Смекни!
smekni.com

Литература XIX века (стр. 3 из 17)

В 1833 году Пушкин пишет поэму «Медный всадник». В этом же году с целью собрать материал для «Истории Пугачева», поэт едет в оренбургскую губернию. Параллельно пишет исторический роман «Капитанская дочка» (1836).

В 1836 году Пушкин, семьянин, отец четырех детей, издатель ведущего литературного журнала»Современник». Оказался втянут в грязную светскую интригу, связанную с именем его жены. Вспыльчивый и гордый поэт был вынужден вступиться за честь Натальи Николаевны и вызвал на дуэль барона Жоржа Дантеса, гвардейского офицера, пустого и циничного человека. Роковой поединок состоялся 27 января (8 февраля) 1837 года на Черной речке, в пригороде Петербурга. Смертельно раненный пулей Дантеса Пушкин в больших мучениях скончался в петербургской квартире на Мойке. Похоронен в Святогорском монастыре близ Михайловского.

По стечению обстоятельств стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…», написанное за полгода до трагической гибели, стало творческим завещанием поэта, подводящим итоги его жизни. Он писал:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгуз, и друг степей калмык.

3.2 Лермонтов Михаил Юрьевич (1814 - 1841)

Жизненный и творческий путь

Предок русского дворянского рода Лермонтовых шотландец Лермонт, поступивший в 17 веке на службу к московскому царю, происходил от легендарного зачинателя шотландской литературы Томаса Рифмача (XIII век). Будущий русский поэт родился в Москве, в семье офицера, мелкого помещика, после смерти жены в 1817 году оставившего единственного сына на попечение строгой, но заботливой бабушки Е.А. Арсеньевой. Разлуке с отцом Лермонтов посвятит стихотворение «Ужасная судьба отца и сына» (1831).

Детство Лермонтова проходило в имении бабушки – селе Тарханы Пензенской губернии, а также в Москве. Слабого здоровьем мальчика часто вывозили на Кавказ, красота которого воспевалась им еще в ранних стихах.

В 1828 году Лермонтов поступает в Московский благородный пансион, в 1830 – 1832 годах он учится на нравственно-политическом отделении Московского университета, из которого его отчисляют за вольномыслие. В 1832 году вместе с бабушкой он переезжает в Петербург и поступает в Школу юнкеров, а в 1834 произведен в чин корнета лейб-гвардии Гусарского полка.

Уже в юношеских стихотворениях («Парус» (1832)) Лермонтова проявился основной мотив его творчества – одиночество, связанный как с особенностями личности самого поэта, так и с романтической традицией и ее культом героя-одиночки, отвергнутого обществом, - бунтаря и свободолюбца.

Юный поэт, находясь под влиянием Байрона и Пушкина, стремится избавиться от этого влияния, осознать свой собственный путь. Так, в стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…» (1832) поэт подчеркивает свою «русскую душу», но тем не менее еще остаются сильны байронические мотивы.

Первым, напечатанным с ведома поэта, стихотворением было «Бородино» (1837), в котором впервые проявился лермонтовский реализм.

В 1837 году Лермонтов, находясь в Петербурге, получил известие о гибели Пушкина и немедленно откликнулся гневным стихотворением «Смерть поэта» - первым в истории литературы, в котором во всей полноте осознается значение великого русского поэта. Признавая опасность этого стихотворения, распространяющегося в списках, Николай I распорядился арестовать Лермонтова и сослать на Кавказ. В 1838 году с согласия царя на настоятельные прошения Е.А. Арсеньевой поэта вернули из ссылки.

Раздумьям о судьбе своего поколения, обреченного на бездействие и бесславие, посвящено стихотворение «Дума» (1838):

Печально я гляжу на наше поколенье:

Его грядущее иль пусто, иль темно…

Горькие раздумья поэта об одиночестве в обществе «светской черни» наполняют его стихи «Как часто пестрою толпою окружен…» (1840), «И скучно и грустно, и некому руку подать…» (1840).

Но не все так мрачно в художественном мире Лермонтова: поэт порой умеет находить гармонию с миром. Стихотворения «Молитва» («В минуту жизни трудную», 1839), «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837), «Выхожу один я на дорогу» (1841) подводят итоги лирических мечтаний поэта о гармонии с природой. Родная природа для Лермонтова – это наиболее близкий образ родины, которую поэт любит «странною любовью» не за ее государственное и историческое величие, а за «лесов безбрежных колыханье», «разливы рек ее, подобные морям»…Такое отношение к России было новым и необычным для русской лирики XIXвека.

