Смекни!
smekni.com

Роман Ф.М. Достоевского "Бесы" как антинигилистический (стр. 2 из 9)

В черновиках, для себя, Достоевский скрупулезно разрабатывал все тонкости и хитросплетения интриги, все подробности психологических ходов, все нюансы человеческих отношений; здесь у него нет никаких тайн и никаких случайностей, все неожиданности и сюрпризы тщательно обдуманы и взвешены. И, уже «взвесив», он прячет все под покров тайны. «Главное, –записывает Достоевский, –особый тон рассказа, и все спасено. Тон в том, что Нечаева и Князя –не разъяснять. Нечаев начинает с сплетен и обыденностей, а Князь раскрывается постепенно в действии и без всяких объяснений. Про одного Степана Трофимовича всегда с объяснениями, точно он герой». «Пусть потрудятся сами читатели» –так написал Достоевский на страницах «Записных тетрадей».

Достоевский намеревался предпослать «Бесам» предисловие: «Жертвовать собою и всем для правды –вот национальная черта поколения. Благослови его бог и пошли ему понимание правды. Ибо весь вопрос в том и состоит, что считать за правду. Для того и написан роман».

В феврале 1870 года писатель продумывает хронологический каркас «Бесов»: «Хронология. Действие романа в сентябре… Князь приехал в город в день начала романа».

В еще одной черновой заметке февраля 1870 года: «Сделать так, что Князь никогда не объяснялся с Воспитанницей». «Сделать так» –формула-сигнал осознанного приема. Достоевский в десятках вариантов разрабатывал наиболее важные для романа сцены, повторы сюжета, детально взвешивает достоинства каждого элемента интриги. Авторский замысел здесь предельно обнажен, а сценарий событий, тайные пружины которых будут скрыты в романе, в черновиках составлен с полной определенностью. Например, запись о приезде в Россию Ставрогина: «Князь ездил к Архиерею. Он и в Россию приехал, чтобы исповедь напечатать. Если же не решится, то Ури». [5]

Получив анонимное письмо, где сообщалось, что его подозревают в сношениях с революционерами и будут тщательно обыскивать при возвращении в Россию, Достоевский сжег в июле 1871 года, перед отъездом из Дрездена на родину, рукописи «Вечного мужа», «Идиота» и «ту часть романа «Бесы», которая представляла собой оригинальный вариант этого тенденциозного произведения». Анне Григорьевне удалось отстоять и, таким образом, спасти от уничтожения записные книжки к этим трем произведениям, которые она дала своей матери (она ехала после них) для тайного провоза в Россию.

Роман «Бесы» был впервые напечатан в 1871 г. в журнале «Русский вестник» с января по ноябрь, с пропуском марта, июня, августа, и в 1872 году (в ноябре и декабре). А в 1873 г. вышел отдельным изданием.

«Главному бесу» Николаю Ставрогину в романе должен был противостоять монах Тихон. В письме М.Н. Каткову 8 октября 1870 года Достоевский сообщает: «Но не все будут мрачные лица: будут и светлые… В первый раз хочу прикоснуться к одному разряду лиц, еще мало тронутых литературой. Идеалом такого лица беру Тихона Задонского. Это тоже святитель, живущий на покое в монастыре. С ним сопоставляю и свожу на время героев романа. Боюсь очень: никогда не пробовал; но в этом мире я кое-что знаю». [6]

Однако «положительно-прекрасному» человеку –монаху Тихону не суждено было войти в роман, и столкновения между атеистом Ставрогиным и верующим Тихоном не получилось. Катков не пропустил. Снова, как и в «Преступлении и наказании», когда Соня и Раскольников, «убийца и блудница», читают Евангелие, Катков испугался за нравственность читателей.

Катков не понял, что выброшенная глава «У Тихона» –замечательное художественное произведение писателя, не почувствовал, что борьба веры с неверием достигла в этой главе предельного напряжения, не уловил, что в этой главе Ставрогин терпит окончательное и сокрушительное поражение.

Исключение главы «У Тихона» из окончательного текста романа привело к тому, что его смысл стал заключать в себе «доказательство от противного». Все, что устраивают «бесы» в маленьком губернском городке, и является убийственным приговором их делу.

Вот почему из зловещего демона, каким первоначально мыслился Петр Верховенский –Нечаев, Достоевский сделал в конечном итоге суетливого «мелкого беса». [7]

Рукописи «Исповеди Ставрогина» хранилась у Анны Григорьевны Достоевской и незадолго до ее смерти, в 1918 году, поступили от нее в Центрархив. Первая редакция, а также незавершенный список этой главы были опубликованы в 1922 году.

Противоречивая оценка романа связана и с противоречивым отношением автора. Достоевский признавался, что он хотел высказаться с бичом в руке о современной действительности. Достоевский писал Н.Страхову в 1870 году: «На вещь, которую я теперь пишу, я сильно надеюсь, но не с художественной, а с тенденциозной стороны; хочется высказать несколько мыслей, хотя бы погибла при этом моя художественность. Но меня увлекает накопившееся в уме и в сердце; пусть выйдет хоть памфлет, но я выскажусь».[8] Это породило точку зрения, что роман Достоевского –антихудожественный. Другая же позиция –прямо противоположная: роман «Бесы» –высшее достижение Достоевского.

