Смекни!
smekni.com

Литература XIX века (стр. 12 из 17)

Поздний Толстой представлен такими шедеврами, как рассказы «Холстомер», «После бала», повести «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Отец Сергий», «Хаджи-Мурат», драмы «Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп» и др.

В романе «Воскресение» (1889 - 1899) Толстой обнародует собственную религиозную доктрину, основанную на непротивлении злу насилием и призывом к «опрощению», то есть переходу к крестьянскому образу жизни. За искажение традиционного христианства в 1901 году Толстой был отлучен Священным Синодом от церкви и предан церковной анафеме (проклятию).

В конце XIX - начале XX века граф Толстой – непререкаемый нравственный авторитет для большей части русской интеллигенции, живое воплощение совести и даже полусвятой. Однако такое положение дел и образ жизни перестали удовлетворять его, и осенью 1910 года Толстой уходит из Ясной Поляны тайком от семьи и поклонников, садится в самый простой железнодорожный вагон поезда, следовавшего в южном направлении. Но еще по дороге он простудился и заболел воспалением легких. На станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги (ныне – станция Лев Толстой) он умирает.

Похоронен Толстой в Ясной Поляне, в любимом лесу над оврагом, в могиле без памятников и эпитафий.

4.17 Философские взгляды Толстого

Религиозно-этические взгляды Л.Н. Толстого опираются как на фундамент на учение об истинной жизни. Человек, по мнению Толстого, противоречив, в нем борются друг с другом два начала — плотское и духовное, животное и божественное. Телесная жизнь конечна, только отрекаясь от нее, человек приближается к истинной жизни. Суть её (истинной жизни) в особой неэгоистической любви к миру, свойственной именно духовному «я» человека. Такая любовь помогает осознать тщетность плотских желаний: мирские блага. Наслаждение богатством, почестями. Властью — конечные блага, их сразу отнимает у человека смерть. Смысл истинной жизни в духовной любви к миру и к ближнему, как к самому себе. Чем более наполнена жизнь человека такой любовью, тем ближе человек к Богу.

Пути человека к истинной жизни претворяются в учении о нравственном самоусовершенствовании человека, которое включает в себя пять заповедей Иисуса Христа их Нагорной проповеди в Евангелии от Матфея. Основой программы самоусовершенствования является заповедь о непротивлении злу насилием. Злом нельзя уничтожить зло, единственное средство борьбы с насилием — воздержание от насилия: только добро, встречаясь со злом, способно победить его. Толстой допускает, что вопиющий факт насилия или убийства может заставить человека ответить на это насилием. Но подобная ситуация — частный случай. Насилие не должно провозглашаться как принцип жизни.

К заповеди непротивления злу насилием примыкают еще четыре нравственных закона: не прелюбодействуй и соблюдай чистоту семейной жизни; не клянись и не присягай никому и ни в чем; не мсти никому и не оправдывай чувство мести тем, что тебя обидели, учись терпеть обиды; помни: все люди братья — и учись во врагах видеть доброе.

С позиций этих вечных нравственных истин Толстой развертывает беспощадную критику современных общественных институтов: церкви, государства, собственности и семьи.

Толстой отрицает современную церковь, так как, по его мнению, признавая на словах учение Христа, на деле церковь отрицает его учение, когда она освящает социальное неравенство, боготворит государственную власть, основанную на насилии.

Толстой критикует государственную власть, так как считает, что захватывать и удерживать власть никак не могут люди добрые, а обладание властью еще более развращает людей.

В учении писателя о собственности содержится убедительная критика прогресса, основанного на эксплуатации большинства меньшинством, на неравномерном распределении материальных благ. Толстой проповедует возвращение к более органичным формам жизни, призывает к опрощению, к отказу от излишеств цивилизации, уже угрожающей гибелью духовным основам жизни.

Учение Толстого о семье и критика современной семьи и семейных отношений прямо связаны с его представлениями о двойственной природе человека — плотской и духовной. В современной семье и обществе непомерно раздут чувственный инстинкт и висят на волоске духовные связи между мужчиной и женщиной. Толстой настаивает на восстановлении этих связей и сдерживании чувственных начал.

Толстой считает противоестественной идею женской эмансипации, так как она разрушает от века разделенные на две сферы великие предназначения мужчины и женщины. Обязанность мужчины — создание жизненных благ. Главная обязанность женщины — рожать и воспитывать детей, продолжать человеческий род.

