Смекни!
smekni.com

Роман Ф.М. Достоевского "Бесы" как антинигилистический (стр. 1 из 9)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курский государственный университет»

Филологический факультет

Специальность 050501 (032900) – РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

Специализация – КОРРЕКТУРА ТЕКСТА

Очная форма обучения (5 лет)

Кафедра литературы

Выпускная квалификационная (дипломная) работа на тему:

«Роман Ф.М. Достоевского «Бесы» как антинигилистический»

Выполнила

студентка 5 курса

Лапина Ирина Владимировна

Научный руководитель

доктор филологических наук, профессор

Криволапов Владимир Николаевич


Введение

Проблема «нигилизма» (как в историческом, так и в современном отношении) привлекает пристальное внимание философов, историков, литературоведов, как на Западе, так и в России, порождая при этом многочисленные споры и дискуссии.

Одно из наиболее полных разъяснений нигилизма дает Герцен в своей статье «Еще раз Базаров» в 1869 году. Он определяет нигилизм как совершеннейшую свободу «от всех готовых понятий <…> Нигилизм <…> это логика без структуры, это наука без догматов, это безусловная покорность опыту и безропотное принятие всех последствий, какие бы они ни были, если они вытекают из наблюдения, требуются разумом. Нигилизм не превращает что-нибудь в ничто, а раскрывает, что ничего , принимаемое за что-нибудь, –оптический обман и что всякая истина, как бы она не перечила фантастическим представлениям, –здоровее их и во сяком случае обязательна». [1]

Честь художественного открытия нигилизма в России, по общему признанию, принадлежала И.С. Тургеневу. Н.Н. Страхов пишет: «…для нашей литературы, для общественного сознания вопрос о народившемся у нас отрицании был ясно поставлен преимущественно романом Тургенева «Отцы и дети», тем романом, в котором в первый раз появилось слово нигилист, с которого начались толки о новых людях <…> Тургенев <…> совершил решительное открытие, нарисовал тип, которого прежде почти никто не замечал и который все ясно увидели вокруг себя». [2]

В «Зимних заметках о летних впечатлениях» Достоевский выводит два типа нигилистов:

1) глубоких, трагических нигилистов (типа Базарова), беспокойных, тоскующих, мучительно ищущих истину, остро ощущающих трагизм человеческого бытия и свое общественное одиночество;

2) самодовольных, равнодушных, ограниченных (типа Ситникова и Кукшиной), не ведающих сомнений, беспокойства, исканий, не знающих жизни, но уверенных в своем цивилизаторском призвании и высокомерно собирающихся переделывать народ по европейскому образцу.

Нигилистов второго типа Достоевский со временем назовет «бесами».

Страхов полагал, что начало борьбы с нигилизмом положил Достоевский-публицист своей статьей «Г-н –бов и вопрос об искусстве» 1861 года. Через десять лет эта борьба достигнет своего апогея в романе «Бесы», в самом тенденциозном его романе.

Пожалуй, ни один художник не вызывал столько противоречивых оценок, столько ожесточенных споров, как Достоевский. Они возникли еще при жизни писателя, но резкость дискуссий не уменьшается по прошествии времени. Это касается и личности самого Достоевского, и его произведений.

Достоевский сам указывает на свою главную особенность. «Я скажу Вам про себя, что я –дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой доски. Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных», –писал он 1854 году.

Почти через 20 лет появляется роман «Бесы». В центре романа –характерная для Достоевского проблема русского нигилизма, его идейных истоков и современной политической практики.

Целью нашей работы стало изучение романа «Бесы» Ф.М. Достоевского в историческом и современном контексте как антинигилистического произведения.

В связи с этим нами поставлены следующие задачи:

1) изучить текст романа Ф.М. Достоевского «Бесы»;

2) изучить рассказ М. Горького «Карамора» и повесть М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»;

3) изучить критическую литературу по вышеуказанным произведениям;

4) выяснить отношение к поднимаемым вопросам современников Достоевского и последующих исследователей его творчества;

5) изучить черновики и записные тетради Ф.М. Достоевского для ответа на вопрос об истории создания романа «Бесы»;

6) провести сравнение героев романа «Бесы» между собой и сравнить их с героями рассказа М. Горького «Карамора» и повести М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»;

7) исследовать вопрос нигилизма;

8) изучить биографию С.Г. Нечаева как прототипа одного из главных героев;

Объектами изучения нами были выбраны:

1) текст романа Ф.М. Достоевского «Бесы»;

2) текст рассказа М. Горького «Карамора»;

3) текст повести М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»;

4) черновики и записные тетради Ф.М. Достоевского, относящиеся к созданию роману «Бесы»;

5) критическую литературу по изучаемым нами вопросам.


