Смекни!
smekni.com

Особенности сетевой литературы (стр. 4 из 7)

Одной из особенностей всех этих виртуально-литературных салонов на нынешнем этапе является отсутствие их привязки к каким-либо школам или направлениям. В ЛИТО, например, постмодернисты соседствуют с приверженцами нравоучительной прозы в духе Льва Толстого. В такой ситуации есть как плюсы, так и минусы. С одной стороны, она гарантирует каждому автору полный букет мнений по поводу его работы - под самыми разными углами.

А с другой стороны, отсутствие единой для всех "точки отсчета" заметно снижает качество обсуждений и их реальную практическую ценность для автора. Можно предположить, что одним из направлений дальнейшего развития литературных объединений на Сети станет их размежевание по признаку следования той или иной школе. Видимо, на сегодняшний день русский литературный Интернет ("Рулинет", как его сейчас стало модно называть) еще недостаточно велик и недостаточно профессионален, чтобы осознать необходимость такого размежевания.

Литературная жизнь, которая самостоятельно зародилась в Интернете, стремится обратить на себя внимание внешнего мира. Первый раз ей удалось это сделать на конкурсе "Арт-Тенёта 97", когда для судейства собралось "звездное жюри". После конкурса работы сетевых литераторов стали все чаще появляться в престижных бумажных изданиях. Такие ведущие журналы, как, например, "Новый Мир", помещают регулярные обзоры сетевой литературы.

Тенденции сталкиваются и взаимодействуют. Так возник конкурс "Улов", речь о котором шла выше. Так возникли обзоры сетевой литературы, которые ведут на своих сайтах известные в бумажном мире Вячеслав Курицын и Макс Фрай (виртуальный персонаж, выступающий одновременно автором модных "фэнтэзи" и строгим литературным критиком). Так участники оффлайновых салонов приходят в виртуальные литобъединения. Единая бумажно-сетевая литературная среда постепенно принимает зримые очертания.

Уже сегодня значительный сектор Интернета "взял на себя функции глобального и круглосуточного литературного салона".Дальше всего здесь продвинулся такой по определению футуристический жанр, как фантастика (научная фантастика, фэнтэзи, киберпанк).

Здесь граница между печатной и сетевой литературой практически не ощущается: один и тот же набор авторитетов и значимых событий, те же самые критерии оценки; мэтры этого жанра активно осваивают сетевое пространство и чувствуют себя там как рыба в воде; они же задают и структуру этой литературной среды, выступая как естественные центры притяжения.5

Иначе обстоит дело с литературой, которую можно назвать серьезной и высокохудожественной (авангард, мэйнстрим, и т.д.). Если иметь в виду не просто коллекции текстов, перенесенных в Интернет, а центры активности, вокруг которых кипит сетевая литературная жизнь,6 то здесь сетевая литература во многом замкнута на себя и отгорожена как от "большой литературы", так и от "переднего края литературы".

Наиболее известные центры сетевой литературной жизни: ежегодный конкурс Арт-Тенета; литературный раздел журнала Zhurnal.Ru; конкурсы на сайте "Хромой Ангел"; площадка интерактивных литературных игр на сайте "Центролит"; "ЛИТО им. Стерна", организованное А.Н. Житинским. См также длинный перечень литературных страниц, собранный в библиотеке М. Мошкова. Несколько особняком стоят проекты, которые представляют собой попытку отобразить в Интернете фрагмент внесетевой литературной среды, - например, проект "Вавилон".

Многие печатные издания уже обзавелись электронными двойниками и приложениями. Но поскольку электронная версия журнала не ограничена по объему и содержит множество возможностей, недоступных для печатной версии, в моду постепенно входит прямо противоположная ситуация: когда печатный вариант журнала является приложением, своего рода "cливками" сетевой версии.

Блог и Виртуальная личность

Термин блог (англ. blog, от web log, "сетевой журнал" или "дневник событий") был введен в обиход Й. Баргером в 1997 г. Под блогом понимается специальный веб-сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые и достаточно объемные тексты, идущие во временной последовательности, сопровождаемые разного рода изображениями, фотографиями, мультимедиа, сносками на иные тексты. Совокупность всех личных блогов и сообществ блогов в Сети принято называть блогосферой.

По авторскому составу блоги могут быть личными, групповыми (корпоративными, клубным и т.д.) или общественными (открытыми). По содержанию — тематическими или общими. Отличия личного блога от традиционного дневника обусловливаются средой (сетевым сообществом): блоги обычно доступны некоторому множеству пользователей Сети (данное состояние определяется хозяином блога, который может сделать его доступным либо только означенным лицам, либо кругу друзей, либо всему сообществу.

