Смекни!
smekni.com

Литература XIX века (стр. 10 из 17)

«Кому на Руси жить хорошо» - самая демократическая, самая революционная поэма в русской литературе 19 века. По широте охвата и всестороннему освещению русской жизни накануне и после реформы, по многообразию типов, по глубокому чувству патриотизма, по силе ненависти к крепостничеству, по литературному мастерству – это подлинно художественная энциклопедия русской жизни 19 века.

Необычайно широко охватывает она события народной жизни, поднимает самые главные вопросы своего времени и заключает в себе несметные сокровища народной речи.

В центре поэмы – собирательный образ русского крестьянства, образ кормильца и хранителя русской земли.

Главная тема поэмы – изображение эксплуатации, угнетения и борьбы народных масс. С точки зрения трудящегося крестьянства оценивается вся жизнь народа: мужицкое горе и радости, беспросветная нищета и невеселое мужицкое счастье – «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями», чаяния и ожидания народные, друзья его и враги – Оболт-Оболдуевы, «Последыши», купцы, чиновники и попы, сидящие на шее народа.

7 мужиков-правдоискателей идут искать и не находят Непоротую губернию, Непотрошеную волость, Избытково село. И хотя одна из глав поэмы изображает деревенских счастливцев и даже носит название «Счастливые», но на самом деле эти «счастливцы» глубоко несчастны. Это замученные нуждой, больные, голодные люди.

А сколько человеческого страдания в той части поэмы, где говорится о доле русской женщины – крестьянки Матрены Тимофеевны Корчагиной:

Нет косточки неломаной,

Нет жилочки нетянутой.

Некрасов рисует крестьян реалистически, без идеализации, показывая и отрицательные стороны: невежество, забитость, низкий уровень сознания, пассивность, долготерпение. Но и их терпение не вечно.

В поэме прослеживаются этапы нарастания народного гнева, классовой борьбы. Зреющий протест крестьянства отражен во многих образах: это и Яким Нагой, и Ермил Гирин, и Матрена Тимофеевна, и Савелий-богатырь святорусский, и атаман Кудеяр.

В последней главе «Пир на весь мир» Некрасов ясно выразил свои патриотические, революционные идеалы, создав образ народного посланца и заступника Григория Добросклонова.

Героя поэмы отличают горячая любовь к народу, готовность к подвигу и тяжким испытаниям:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Гриша, как и автор поэмы, свято верит в силу народную, в золотое сердце народа. Отсюда и оптимизм поэмы:

Рать подымается

Неисчислимая.

Сила в ней скажется –

Несокрушимая.

Некрасов в своей поэме поставил великий вопрос: «Кому на Руси жить хорошо» - и дал на него великий ответ в заключительной песне «Русь»: только такой народ, который за века рабства сохранил свое золотое, щедрое сердце, достоин счастья.

4.11 Лесков Николай Семёнович (1831-1895)

Литературную деятельность Н.С. Лесков начал в 1860 году как публицист. К этому времени он прошел основательную школу труда, испытаний и познания родной страны.

Родился Николай Семенович 4(16) февраля 1831 года в селе Горохово Орловской губернии в семье вышедшего из духовенства мелкого чиновника, который женился на дворянке. Первоначальное образование он получил в семье знатных и богатых родственников Страховых, потом в Орловской губернской гимназии. Осиротев в детстве, будущий писатель рано начал свою трудовую жизнь: в 1847 году он стал канцеляристом Орловской палаты уголовного суда, через два года определился в Киевскую казенную палату, где дослужился до столоначальника, ав 1857 году перешел в частную коммерческую компанию англичанина А.Я. Шкотта. Начались частые разъезды (в тарантасе, на барках и в вагонах) - «странствования по России» «от Черного моря и до Белого и от Брод до Красного Яру», что позволило Лескову основательно узнать людей всех классов и сословий. Обилие впечатлений побудило тридцатилетнего «бывалого» человека обратиться к писательству.

В 1861 году начинающий публицист переезжает в Петербург и, оставив службу, становится профессиональным литератором.

В своих статьях Н.С. Лесков касается тех злободневных вопросов, которые выдвинула эпоха: он с гневом пишет об угнетении крестьян, настаивает на ликвидации дворянских привилегий и т. д. Однако Лесков не принимает апозицию журнала «Современник». Сам он сторонник умеренных либеральных преобразований без спешки и кровавого насилия.

Свое отношение к действительности писатель отобразил в произведениях «Леди Макбет Мценского уезда» (1865), «Очарованный странник»(1872), «Сказ о тульском косом Левше» (1881), «Тупейный художник» (1883) и др.