Глава 1.1 История создания романа

Решающим побудительным толчком для создания романа «Бесы» послужило так называемое «нечаевское дело» –убийство слушателя Петровской земельной академии И.П. Иванова пятью членами тайного общества «Народная расправа» во главе с С. Нечаевым.

Обстоятельства идеологического убийства, политические предпосылки и организационные принципы террористов, особенности личности их руководителя и составили фактологическую основу «Бесов». Вместе с тем газетные материалы и судебные протоколы, вымыслы и бытовые факты как бы слились с препарированными идеями либералов и западников Чаадаева, Грановского, левых радикалов Прудона, Бакунина, революционных демократов Белинского, Писарева, Герцена, вульгарных материалистов Фохта, Бюхнера и претерпели трансформацию в соответствии с многоплановым художественным замыслом, получили глубокую философско-психологическую и религиозно-нравственную интерпретацию. Писателю было важно не только высветить до дна содержание и смысл актуального события, но и выявить его происхождение, определить питательную почву и метафизические основания для такой деятельности.

В преддверии работы над «Бесами», в мае 1869 года, Достоевский поделился с А.Н. Майковым мечтой: «воспроизвести … всю русскую историю, отмечая в ней те точки и пункты, в которых она временами и местами, как бы сосредоточилась и выражалась вся, вдруг, во всем своем целом. Таких всевыражающих пунктов найдется, во всем тысячелетии, до десяти… Ну вот схватить эти пункты и рассказать…всем и каждому, но не как простую летопись, нет, а как сердечную поэму… Но без эгоизма, без слов от себя, а наивно, как можно наивнее, только чтоб одна любовь к России била горячим ключом –и более ничего…».

По свидетельству Анны Григорьевны Достоевской, жены Федора Михайловича, писатель, читая газеты и общаясь с ее братом, студентом той самой Петровской земельной академии, Иваном Григорьевичем Ситниковым, пришел к выводу, что в этом учебном заведении «в самом непродолжительном времени возникнут политические волнения».

Убийство Иванова Нечаевым и его соратниками поразило Достоевского как сбывшееся предсказание им политических волнений в Петровской земельной академии. [3]

«Бесы» были задуманы Достоевским в конце 1869 г. как роман о Нечаеве и нечаевцах. В течение нескольких месяцев предполагалось, что Нечаев (Петруша Верховенский) и должен быть главным героем. Однако в августе 1870 г. в работе произошел перелом –практически готовый текст был забракован. Дело в том, что одновременно с романом о Нечаеве Достоевский обдумывал план романа-эпопеи «Атеизм». В письме к Майкову говорится, что уже к концу 1868 года у Достоевского сложилась тема для огромного романа «Атеизм»: это история русского скептика, который после долголетних скитальчеств по всевозможным богословским школам и простонародным сектам «под конец обретает и православие и русскую землю». Со временем роман получает заглавие «Житие великого грешника». Роман должен был состоять из пяти отдельных повестей: о детстве главного героя; об отрочестве в монастыре Тихона Задонского; о молодости и о пике его греховности; о кризисе и об обретение веры и успокоения. Но чем глубже продвигалась работа над «Бесами», тем более отходил на второй план «Атеизм».

Одной из причин августовского перелома стало именно то, что главный герой предполагаемой эпопеи перекочевал в роман о Нечаеве и оттеснил последнего на второй план. Новый герой получил имя Николая Ставрогина (в черновиках –Князь).

«Я знаю наверное, –писал Достоевский в августе 1870 года, –что будь у меня обеспечено два-три года для этого романа, как у Тургенева, Гончарова или Толстого, и я написал бы такую вещь, о которой сто лет спустя говорили бы».[4]

Судьба подарила ему эти два-три года –первые главы романа-хроники были отосланы в редакцию «Русского вестника» в октябре 1870 года, а последние –в ноябре 1872-го. «Весь этот год я только рвал и переиначивал, –сообщает Достоевский Страхову в декабре 1870 года. –Я исписал такие груды бумаги, что потерял даже систему для справок с записанным. Не менее десяти раз я изменял весь план и писал первую часть снова». Эта «система справок с записанным» продолжает волновать писателя и два года спустя: «Ужас как придется в Петербурге работать. Вытребовал у них старые рукописи пересмотреть… –страшно много надо поправить, а это работа медленная».

Подготовительные материалы к «Бесам», отразившие основные этапы работы писателя над романом, содержат не только варианты сцен и эпизодов, характеров и обстоятельств, разработки сюжета, композиции, интриги, но и многочисленные notabene, пометы-указатели, своеобразные памятки-ключи к авторским «секретам». Они позволяют видеть, как именно, по каким внутренним законам художественная мысль воплощается в слово, заметки –в сцены и образы.