В самом деле, когда определенный дискурс (коммуникативная деятельность) принимает разделяемое всеми то или иное название, то это знак, что этот дискурс (коммуникация) функционирует как жанр. Не случайно, одни из первых исследователей проблемы К. Миллер и д. Шеферд считают, что блог – это новый жанр, порожденный каиросом (греч. "каирос" - надлежащее время), влиянием настоящего культурного момента и новых технологий (в том числе и технологий функционирования текста). Из сказанного следует, что рассмотрение соотношения каироса и жанра требует, изучения того, что делает жанр необходимым для определённого дискурса.
Среди многочисленных "предков" блога, снабжающих его "памятью" жанра выступают жанры проповеди, мемуары, протоколы наблюдений (например, в военно-морской традиции, где протоколы событий обязательно носили хронологическую метку и периодически обновлялись). Блог подчас и называют в – "протокол нашего времени".
Блог близок редакторской и обозревательской колонке, анонимному памфлету. Наконец, это журнал, дневник, от которых блог воспринял и пошаговую хронологию, и постоянность обновления и комментария, и описание собственного внутреннего опыта.
Twe Blog Review (печатный орган блоггеров) предприняло попытку классификации блогов по содержанию, выделяя 14 категорий, среди которых - развлечения, юмор, компьютер, новости, личная жизнь, литература, музыка, фотографии, подростки, видеоигры, язык. Содержание блога весьма важно для блоггеров, так как оно позволяет выявить их "ассортимент" самопрезентации и выбора.
Для большинства блоггеров весьма важным выступает способность объединить реальное и искренне личное - комбинация, которая контрастирует с иной, коммерческой жизнью Интернета. Именно персональность, самовыражение (вместе с другими двумя формальными характеристиками – частотой и краткостью) и выступает основой популярности блоготворчества.
Самовыражение, возможность рассказать свои "истории" потенциально большой, но невидимой аудитории - важнейшая задача (и тема) для всякого блоггера. Именно массовость восприятия этих откровений, их динамизм и оперативность, и в то же время отсутствие визуального контакта (контакт по телефону вполне возможен через блоговские механизмы) с читателями порождает ряд жанровых особенностей. Ежедневное описание своих переживаний, та или иная форма постоянного анализа (и репрезентации) своего внутреннего мира, линии поведения позволяет, как представляется, блоггеру иметь более высокую форму уверенности в своем собственном будущем. Привычка к постоянной артикуляции мыслей, выработке рецензий на сетевые тексты, позволяет ему быть менее восприимчивым к мнению других людей, формировать привычку и уверенность поступать в соответствии с тем, что говорит ему его "внутренний голос". Он становится более свободным в своих мыслях и поступках.
Выступая как "частичное саморазоблачение", такая форма самовыражения, служит функциям самоопределения и самоутверждения индивида. Блоггер-ветеран пишет (понимая это или нет) уже не столько для других, сколько для того, чтобы больше разобраться в себе самом, оценить свои мысли и поступки.
Так проявляется, отмеченная М. Фуко, "забота о себе", которая посредством самоописания и внешнего контроля выступает как одна из древнейших функций письменности, шире - демократических традиций образования, память о которой Фуко находит ещё в "Признаниях" Аристотеля .
Субъект всегда имеет свою историю - выражение всякой субъективности не имеет универсальных методов и жанровых форм, в большинстве они – продукт времени, взаимодействия с дискурсом эпохи. Однако всякий исторический субъект не может находиться вне традиции, памяти ума и сердца. Всякий субъект вообще себя создает в условиях собственной невозможности опираясь – всё же – на доступный материал. И важнейшим мы здесь обязаны нашей памяти, лишь в ограниченном случае принадлежащей собственно нам. Попытаемся продемонстрировать это на примере особенностей проявления в сетературе такого субъекта творчества, как виртуальная личность.
Деятельность блоггера в значительной мере виртуальна. Виртуальна и "по форме" (анонимный ник, виртуальный аватар, многоавторность текстов), и по своим "генетическим" корням. В самом деле, Интернет лишь явил новую среду для субъекта, известного человечеству с древнейших времён. Рукотворный характер виртуальной личности Интернета (далее – ВЛИ) – напоминает нам о кукле, роботе, которые, то помогают, то вредят нам.
Замена вещественности воображением сближает ВЛИ с образами сновидений. Лирический герой, литературная мистификация, псевдоним опять таки близки ВЛИ и конструктивно, и функционально. Нужно признать, что технически ВЛИ – порождение современных технологий, но как культурное явление она фундируется всей историей человечества.