Реалистическая драма в стихах «Маскарад» (1835 -1836) стала вершиной драматургии Лермонтова. Вершиной творчества поэта в крупной поэтической форме стали поэмы «Демон» (1839) и «Мцыри» (1839), а итоговым прозаическим произведением – роман «Герой нашего времени» (1837 –1840). Это первый русский реалистический роман в прозе. Образ Печорина раскрывается Лермонтовым через призму сложной композиции романа, состоящего из пяти новелл, истории которых рассказывают три героя-повествователя: автор и Максим Максимыч («Бэла»), автор («Максим Максимыч»), «Журнал Печорина» («Предисловие»), Печорин («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»). Столь необычная композиция передает сложность и противоречивость характера Печорина, а повествование от нескольких лиц помогает оценить его поступки с разных сторон. Открытие Лермонтова-романиста заключается также в глубоком проникновении во внутренний мир Печорина, поэтому «Герой нашего времени» - это и первый русский психологический роман.

Трагической оказалась судьба самого Лермонтова. В 1840 году за дуэль с сыном французского посла он был вновь сослан на Кавказ. Здесь Лермонтов участвует в боевых действиях, а в 1841 году после непродолжительного отпуска, проведенного в Петербурге, он возвращается в Пятигорск. Представители петербургского общества, находящегося на минеральных водах, многие из которых ненавидели поэта, спровоцировали конфликт с бывшим приятелем Лермонтова. Столкновение приводит к дуэли: 15 июля у подножия горы Машук Мартынов убил Лермонтова. Тело поэта было сначала погребено в Пятигорске, а в 1842 году по настоянию бабушки Е.А. Арсеньевой перезахоронено в могильном склепе в Тарханах.

3.3 Гоголь Николай Васильевич (1809 - 1852)

Жизненный и творческий путь

Полную свою фамилию Гоголь-Яновский, доставшуюся от родителей, мелкопоместных украинских дворян, Гоголь сократил до первой части. Родился писатель в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Детство его прошло в имении отца Васильевка–Яновщина. Учится Гоголь сначала в Полтавском училище, в 1821 – 1828 годах – в Гимназии высших наук в г. Нежине.

Первую свою поэму «Ганс Кюхельгартен» Гоголь издает в Петербурге в 1829 году, куда переезжает после окончания Нежинской гимназии, а после ее провала скупает на последние деньги все экземпляры и сжигает их. Так, уже с первых шагов в литературе у Гоголя появляется страсть сжигать собственные произведения. В 1831 и 1832 годах выходят две части сборника повестей Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» («Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь. Или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка, «Заколдованное место»). Юмористические повести «Вечеров» содержат богатый украинский фольклор, благодаря которому созданы комические и романтико-фантастические образы и ситуации. Публикация сборника сразу принесла Гоголю славу комического писателя.

В 1835 году Гоголь получает место адъюнкт-профессора в Петербургском университете и читает лекции по истории средних веков. Новые сборники повестей «Миргород» (1835) («Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и «Арабески» (1835) («Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет») свидетельствуют о повороте писателя к реализму, но реализму особому – фантастическому.

Новаторской была и драматургия Гоголя: комедии «Ревизор» (1835) и «Женитьба» (1841) обогатили новым содержанием русский театр. «Ревизор» написан на сюжет забавной истории, рассказанной Гоголю Пушкиным, о том, как провинциальные чиновники приняли за ревизора Хлестакова, «пустейшего человека». Комедия имела огромный успех у публики и породила огромное количество отзывов – от самых ругательских до самых восторженных.

Фантастическая повесть «Нос» (1836), а затем повесть «Шинель» (1842) завершают «Петербургские повести» Гоголя. В «Шинели» писатель продолжил начатую Пушкиным тему «маленького человека».

Еще в 1835 году по легенде, распространенной самим Гоголем, Пушкин «подарил» ему сюжет главного произведения всей его жизни – поэмы (в прозе) «Мертвые души». В 1836 году Гоголь уехал за границу, посетил Германию, Швейцарию, Париж и до 1848 года проживал в Риме, где и начал свою бессмертную поэму. Сюжетная основа гоголевской поэмы проста: авантюрист Чичиков, путешествуя по России, намеревается скупить у помещиков умерших крестьян, числившихся живыми на бумаге, – в «ревизских сказках», а затем заложить их в Опекунский совет, получив за это деньги. Герой предполагает изъездить всю Россию, что и требовалось автору для создания всеохватывающей картины русской жизни. В результате возникает удивительная картина гоголевской России. Это не только «мертвые души» помещиков и чиновников, но и «живые души» крестьян как воплощение русского национального характера. Авторское отношение к народу, к родине выражается в многочисленных авторских отступлениях. С особой любовью и размахом в них Гоголь пишет о России и ее будущем, создавая величественные образы дороги и мчащейся по ней «птицы-тройки».