Курсовая работа
На тему:
«Описание усадьбы как средство характеристики помещика в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя»
Киев – 2010
Введение
Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» – это гениальное произведение, которое явилось венцом всего творчества писателя. Оно детально изучено в литературоведении. Исследователи находят все новые и новые художественные приемы, которые использовал Гоголь, создавая образы помещиков.
Так, М.С. Гус в книге «Живая Россия и «Мертвые души» говорит об использовании популярных пословичных мотивов. К примеру, в шестой главе собран ряд пословиц из собрания Даля, которые характеризуют Плюшкина: «Не от скудости скупость вышла, а от богатства», «В могилу глядит, а над копейкой дрожит», «Скупой богач беднее нищего» и т.д. (3, с. 39). Гоголь широко использует пословицы и тематически близкие к ним произведения других фольклорных жанров, таким образом окружая своих героев образами, ставшими символами тех или иных человеческих недостатков: «медвежий» отпечаток на Собакевиче, многочисленные птицы, на фоне которых появляется Коробочка, фигура Ноздрева, освещена его испорченной шарманкой. «Образы «Мертвых душ» в каком-то смысле подобны надводной части айсберга, ибо они вырастают из скрытой от глаза гигантской толщи исторических и художественных национальных традиций» (3, с. 40).
Ю.В. Манн в книге «Поэтика Гоголя» рассказывает о структуре поэмы: о рационализме законченной первой части, в которой каждая глава тематически завершена и имеет свой «предмет», например, первая отображает приезд Чичикова и знакомство с городом, главы со второй по шестую – визиты к помещикам, седьмая глава – оформление купчих и т.д., о важнейшем образе дороги, который символизирует жизненный путь Чичикова, о контрасте живого и мертвого и омертвлении живого как форме гротеска, который воплощается с помощью определенных мотивов. Эти мотивы должны достигнуть определенной степени интенсификации: «Нужно, чтобы кукла или автомат как бы подменили собой человека…чтобы человеческое тело или его части как бы опредметились, стали неодушевленной вещью» (4, с. 298). У Гоголя контраст живого и мертвого часто обозначается описанием глаз – и именно их описание отсутствует в портретах персонажей в поэме, или подчеркивается их бездуховность: «Манилов «имел глаза сладкие, как сахар», а глаза Собакевича – как у деревянной куклы» (4, с. 305). Ту же гротескную роль играют развернутые сравнения. Особенностью композиции поэмы является то, что каждый последующий помещик, с которым сталкивается Чичиков, еще «более мертв, чем предыдущий». Гоголь дает каждому герою подробную характеристику, вводя его в действие, но характеры раскрываются до последних появлений персонажей в поэме, удивляя нас неожиданными открытиями.
Еще Ю.В. Манн говорит о двух типах персонажей в «Мертвых душах». Первый тип – это те персонажи, о прошлом которых почти ничего не сказано (Манилов, Коробочка, Собакевич, Ноздрев), а второй – те, биография которых нам известна. Это Плюшкин и Чичиков. У них еще есть «какое-то бледное отражение чувства, то есть одухотворенность» (4, с. 319), чего нет у персонажей первого типа. Стоит заметить использование приема интроспекции – объективного свидетельства о внутренних переживаниях персонажа, о его настроении, мыслях. С каждым помещиком связано несколько случаев употребления этого приема, что свидетельствует о неоднородности характеров поэмы. Обращаясь к вопросу о жанре, можно провести параллель с «Божественной комедией» Данте: Манилов открывает галерею помещиков – у Данте в первом кругу находятся те, кто не делал ни добра, ни зла, что означает безличие и мертвенность. У следующих персонажей появляется хоть какой-то задор и своя «страсть», чем и обусловливается их дальнейшее описание.
