А жене младой ты скажи, друг мой,

Чтоб она меня не ждала домой.

Передай словцо ей прощальное,

И отдай кольцо обручальное.

Пусть она по мне не печалится,

С тем, кто сердцу мил, пусть венчается.

Про меня скажи, что в степи замерз,

А любовь ее я с собой унес».

Ямщицкая песня литературного происхождения на стихотворение поэта Х1Х в. И.З. Сурикова, которое было его творческой переработкой старинной ямщицкой песни «Степь Моздокская». Песня несколько отличается от оригинала, исполняется на народную мелодию, очень грустную и протяжную. Это и сегодня одна из самых популярных и любимых народом песен.

11. КАПУСТКА

Ах, капустка, рассадка моя!

Только милому досадка одна.

Ах, капустка легко стелется,

Двое ходят, третий сердится.

Ах, капустка, вилой кочешок,

У меня милой хороший женишок!

Плясовая частая песня. Она предназначена для пляски, поэтому главное в ней – не содержание, а ритм. Появилась парная рифма, повторяется междометие «ах», два предложения из трех – восклицательные.

12. ДУНЯ – ТОНКОПРЯХА

Жила – была Дуня, Дуня – тонкопряха,

Вали, вали, Дуня, Дуня – тонкопряха!

Пряла наша Дуня ни толсто, ни тонко,

Вали, вали, Дуня, ни толсто, ни тонко!

Ни толсто, ни тонко – потолще каната,

Вали, вали, Дуня, потолще каната!

Потолще каната, потоньше оглобли,

Вали, вали, Дуня, потоньше оглобли!

Стала наша Дуня холсточек сновати,

Вали, вали, Дуня, холсточек сновати!

Сновала, сновала, колья поломала,

Вали, вали, Дуня, колья поломала!

Стала наша Дуня холсточки ткати,

Вали, вали, Дуня, холсточки ткати!

В огороде ткала, колом прибивала,

Вали, вали, Дуня, колом прибивала!

Ехали бояре, «Бог помощь!» – сказали,

Вали, вали, Дуня, «Бог помощь!» – сказали.

«Бог помощь! – сказали, – рогоженьку ткати!»

Вали, вали, Дуня, рогоженьку ткати!

«Брешет ваша рожа, это не рогожа».

Вали, вали, Дуня, это не рогожа!

Это не рогожа – тонкая холстина!

Вали, вали, Дуня, тонкая холстина!

Стала наша Дуня рубашонку кроить,

Вали, вали, Дуня, рубашонку кроить!

Долотом примерит, обухом ударит,

Вали, Вали, Дуня, обухом ударит!

Стала наша Дуня рубашонку шити,

Вали, вали, Дуня, рубашонку шити!

Буравлем прокрутит, бечевкой протянет,

Вали, вали, Дуня, бечевкой протянет!

Стали нашей Дуне рубашку надевати,

Вали, вали, Дуня, рубашку надевати!

Семеро держали, девять надевали,

Вали, вали, Дуня, девять надевали.

Семь годов носила, смены не просила,

Вали, вали, Дуня, смены не просила!

Смены не просила, в баню не ходила,

Вали, вали, Дуня, в баню не ходила!

Популярная сатирическая бытовая песня о лентяйке и неумехе.

5.6. ЧАСТУШКИ

ЧАСТУШКИ НА СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕМЫ

РЕКРУТСКИЕ, СОЛДАТСКИЕ

1.

Уж ты, батюшка родимый,

Ясно солнышко мое,

Не сдавай меня в солдаты,

Я – детенышко твое.

2.

Листья вянут на дубах-

Я гуляю в рекрутах.

Листья с дуба упадут –

Меня в солдаты отдадут.

3.

Поиграй, гармошечка,

Времячко немножечко:

Меня в солдаты отдадут,

Тебя, гармошка, продадут.

4.

Кому шапочка боброва –

Мне фуражка с козырьком,

Кому милка черноброва,

Мне винтовка со штыком,

5.

Погуляем, братья, вместе

На родимой стороне!

Отсекут наши глолвки

На проклятой на войне.

6.

Рекрута вы, рекрута,

Победные головушки,

Четыре года не видать

Вам своей сторонушки!

7.

Повезут дружка в солдаты,

Не пойду я провожать:

У подружки на подушке

Буду замертво лежать.

8.

Скоро, скоро станут жать,

А нас погонят воевать

Во горы во Карпатские,

В окопы во германские.

Все тексты дореволюционные, относятся к собственно частушкам.

О РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ

9.

Пока в солдатушках служил,

Тятька землю заложил.

Из солдатушек пришел,

В батраки сразу пошел.

10.

Ах, туки-туки-туки,

Взволновались мужики -

Леса рубят, гумны жгут,

Все свободы себе ждут!

11.

Эх, малина, ты, малина,

Ягодка медовая!

Почесали белым спины

Пареньки бедовые.

12.

Через речку перешли -

Уточки, закрякали.

Бедняки пошли в колхоз -

Кулаки заплакали.

13.

Подожгли мы сеновал

И стоим любуемся.

Как лист, барин задрожал,

Староста осунулся.

14.

Эх, яблочко,

Да покатилося!

Эх, царская власть

Да провалилася!

15.

Раньше только я и знала,

Что у печки с помелом,

А теперь я в сельсовете -

Управляю всем селом!

16.

Купи, мама, мне на кофту,

Постарайся – кумачу.

С комсомольцем гулять буду,

С богатеем – не хочу!

Приведенные частушки наглядно отражают настроения беднейшей части крестьянства, пришедшей к власти после революции, разгул стихии народного бунта: «леса рубят, гумны жгут», «подожгли мы сеновал и стоим любуемся». В № 15 объективно запечатлен приход к власти «кухарки». № 10 – плясовая частушка. № 14 – собственно частушка из цикла "Яблочко", возникшего в матросской революционной среде, а затем распространившегося в народных массах.

О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

17.

Черна туча, черна туча –

Гитлер с запада идет.

Наша армия могуча

Эту тучу разобьет.

18.

Едет Гитлер на машине,

Всю Россию хочет взять,

Ну-ка, братцы, мы посмотрим,

Как он будет отступать.