В основу воспитания детей в семье должен быть положен закон об истинной жизни. Воспитывать других можно только через себя, через свой личныйпример. Но чтобы не стыдно было показать детям всю правду своей жизни, надо сделать свою жизнь хорошей или, по крайней мере, менее дурной.

Таковы философские, религиозно-этические взгляды Толстого, которые были подхвачены значительной частью интеллигенции конца XIX — начала XX века.

4.18 «Война и мир» - роман- эпопея

«Что такое «Война и мир», - писал Толстой в статье по поводу своей книги. – Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. Война и мир есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». Современное литературоведение отмечает, что «Война и мир», - произведение крупной эпической формы. Это роман-эпопея, для которого характерны широкий план изображения исторической действительности и глубокое раскрытие непрерывного процесса жизни. Главный герой его – русский народ, и основная идея романа – в непобедимой силе народа. В «Войне и мире» отражена жизнь 20-х годов XIX века не только России, но и Западной Европы. Действие происходит в Петербурге, Москве, Смоленске, в русской деревне; в Австрии, Пруссии, Польше, на Балканах, в немецкой деревне. Исторически конкретное изображение европейских войн, столкновение армий и поэтичные картины природы, сцены из жизни помещичьих усадеб и великосветских салонов, недовольство крепостных крестьян своим положением; патриотизм народа в борьбе с чужеземными захватчиками – все это образует в произведении широкий фон эпохи.

Исторической основой романа являются события, связанные с борьбой России против наполеоновской Франции. В 1-м томе описываются события 1805 года, когда Россия воевала в союзе с Австрией и на ее территории; во 2-м – 1806-1807 годы, когда русские войска находились в Пруссии; 3-й и 4-й тома посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 года, которую Россия вела на родной земле. В эпилоге действие происходит в 1820 году. Основу романа составляют исторические военные события. Правдиво и точно описанные сражения: Шенграбенское, Аустерлицкое, Бородинское – являются в произведении важнейшими моментами, решавшими как судьбу русского государства в целом, так и личные судьбы лучших людей того времени, видевших цель своей жизни прежде всего в том, чтобы быть полезными отечеству. Любимые Толстым герои романа: Болконские, Ростовы, Пьер Безухов – патриоты, они постоянно ощущают связь с родиной и доказывают это не словами, а непосредственным участием в самых трудных военных делах.

Круг проблем романа очень широк. В нем раскрыты причины военных неудач в 1805 –1807 годах; на примере Кутузова и Наполеона показана роль отдельных личностей в военных событиях и в истории; с необыкновенной художественной выразительностью нарисованы картины партизанской войны, раскрыто великое значение русского народа, решившего исход Отечественной войны 1812 года.

Одновременно с историческими проблемами эпохи Отечественной войны 1812 года в романе решались актуальные вопросы 60-х годов XIX века. После поражения в Крымской войне обществу 60-х годов стало ясно, что дворянско- крепостнический строй изжил себя. В новых условиях жизни переосмысливалась роль дворянства в государстве. Остро ставился вопрос о положении крестьянства. Поднимались вопросы о причинах декабристского движения, о личности истинного гражданина родины. Несмотря на то что в романе «Война и мир» эти вопросы решались на историческом материале эпохи войн России с Францией, они отвечали настроениям и запросам современников писателя, переживавших последствия Крымской войны.

4.18.1 История создания романа «Война и мир»

Роман-эпопея «Война и мир» является центральным и наиболее значимым романом Л.Н. Толстого.

Интересна и поучительна творческая история романа. Великому произведению предшествовала работа над романом о декабристе. В 1856 году был объявлен манифест об амнистии людям 14 декабря, и их возвращение на родину вызвало особенный интерес передовой части русского общества. Проявил свое внимание к этому событию и Л.Н. Толстой. Он вспоминал: «В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением, героем которого должен быть декабрист, возвращающийся с семейством в Россию…»

Однако замысел Толстого претерпел существенное изменение. Он вспоминает: «Невольно от настоящего (то есть 1856 г.) я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но в 1825 году мой герой был уже возмужалым, семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года. Я другой раз бросил начатое и стал писать со времени 1812 года, которого еще запах и звук слышны и милы нам». Так главной темой нового романа стала героическая эпопея борьбы с наполеоновским нашествием.

Л. Толстой, однако, продолжает: «В третий раз я вернулся назад по чувству, которое, может быть, покажется странным… Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама…Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений. Итак, от 1825 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812 и 1856 годов».