Смекни!
smekni.com

Роман Ф.М. Достоевского "Бесы" как антинигилистический (стр. 7 из 9)

Нами выше были рассмотрены взаимоотношения между писателями современниками Ф.М Достоевским и И.С. Тургеневым: взаимоотношения личного характера, идейные взгляды, выражаемые в жизни и на страницах книг, вкладываемые в уста персонажей.

В этой главе нами будут рассмотрены «предшественники» и «потомки» главного демона из романа «Бесы» Николая Ставрогина. Речь пойдет о Печорине Лермонтова и Каразине Горького.

Отношение Достоевского к таланту Лермонтова достаточно ясно выразилось в беседе с Е.П. Опочининым: «Какое дарование!.. 25 лет не было, он уже пишет «Демона». Да и все его стихи –словно нежная чудесная музыка. Произнося их, испытываешь даже как будто физическое наслаждение. А какой запас творческих образов, мыслей, удивительных даже для мудреца».

Лермонтов –создатель первого в русской прозе «личного», или «аналитического» романа, стержнем которого в первую очередь служит личность человека –его духовная и умственная жизнь, исследованная изнутри. Именно этим, развитием художественного психологизма, отличается творчество Достоевского. Можно сказать, что Достоевский стал приемником принципов психологической поэтики Лермонтова.

«Его звали… Григорием Александровичем Печориным. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод, целый день на охоте; все иззябнут, устанут, –а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один- на - один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха… Да-с, с большими странностями, и должно быть богатый человек…». Максим Максимович характеризует лишь внешнюю сторону Печорина, сам же главный герой вот что говорит о своей душе на страницах дневника: «Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути: я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. Сам я больше не способен безумствовать под влиянием страсти… а первое мое удовольствие –подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха… Быть для кого-нибудь причиной страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, –не самая ли это сладкая пища нашей гордости?». [19]

Углубленность самоанализа Печорина, выступающего в «Герое нашего времени» и в роли объекта изображения, и в роли субъективного исследователя собственных переживаний (что уже содержит элементы двойничества, характерные для Достоевского), приводит его к идеологическому и жизненному краху: в процессе самоанализа и размышлений, в основе которых лежит повышенная рефлексия («…во мне два человека…») –Печорин приходит к скептическому отношению к действительности. А скептицизм подобен цепной реакции, при которой разрушение одного звена влечет за собой разрушение всех остальных. И Печорин не избегает этого. Все персонажи романа, так или иначе взаимодействующие с ним, понесли моральные потери или погибли, попав под разрушительное влияние Печорина, выражающееся в его отчужденности, холодности и молчаливости.

Эта внешняя форма поведения Печорина отразилась в архитектонике образа главного героя «Бесов» Николая Ставрогина, который, как отмечает Достоевский в черновиках к роману, «по-печорински» не заговаривает с Лизой. Облик Ставрогина –это в первую очередь неподвижная маска лица и высокомерное молчание. Подобная особенность проистекает из общего обозначения Ставрогина как символа отрицания движения и устремленности вперед: ведь его трагедия заключена как раз в невозможности осуществления в нем прорыва к возрождению, что приводит Ставрогина к духовному распаду и затем к самоубийству.

А скептик и атеист Печорин в ранней молодости был мечтателем, что особо подчеркнуто Лермонтовым! Достоевский, изображая судьбы своих героев, продолжает эту тему: «мечтатели» трансформируются в его творчестве в антигероев «подполья», а те, в свою очередь, явились базой для создания образов «великих грешников».

Как отмечает В.А. Туниманов, самоанализ Печорина (бывшего мечтателя) –«предтеча подпольной психологии героев Достоевского», и если герой Лермонтова еще отмечен знаком демонической силы и определенного положительного интереса к жизни, то у Достоевского этот герой преобразуется в тип «подпольного» человека, отрицающего как смысл жизни, так и саму жизнь и замкнутого в собственной раздвоенной личности, гордый «демон» превращается в мелкого «беса». Образ Ставрогина может служить примером такого идеологического снижения.

В «Бесах», но уже в окончательном тексте Достоевский проводит сравнение между злобой Ставрогина и «злобой» Лермонтова. В связи с пощечиной, полученной Ставрогиным от Шатова, Достоевский говорит о «бесконечной» злобе, которая временами одолевала главного героя «Бесов», о злобе целенаправленной и расчетливой. Писатель сравнивает Ставрогина с «иными прошедшими господами», в частности с декабристом Луниным, и говорит: «Я, пожалуй, сравнил бы его с иными прошедшими господам<…> Рассказывали, например, про декабриста Л–на, что он всю жизнь нарочно искал опасности, упивался ощущением ее, обратил его в потребность своей природы; в молодости выходил на дуэль ни за что… побеждать в себе трусость –вот что, разумеется, их прельщало… Николай Всеволодович, может быть, отнесся бы к Л–ну свысока, даже назвал бы его вечно храбрящимся трусом, петушком, –правда, не стал бы высказываться вслух. Он бы и на дуэли застрелил противника, и на медведя сходил бы, если бы только надо было, и от разбойника отбился бы в лесу –так же успешно и так же бесстрашно, как и Л–н, но зато уж безо всякого ощущения наслаждения, а единственно по неприятной необходимости, вяло, лениво, даже со скукой. В злобе, разумеется, выходил прогресс против Л–на, даже против Лермонтова. Злобы в Николае Всеволодовиче было, может быть, больше, чем в тех обоих вместе, но злоба эта была холодная, спокойная и, если можно так выразиться, разумная, стало быть, самая отвратительная и самая страшная, какая может быть».

Интерес Достоевского к прозе Лермонтова активизировался во второй половине жизни писателя, начиная с набросков «Жития великого грешника». Затем в черновиках к «Бесам» возникает тема печоринства, тесно связанная с генезисом образа Ставрогина. В 1870 году, столкнувшись с проблемой постановки главного героя в «Бесах», Достоевский обращается за помощью к «Герою нашего времени». Большими буквами, обведенными рамкой, он пишет в черновике: «СТУДЕНТ В ФОРМЕ ГЕРОЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ».[20] Но место Студента (Петра Верховенского) занимает новый персонаж Николай Ставрогин, также напрямую связанный с Печориным и лермонтовской традицией.