Роман выделяется уже тем, что писался особым образом. Когда в России шел процесс над Нечаевым и нечаевцами, Достоевский жил за границей.

1.2 С. Нечаев. Биография

Нечаев Сергей Геннадиевич [20.9(2.10).1847г родился в с. Иваново, ныне г. Иваново, — 21.11(3.12).1882, умер в Петербурге], деятель русского революционного движения. Сын маляра. Самоучкой освоил гимназический курс. Переехал в Москву в 1865г. С 1866 — в Петербурге, сдав экзамен на звание учителя, преподавал в Сергиевском приходском училище. В 1867 году вольнослушатель Петербургского университета. Участвовал в студенческих волнениях 1868-69 годов, возглавляя вместе с П. Н. Ткачевым и др. радикальное меньшинство. В "Программе революционных действий", составленной при его участии, конечной целью студенческих движения провозглашалась социальная революция, намечавшаяся на весну 1870 года, и излагался план создания и деятельности тайной революционной организации. В числе практических мер, в частности, предусматривалось составление Катехизиса революционера, который и был написан Нечаевым летом 1869. В нем оправдывалось любое зло, если оно полезно революции. «Катехизис» состоял из четырех разделов, в первом из которых "Отношение революционера к самому себе" провозглашалось, что "революционер - человек обреченный... он... разорвал всякую связь с гражданским порядком и со всем образованным миром и со всеми законами, приличиями, общепринятыми условиями, нравственностью "этого мира".

В разделе "Отношение революционера к товарищам по революции" эти товарищи классифицировались по степени их полезности для революции, причем революционер более высокого разряда должен смотреть на революционеров второго и третьего разрядов" как "на часть общего революционного капитала, отданного в его распоряжение".

Формулируя "Отношение революционера к обществу" (третий раздел) Нечаев подчеркивал, что он не должен останавливаться "перед истреблением положения, отношения или какого-либо человека, принадлежащего к этому миру, в котором все – и всё – должны быть ему равно ненавистны". "Все это поганое общество" Нечаев предполагал разделить на несколько категорий, причем первая из них составляла "неотлагаемо осужденных на смерть". При вынесении смертного приговора следовало руководствоваться не личной виной того или иного человека, а пользой его убийства для революционного дела. Далее следовали еще пять категорий людей, которых следовало уничтожить позднее или использовать в интересах революции:

1) нереволюционная категория: люди, которые занимают промежуточное положение, им на некоторое время дается жизнь, чтобы они своими зверскими поступками довели народ до отчаяния;

2) категория «аристократических скотов», их необходимо сделать рабами, чтобы они служили революционерам, их руками необходимо было мутить народную массу;

3) государственные честолюбцы и либералы, их необходимо скомпрометировать и их же руками мутить государство;

4) различные конспираторы, другие революционеры, которые тоже подлежат уничтожению;

5) женщины, которых также делили на категории, одна из которых –«наши женщины», без которых невозможно обойтись.

Лишь немногие могли "выработаться" в настоящих революционеров.

Наконец, "Отношение товарищества к народу" (четвертый раздел) заключалось в том, чтобы освободить его, подтолкнув к "поголовному восстанию". Для этого требовалось сблизиться с теми элементами в народе, которые были наиболее подготовленными к бунту. "Соединимся с лихим разбойничьим миром, этим истинным и единственным революционером в России". [9]

В январе 1869 года, распустив ложный слух о своём аресте и бегстве из Петропавловской крепости, он уехал в Москву, а в марте скрылся за границу в Швейцарию. В Женеве, выдавая себя за представителя революционного комитета, якобы бежавшего из Петропавловской крепости, познакомился с М. А. Бакуниным и Н. П. Огарёвым. Бакунин оказывает Нечаеву всяческую поддержку и даже селит его у себя. Вместе с ними развернул пропагандистскую кампанию на средства, выданные Огаревым из Бахметьевского фонда, предназначенного для финансирования революционного движения в России. Возвратившись в сентябре 1869 в Москву, Нечаев представился доверенным русского отдела "Всемирного революционного союза" (не существовавшего), создал отдел тайного общества "Народная расправа" из студентов университета и Петровско-Разумовской академии, установив там собственную диктаторскую власть. «Союз» этот якобы имелся уже повсеместно. Столкнувшись с недоверием и противодействием члена организации студента И. И. Иванова, который публично выступил против руководства Нечаева, обвинил его в предательстве и 21 ноября 1869 убил при участии 4 других членов –И.Г.Рыжова, А.К. Кузнецова, П.Г. Успенского и Н.Н. Николаева, которых стремился «повязать» кровью. Иванова заманили в парк при академии под предлогом поисков типографского шрифта, якобы спрятанного в гроте еще каракозовцами. После недолгой ожесточенной борьбы Нечаев прострелил голову полузадушенному Иванову, труп которого был сброшен в пруд, но вскоре обнаружен окрестными крестьянами.