С.И. Машинский в книге «Мертвые души» Н.В. Гоголя» сравнивает помещиков с античными героями: Собакевича – с Аяксом, Манилова – с Парисом, а Плюшкина – с Нестором. Первым, к кому едет Чичиков, оказывается Манилов. Он считает себя носителем духовной культуры. Но, наблюдая за его реакцией на предложение Чичикова скупить мертвые души, мы убеждаемся в обратном: при пустопорожнем глубокомыслии его лицо становится как у «слишком умного министра». Сатирическая ирония Гоголя помогает обнажить объективные противоречия действительности: сравнение с министром могло означать лишь то, что иной министр – олицетворение высшей государственной власти – не так уж отличается от самого Манилова. После него Чичиков собирался к Собакевичу, но попал к Коробочке, что не было случайностью: бездеятельный Манилов и хлопотливая Коробочка были в некотором роде антиподы, поэтому они композиционно поставлены рядом. Чичиков называет ее «дубинноголовой» не зря: по своему умственному развитию Коробочка кажется ниже всех остальных помещиков. Она расчетлива, но проявляет нерешительность при продаже мертвых душ, боясь продешевить и из опасений «вдруг в хозяйстве как-нибудь под случай понадобятся» (5, с. 42). Выехав от нее, Чичиков встречает Ноздрева. Он человек самостоятельный, имеющий феноменальную способность врать без нужды, покупать что подвернется и спускать все дотла. В нем нет и намека на скопидомство Коробочки: он легко проигрывает в карты, любит тратить деньги на ветер. Также он бесшабашный хвастун и лгун по призванию и убеждению, который ведет себя нагло и агрессивно. После него Чичиков приезжает к Собакевичу, который мало похож на других помещиков: он «расчетливый хозяин, хитрый торгаш, прижимистый кулак, который чужд мечтательному благодушию Манилова, равно как и буйному сумасбродству Ноздрева или мелочному, скудоумному накопительству Коробочки» (5, с. 46). Во всем поместье и хозяйстве у него все прочно и крепко. Но Гоголь умел находить отражение характера человека в окружающих его мелочах быта, так как вещь несет на себе отпечаток характера владельца, становится двойником своего хозяина и орудием его сатирического обличения. Духовный мир таких героев настолько мелок и ничтожен, что вещь может вполне выразить их внутреннюю сущность. В доме Собакевича все вещи напоминают его самого: и стоящее в углу гостиной пузатое ореховое бюро на нелепых четырех ногах, и необыкновенно тяжелые стол, кресла, стулья словно говорили: «И я тоже Собакевич!» (5, с. 48). А сам хозяин похож на «средней величины медведя»: и смотрит как-то искоса, и фрак на нем медвежьего цвета, и ступает он по-медвежьи, непрестанно отдавливая чьи-нибудь ноги. Когда дело доходит до покупки мертвых душ, начинается прямой разговор между двумя мошенниками, каждый из которых боится промахнуться и быть обманутым, мы видим сатирически изображенных двух хищников. И, наконец, последний, кого Чичиков удостоил своим визитом, – это Плюшкин. Владея огромным богатством, он гноил хлеб в закромах, держал впроголодь дворовых людей, прикидываясь бедняком.
После выхода поэмы в свет стали появляться сообщения о возможных прототипах помещиков, с которыми Гоголь был знаком лично.
Е.А. Смирнова в книге «Поэма Гоголя «Мертвые души» отмечает, что вся картина русской действительности в первом томе произведения освещена идеей, которая сопрягает ее с самой мрачной областью мироздания – адом, определяя замысел по типу «Божественной комедии». Мотив погружения, опускания вниз просматривается, когда Чичиков и его бричка то и дело вязнут в грязи. Впервые он был выброшен из брички в грязь перед домом Коробочки, потом попал в грязь у Ноздрева; в комнате у Плюшкина висел «гравюр» с изображением тонущих лошадей. У Данте в Лимбе имеется некий источник света, из чего можно заключить, что освещение здесь сумеречное; Гоголь повторяет световые градации «Ада»: от сумерек к полной тьме.
Е.С. Смирнова – Чикина в комментарии «Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» дает произведению исторический, бытовой и литературный контекст.
Описывая историческую ситуацию 40-х гг. ХІХ века, Е.С. Смирнова-Чикина упоминает расслоение деревни, которое возникало из-за неизбежности перехода от крепостнического строя к буржуазному, и вызывало падение многих дворянских имений, либо же вынуждало помещиков становиться буржуазными предпринимателями. Также в России того времени было очень распространенным явлением управление имений женщинами, которые, выходя замуж, нередко становились в его главе. Не существовало единой денежной системы, зато широко использовался оброк.
Также исследователь уделяет большое внимание деталям, таким как книга с закладкой на четырнадцатой странице, которую Манилов «постоянно читал уже два года», портрет Багратиона в гостиной Собакевича, который «глядел со стены чрезвычайно внимательно» на сделку и т.д.
М.Б. Храпченко в книге «Николай Гоголь: Литературный путь. Величие писателя» пишет об обобщении образов помещиков, подчеркивая распространенность таких характеров на всей Руси, выделяет главенствующие черты в психологическом образе каждого помещика. В облике Манилова в глаза бросалась прежде всего именно «приятность». Он сентиментален во всем, создает свой иллюзорный мир. В отличие от него, Коробочку характеризуют отсутствие претензий на высшую культуру, простота. Все ее мысли сосредоточены вокруг хозяйства и поместья. Ноздрев же энергичен и задорен, готов заняться любым делом. Его идеал – это люди, умеющие шумно и весело жить в свое удовольствие. Собакевич умеет действовать и добиваться чего хочет, он трезво оценивает людей и жизнь; одновременно с этим, на нем лежит отпечаток неуклюжести и уродства. Цель жизни Плюшкина – накопление богатства. Он является преданным рабом вещей, не позволяя себе даже малейших излишеств. Сам же Чичиков – аферист, который легко «перевоплощается», переходит от одной манеры поведения к другой, не изменяя при этом своим целям.
Тема нашего курсового сочинения предполагает знакомство с работами теоретико-литературного и культурологического характера. Так, крупный украинский теоретик литературы А.И. Белецкий в работе «В мастерской художника слова» анализирует неживую природу, для обозначения которой он пользуется термином «натюрморт». Исследователь рассматривает роль и функции натюрморта в истории мировой литературы от фольклора до модернистской литературы начала ХХ века. В реалистической литературе, пишет А.И. Белецкий, натюрморт выполняет функцию фона, характерологическую функцию, а также помогает описать внутреннее состояние героя. Эти замечания очень ценны при анализе «Мертвых душ» Гоголя.