Мордовский ордена Дружбы народов государственный университет им. Н.П. Огарева
Факультет: медицинский
Кафедра акушерства и гинекологии
«Утверждаю»
Заведующий кафедрой,
академик РЛАН
доктор медицинских наук,
_____________Л.П. Пешев
Дипломная работа
«использование метрогила в комплексном лечении послеродового эндометрита»
Автор дипломной работы: Солонина Наталья Викторовна
Обозначение дипломной работы: ДР 02069964–040110
Специальность: «Лечебное дело»
Руководитель работы: кандидат медицинских наук
Парамонова Татьяна Константиновна
Рецензент: академик РЛАН, доктор медицинских наук, Пешев Лев Павлович
Саранск
2000
Дипломная работа содержит … страниц, 6 рисунков, 11 таблиц, … использованных источника.
Перечень ключевых слов: послеродовый эндометрит.
Объект исследования: родильницы с послеродовым эндометритом.
Цель работы – оценить эффективность антибиотикотерапии послеродового эндометрита и антибиотикотерапии в комбинации с метрогилом.
Методы исследования: клинико-анамнестический, лабораторный, статистический.
Полученные результаты показали, что группу риска в развитии послеродового эндометрита составляют женщины:
а) первородящие молодого возраста;
б) страдающие хроническими гинекологическими воспалительными заболеваниями;
в) имеющие осложнения в течение беременности (анемия, кольпит, угроза прерывания беременности) и родов (дородовое излитие околоплодных вод, эпизиотомия).
У больных послеродовым эндометритом после проведенной антибиотикотерапии и антибиотикотерапии в комплексе с метрогилом отличается более ранее стихание симптомов заболевания, нормализация лейкоцитной формулы и сокращение койко-дней в ответ на комплексное лечение. То есть использование метрогила в традиционной антибиотикотерапии послеродового эндометрита позволяет более быстрому улучшению состояния больных и сокращению койко-дней.
Степень внедрения: частичная.
Область применения: практическое здравоохранение.
Гнойно-воспалительные заболевания, в том числе послеродовый эндометрит являются актуальными в акушерской практике.
Решение этих проблем во много раз увеличит вероятность, что репродуктивная функция женщины будет сокращена.
В настоящее время послеродовые инфекционные осложнения занимают ведущее место в структуре материнской смертности [21, 32, 40, 58, 60, 84, 85, 87]. В последние десятилетия наблюдается тенденция к увеличению послеродовых инфекционных заболеваний [32, 33, 48], в том числе и послеродового эндометрита. Истинную распространенность этого заболевания установить весьма сложно в связи с ограниченным набором объективных, специфических методов его диагностики. Поздно диагностируемый, неправильно или недостаточно активно леченый может привести к инвалидизации больных и нарушению функций половых органов, поэтому поиск методов ранней диагностики и новых, высокоэффективных способов его лечения является одной из важнейших задач в акушерской практике.
Согласно современным данным, основными причинами роста частоты послеродового эндометрита является изменение видового состава микробной флоры, возникновение агрессивных форм бактериальной инфекции, нередко как проявление госпитальной инфекции [17, 83], перераспределение значимости предрасполагающих факторов в связи с увеличением числа оперативных вмешательств в родах [61, 75], широкое внедрение антибиотиков и нередко их нерациональное использование [76], снижение иммунологической реактивности женского организма во время беременности [29, 68]. Изменилось и клиническое течение послеродовых и послеоперационных гнойно-воспалительных осложнений [32, 59], с появлением стертых форм представляющих все большие трудности для диагностики, контроля за проводимым лечением и самой терапией.
Многие авторы указывают, что у женщин во время беременности и в ранние сроки послеродового периода наблюдается транзиторный частичный иммунодефицит [25]. Для успешного разрешения практических и теоретических вопросов необходимо хорошо представить все современные методы лечения послеродового эндометрита.
Так как послеродовые гнойно-воспалительные заболевания, в том числе и послеродовый эндометрит, определяют структуру материнской смертности и репродуктивную функцию женщины, следовательно, адекватное лечение решает часть проблемы, улучшая прогноз, сокращая койко-дни.
Цель нашей работы – оценить эффективность антибиотикотерапии послеродового эндометрита (ПЭ) и антибиотикотерапии в комбинации с метрогилом.
Исходя из вышеизложенного были поставлены следующие задачи:
1) выявить факторы риска в развитии ПЭ;
2) оценить эффективность традиционной антибиотикотерапии ПЭ и антибиотикотерапии в комплексе с метрогилом;
3) обосновать необходимость использования комплексного лечения ПЭ.
Для решения вышепоставленных задач были использованы клинико-анамнестический метод, лабораторный. Полученные данные были обработаны статистически. На основании проведенной работы сделаны соответствующие выводы.