4.12 Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826 – 1889)

Жизненный и творческий путь

Великий русский сатирик родился в имении родителей, родовитых помещиков Салтыковых, в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Начальное образование получил дома, в 1836 году поступил в Московский дворянский институт, откуда его в 1838 году как лучшего ученика перевели в Царскосельский лицей, который он закончил в 1844 году, имея репутацию «неблагонадежного». В Лицее юный салтыков начал писать стихи и был единодушно признан «Пушкиным» XIII курса. По окончании Лицея его зачислили на службу в канцелярию военного министерства, но молодой человек был целиком увлечен литературой, и особенно идеями Белинского, он сходился во взглядах с социалистами-утопистами и некоторое время посещал кружок Петрашевского. Первые его повести («Противоречия», 1847; «Запутанное дело»,1848) содержат обличительные идеи с намеками на грядущий политический переворот, поэтому писателя за «вредный образ мыслей» ссылают в Вятку чиновником губернского правления, тем самым спасая от более сурового наказания по предстоящему делу петрашевцев. Вернувшись из ссылки и поступив на службу в Министерство внутренних дел, Салтыков пишет свое первое значительное произведение – сатирический цикл «Губернские очерки»(1856 -1857), изданное под псевдонимом «надворный советник Н. Щедрин». С тех пор знаменитый псевдоним стал постоянным «приложением» к его родовой фамилии. С 1858 года, стремясь принять личное участие в подготовке крестьянской реформы, писатель служит вице-губернатором в Рязани, затем в Твери и проявляет себя как чиновник безукоризненной честности, борющийся со взяточничеством и помещичьими злоупотреблениями. В 1962 году Салтыков уходит в первую отставку, чтобы посвятить себя литературе. Он много пишет, публикуется в журнале «Современник», но в 1864 году вновь возвращается к государственной службе, получив назначение главы Казенной палаты сначала в Пензу, затем в Тулу и Рязань. Однако уже в 1868 году окончательно уходит в отставку с резким отзывом шефа жандармов и вместе с Некрасовым начинает издавать журнал «Отечественные записки», а после смерти поэта становится его единственным редактором.

Самая знаменитая книга Салтыкова – Щедрина «История одного города» (1869 - 1870) пронизана сатирическим взглядом писателя на историю России. В образе города с говорящим названием Глупов представлена вся Россия в миниатюре, со всеми ее нелепостями и пороками. Щедрин сознательно исключает из своей «Истории» героическое прошлое русского народа и государства, поскольку задача его в обратном – высмеять все дурное, что в нем было и сохраняется до сих пор.

Первый роман писателя «Господа Головлевы» (1875 - 1880) написан в жанре семейной хроники и изображает вырождение целой помещичьей семьи, втянутой в склоки, злодейства и разврат.

Большим ударом для Салтыкова – Щедрина стало закрытие журнала «Отечественные записки» (1884) в связи с участием в его издании «лиц, принадлежащих к составу тайных обществ».

В 1887 году отдельной книгой выходят сатирические «Сказки для детей изрядного возраста» (1882 - 1886). Первым опытом в аллегорическом жанре сказки у Щедрина были «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869) и «Дикий помещик» (1869). В более поздних сказках под видом различных животных (излюбленный басенный прием) высмеивается множество социально-политических типов: боящийся обыватель («Премудрый пескарь», 1883), жестокий и бездарный служака-чиновник («Медведь на воеводстве». 1884), «Карась-идеалист» (1884), «Либерал» (1885) и др. Сказки Щедрина отличаются краткостью и емкостью сюжетов, точностью образов-символов.

В предсмертном романе «Пошехонская старина » (1887 - 1889) Салтыков – Щедрин доводит свой реализм до совершенства, до общечеловеческих, евангельских обобщений: образы помещиков и крестьян обладают мощной силой художественного воздействия, обличение крепостных порядков и засасывающих «мелочей жизни» достигает высочайшей степени накала.

4.13 Достоевский Федор Михайлович (1821 - 1881)

Жизненный и творческий путь

Род Достоевских был довольно древний, но уже захудалый к тому времени, когда в Москве в Мариинской больнице для бедных родился сын Федор, будущий русский писатель. Вместе со старшим братом Михаилом Достоевский получил хорошее домашнее образование, позволяющее обучаться в частном пансионате в Москве. В 1837 году после смерти матери братья переезжают в Петербург. Следуя воле отца, в 1838 году Федор поступает в Главное инженерное училище в Петербурге, которое заканчивает в 1843 году, и, проработав год мелким чиновником, увольняется со службы, чтобы полностью посвятить себя литературному труду.

В 1846 году в «Петербургском сборнике» появляется его первый роман «Бедные люди», который был встречен восторженно Белинским и читающей публикой. «Бедные люди» - эпистолярный роман – переписка мелкого чиновника Макара Девушкина со своей невестой Варенькой Доброселовой, из которой читатель узнал немало подробностей из быта петербургских «бедных людей». Роман Достоевского продолжил и развил традиции Пушкина и Гоголя в изображении «маленького человека».