Здесь общение автора с читателями может быть двусторонним и многосторонним, затрагивать не только сам исходный текст, но и личность автора, собственные вкусы всех участников беседы, их творчество и любые иные темы.

В конечном счёте первоначальное произведение оказывается только поводом для общения. Поэтому, в таких случаях, продуктом сетевой литературы в блогах является не обнародованное на сайте со свободной публикацией стихотворение одного из десятков тысяч авторов, публикующихся там, а вся потенциально бесконечная цепочка реплик, порождённых этим стихотворением, иными словами — сформировавшаяся вокруг этого текста коммуникативная среда.

Такое растворение отдельного, определённого текста в текстовой стихии, а также происходящая в этой ситуации "смерть автора" и "рождение соавтора" (ведь авторами возникающей коммуникативной среды являются все её участники и никто в особенности: граница между автором и не-автором перестаёт существовать). Сторонники интерактивной сетевой литературы трактуют это процесс как наиболее полную реализацию постмодернистского проекта.

Существует мнение, что перенос центра тяжести с результата на процесс в блогах — свидетельство функционирования сайтов со свободной публикацией как своего рода субкультуры, схожей с другими субкультурами (например, сформировавшимися вокруг ролевых игр).

В качестве различительного признака важно то, что иерархия ценностей, складывающаяся в любой субкультуре, признаётся только внутри неё самой: авторы, популярные на сайтах со свободной публикацией (в своей коммуникативной среде), как правило, не признаются за их пределами, а если признаются — то исключительно благодаря свойствам созданных ими произведений, освобождённых от составляющих особенность этой среды наслоений.

Это определяет и отличия блоговых записей от дневниковых: они предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в отзывах к блог-записи или на своем блоге). Именно возможность публикации отзывов (комментов) со стороны всех посетителей делает блоги средой сетературы, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, новостными сайтами, никнеймами, веб-форумами и чатами.

Блог – как выразилась однажды газета "New York Times" - это "самая демократическая из революций, которую когда-либо переживали масс-медиа". Сетевой дневник доступен (и бесплатно) ныне каждому человеку, попавшему в Интернет . В принципе свой блог можно наполнять любым содержанием. Несколько интересных замечаний, туристических зарисовок, юмористических (а, подчас, и лирических) стихотворений, пара политических микропамфлетов - всё это разбавляется фотографиями, рисунками, видео. Так образуется нечто вроде онлайновой "книги о жизни", сначала читаемой друзьями, а затем и всеми достаточно случайными любителями взглянуть на жизнь и внутренний мир блоггера чужими глазами. Читателей привлекает легкий дневниковый стиль повествования, наивный и естественный.

Жанры сетевого творчества лучше всего постигать в опыте свободного серфинга. Для этого надо немного: попасть на "ленту" любого русскоязычного блоггера. Ещё лучше посетить такие, например, блог-хостинги, как LiveJournal.com ("ЖЖ"), LiveInternen.ru, Diary.ru, Blogs.mail.ru. Кроме личных блогов, здесь множество сетевых блогов-сообществ, объединенных каким-либо специфическим интересом – филателия, рыбалка, литература, знакомства, политика и т.п.

Первое (но едва ли главное), что поражает новичка блогосферы – это её язык. Представитель психоанализа воспринял бы "на ура" ситуацию блогосферы, охарактеризовав её язык как мифо-практический механизм, выплескивающий свои страхи, фобии и нервозы в языковых формах. Пригодился бы здесь и простой переводчик - для дешифровки всех этих "красавчег", "падонги", "ржунемогу" и других бросающихся в глаза оборотов речи молодых (но и не только молодых) блоггеров. Здесь "перелопачена" чуть ли не вся палитра "великого и могучего". Это, вне сомнения, "молодечество", слэнг.

Более спокойный и вдумчивый анализ вполне может привести исследователя к той мысли, что эти многие высказывания блоггеров выглядят менее грубыми и анормальными, если учесть, что слова эти пишутся, во-первых, сознательно со всевозможными нарушениями, а во-вторых и главных, в той или иной форме компенсируют их носителям осознание того, что они зачастую демонстрируют на своих блогах весьма нелицеприятные стороны своего подсознания. Весьма часто эти "новые" слова приобретают другие смыслы.

Молодые посетители блогов (а они составляют большинство) конечно же, прежде всего обращают внимание на довольно специфические блоги, привлекающие самую широкую публику.

"Исповедальная" черта, присущая многим блогам более традиционных направлений, сдвигает грань между личной и публичной сферами жизни. И это превращает их в мощное риторическое средство, ставшее возможным благодаря развитию технологий.