1. Обзор литературы
1.1. Послеродовый эндометрит, этиология, факторы риска, клиника
Послеродовый эндометрит (родовая лихорадка) – самая частая форма послеродовой инфекции. В первую очередь в процесс вовлекаются эндометрит и прилегающие легеометрии.
Данные о частоте возникновения ПЭ в настоящее время разноречивы. Он развивается у 0,5-8% родильниц, а среди родильниц с послеродовой инфекционной патологией больные ПЭ составляют по разным данным от 0,6 до 49% [26, 32, 79]. В настоящее время в структуре смертности беременных, рожениц и родильниц гнойно-воспалительные заболевания занимают 4-5 место [55].
На долю ПЭ приходится от 20 до 50% всех инфекционных осложнений пуэрпия [47, 51]. Заболеваемость эндометритом после самопроизвольных родов составляет в среднем 2-10% [26, 32, 66], после патологически протекающих родов 10-20% [17], после операции кесарева сечения от 5 до 95% [28].
Выделяют три достаточно достоверных фактора риска развития ПЭ [65, 69]. В первую очередь – это кесарево сечение, которое дает до 80% всех послеродовых эндометритов. Следующий фактор риска включает в себя продолжительность родов, длительность безводного промежутка, травматизация родовых путей в ходе родов и так далее. Третий фактор – низкий социально-экономический статус пациенток [69].
Этиология эндометрита, как и другие гнойно-воспалительных заболеваний, отличается динамичностью, изменяется в разные периоды в зависимости от ряда факторов, из которых в настоящее время на первом месте стоит антибактериальная терапия [17]. Это диктует необходимость наблюдения за изменением возбудителей эндометрита. Получаемые при этом результаты определяют направленность антибактериальной терапии, выбор адекватного препарата и рациональной схемы его использования.
Следует отметить, что в литературе имеются противоречивые мнения в отношении возбудителей ПЭ. Так в последние два десятилетия чрезвычайно широкое и не всегда оправданное использование в акушерской практике ценолоспоринов и аминогликазидов привело к резкому увеличению этиологических значения энтерококков, как известно нечувствительных к указанным антибиотикам [1].
В последние годы большинство исследователей практически единодушно отводят ведущую роль в этиологии ПЭ условно-патогенным микроорганизмам, составляющим нормальную флору половых путей женщины [64, 65, 67]. В большинстве случаев речь идет о полимикробной инфекции, включающей факультативных анаэробов и облигатной неклостридальной анаэробной микрофлоры. Такие ассоциации при послеродовом эндометрите выявляются в 80 – 90% случаев [67, 82].
Среди грамоотрицательных факультативных анаэробов доминирует E. coli, частота выделения которой при ПЭ колеблется от 17 до 37% [2, 19], Klesiella – 2,7% случаев [65], Энтерококк – 24% [2].
Также, часто выделяются при ПЭ граммположительные кокки, практически за счет стрептококков группы D, которые обнаруживаются в 37 – 52% случаев. Чаще всего стафилококк выделяется одновременно с кишечной палочкой или энтерококком [2].
Частота выделения из полости матки облигатных неспорообразующих анаэробов по некоторым данным достигает 73 – 96% [12, 45].
В последнее время в литературе появились сведения о возможной роли в возникновении ПЭ генитальных микроплазм. Частота их обнаружения в содержимом полости матки при ПЭ чрезвычайно высока и достигает 26% для Mycoplasmahomihis, 76% - для Ureaplasmaurealiticum [8]. Однако этот вопрос остается спорным и единого мнения по этому поводу нет.
Chlamydiatrachomatis выделяется достаточно редко – 2-3% случаев и ее роль в возникновении ПЭ большинством авторов ставится под сомнение [45].
Таким образом, определение истинной этиологической роли того или иного возбудителя крайне необходимо для выбора дальнейшей тактики лечения.
В подавляющем большинстве случаев попадание в полость матки условно-патогенной микрофлоры нижних отделов генитального тракта происходит восходящим путем в процессе родов или в ближайшем послеродовом периоде [64, 65, 82]. Во время кесаревого сечения возможна также прямая бактериальная инвазия в кровеносную и лимфатическую системы матки [65]. Однако, для того, чтобы развился ПЭ, кроме наличия возбудителя необходимо наличие благоприятных условий, обеспечивающих рост и размножение микроорганизмов. К таким условия относятся находящиеся в полости матки сразу после родов лохии, сгустки крови, остатки некротизированной децидуальной ткани гравидарной слизистой [64, 65, 67]. При кесаревом сечении к этим предрасполагающим факторам присоединяются и некоторые другие серьезные локальные изменения, связанные с дополнительной травматизацией тканей матки во время хирургического вмешательства: отек и ишемия тканей в области шва, наличие микрогематом, большое количество инородного шовного материала [64, 65, 67, 82].