Е. Горный считает, что ВЛИ реализует следующие свои функции: рационального выстраивания свого образа "для других"; частный случай социальной инженерии, при котором ВЛИ используется для провокации, дискредитации или причинения вреда "другому"; мистификация "другого"; способ психотерапии (реализация желаний, подавляемых в обычной жизни); расширение знания о своем "я", путем объективации и интеграции его аспектов; мифотворчество, создание мифов о себе; реализация потребности в лицедействе.
Для А. Андреева ВЛИ, это "своеобразный семантический фильтр, позволяющий уравновесить субъективную потребность в приватности и откровенности с ситуацией открытости миру, в которой оказывается человек, выступающий в Интернете. Маска ВЛИ позволяет ему быть собой, при этом от самого себя отстраняясь. Маска, кроме того, экранизирует ожидания извне: представления других о нашем "я" теряют свою принудительную силу и перестают определять поведение человека. Так человек получает свободу конструировать те образы, которые ему больше нравятся, экспериментировать со своими идентичностями и свободно (хотя бы в рамках виртуального сообщества) выстраивать своё поведение.
Надо сказать, что приватные фантазии блоггера, вынесенные на публику, функционируют, как правило, по законам художественного творчества. А это означает, что законы социального мира здесь становятся вторичными, несущественными.
Однако каждой творческой личности свойственно желание повлиять своим творчеством на реальный мир. И когда эта "игра ума" начинает перетекать из веб-реальности в реальный мир, то начинает восприниматься по законам этой реальности. Надо ли говорить о том, что социум, видит в такой личности своего врага.
Русский интернет изначально был переполнен ВЛИ, и вовсе не случайно в конкурсных премиях первого же он-лайн-журнала "Тенета" (1996-1998 гг.) появилась номинация "Виртуальная личность". Уже в те годы номинантов было "через край".
Первым "всесторонним" виртуалом Рунета выступил "Май Иванович Мухин". Он не только выдавал тексты и рецензии на других авторов, давал интервью (кстати, первое в России в режиме он-лайн), но и имел свою "биографию" и документы личности, которые неоднократно публиковал в Сети и присылал в печатные журналы. Образ пенсионера, родившего в Вятке в 1917 г. и дожившего до другой революции уже в отделившейся от нас Эстонии, был печально-реалистичным, поражая воображение публики.
Более всего о нем писал репортер Мирза Бабаев, коему Мухин поведал свою историю, показывал документы, поил чаем (уже можно догадаться, что и "Мирза Бабаев" оказался виртуальной личностью). На жизненные перипетии Мухина ссылался в своих выступлениях президент Эстонии Л. Мери. В газетах была опубликована фотография, где Май Иванович был снят рядом с Брежневым и И. Б. Тито, и Мухин рассказывал о своих встречах с ними. Один журналист использовал некий материал Мухина и последний обратился в суд, грозя обвинением в плагиате (и, кстати, получил солидную компенсацию от газеты). Мухина избрали почетным председателем литературного конкурса "Тенета".
Живое присутствие в виртуальной реальности (Мухин участвовал в онлайновых конкурсах, проектах и играх, создал в Инете свою вэб-страничку, включающую фотоальбом, биографии, произведения, переписку с другими писателями, личный архив; у него был свой электронный адрес) существенно отличало Мухина как ВЛИ от просто персонажа. Тем не менее у этой выдающейся личности всё же нашелся реальный "прародитель". Это был Роман Лейбов, доведший эту онлайн-игру такого "градуса",что в одной из сельских школ Эстонии дети писали школьные изложения по произведениям Мухина. По версии Лейбова, Мухин стал в его творчестве и выдумкой, и выражением его личности, и объектом творчества и самостоятельным субъектом.
К 2000 году ВЛИ как творческий жанр, по мнению ряда исследователей, несколько потерял свою популярность. Виртуалы, как отмечал А. Андреев, исчерпали свои функции, их уход означает, что "их создатели не только деконструировали свои личности, но и благополучно собрали их обратно". По его мнению, ВЛИ существуют больше как жанр лишь на периферии Интернет-культуры. Виртуальность превратилась просто в технический приём для сокрытия реальной идентичности читателей Рунета. Можно поспорить с этой точкой зрения, так как ВЛИ ныне очевидно массово множится в блогосфере.
Жизнь виртуалов-блоггеров многогранна и весьма диверсифицированна. О существенных причинах этого пишет А. Житинский: "Три четверти того, что возникает в моей голове, я не могу позволить записать в ЖЖ по причине "несоответствия" возрасту и положению, непристойности, стыдливости, жены, детей, неуместности, глупости, тотального идиотизма, жалости к людям и презрения к себе. Остаётся то, что записывать вообще не нужно" .
По мере развития блогосферы популярностью здесь стали пользоваться лишь те из ВЛИ, кто либо хорошо пишет, либо хорошо "описан".