сидя - для хирургического доступа к образованиям задней черепной ямки, верхнего шейного отдела позвоночника;
сидя, поворотом в сторону очага поражения - при патологических образованиях в мосто-мозжечковом углу.
Если операции внутричерепные, голову укладывают на подставку с углублением или крепят специальными держателями за кости (стереотаксический аппарат). Последнее важно в случае длительных микронейрохирургических вмешательств.
Головной конец приподнимают на 15-30, чтобы улучшить венозный отток от мозга. При подходе к образованиям на дне передней черепной ямки и в области гипофиза голову несколько запрокидывают кзади. В таком случае меньше травмируются и лучше приподнимаются лобные доли мозга.
8. Хирургические доступы
Правильный хирургический доступ при различных оперативных вмешательствах определяет точный выход на патологический процесс и нередко исход всей операции.
Хирургический доступ складывается из:
1) правильного разреза мягких тканей кожи головы;
2) точной трепанации черепа.
По локализации доступы можно подразделить на виды:
- обнажающие поверхность полушария мозга;
- открывающие доступ к основанию мозга;
- обнажающие среднюю линию и медиальные отделы полушарий;
- с целью обнажить височную долю.
Для разметки кожного разреза и трепанации обязательно:
- знать точное расположение патологического процесса;
- знать расположение и ход нервов, сосудов в мягких тканях и костях;
- сделать хорошее обнажение и обзор требуемого участка мозга;
- создать благоприятные условия для закрытия и заживления раны.
Величина разреза кожи определяется размерами трепанации. Иногда разрез кожи сразу делают небольшой, а затем увеличивают по ходу операции. Например, при опорожнении внутричерепных гематом вначале накладывают два фрезевых отверстия, потом при необходимости переходят на трепанацию черепа. Трудности для доступа к образованиям, расположенным на основании черепа, обусловлены необходимостью низкой трепанации и разреза кожи, которые распространяются на лицевую часть черепа и шею.
Следует учитывать и косметический эффект. Особенно нежелательны разрезы в лобной и лицевой областях. При выходе на основание лобной и височной областей надо стараться не повредить ветви лицевого нерва и поверхностную височную артерию, что приведет к кровотечениям во время операции, трофическим нарушениям кожи после операции.
Премедикация и анестезия
Введение 4 мг дексаметазона через каждые 6 часов за 24-48 часов до операции частично улучшает неврологический статус больного с внутричерепными опухолями, снижая церебральный отек, который бывает во время операционных манипуляций на мозге. Наиболее удобна эндотрахеальная интубация с гипервентиляцией и гипотензией. Снижение внутричерепного давления для облегчения манипуляций на мозге достигается введением маннитола, мочевины или лазекса, о чем говорилось выше.
Операция
Голову бреют, моют, смазывают бензином и спиртом, 5-10% йодной настойкой (у лиц с нежной кожей можно ограничиться только спиртом).
Место разреза кожи и трепанации размечают чернилами или метиленовой синькой соответственно схеме Кронлейна или ее модификациям. Местная анестезия производиться 0,25-5% раствором новокаина с адреналином,блокируя r.medialis et r.lateralis n.frontalis, r.zygomatico-temporalis et n.auriculo-temporalis при операциях на передних отделах черепа и n.occipitalis major et minor при операциях на задних отделах черепа. Затем производиться инфильтративная анестезия по линии разреза 0,5% раствором новокаина.
Разрез кожи производят не сразу на всю длину, а отдельными участками, стараясь помнить о косметичности разреза.
В подкожной клетчатке черепа имеется обильная сосудистая сеть, образованная разветвлениями основных артериальных стволов и большим количеством анастомозов между сосудами той же и противоположной половин черепа. Соединительнотканные перемычки, расположенные между жировыми комочками подкожной клетчатки, срастаются с адвентицией сосудов, поэтому при разрезе кожи и подкожной клетчатки просветы их зияют и кровотечение бывает значительным. Для предотвращения кровотечения хирург пальцами левой руки, а ассистент всеми остальными – производят сильное давление на кожу по обеим сторонам предполагаемой линии разреза кожи. В это время оперирующий скальпелем рассекает кожу, подкожную клетчатку и galea aponeurotica, а ассистент аспиратором отсасывает из разреза кровь и раствор новокаина.
После рассечении galea aponeurotica кожа становиться подвижной, края раны свободно раздвигаются и гемостаз становиться осуществить очень легко. При ослаблении давления на кожу с одной стороны на белом фоне появляются капельки крови из зияющих сосудов. На них накладывают кровоостанавливающие зажимы, клипсы, которые перед наложением швов снимают, или их просто коагулируют.
При подковообразных разрезах после рассечения кожи, подкожной клетчатки и galea aponeurotica образованный кожно-апоневротический лоскут относительно легко отделяется от подапоневротической клетчатки, а в височных областях - от фасции височной мышцы. Кожно-апоневротический лоскут отворачивают и под него подкладывают марлевый валик толщиной 2,5-3 см. Шелковой нитью прошивают край galea aponeurotica и натягивают над валиком откинутый лоскут мягких тканей. Валик до некоторой степени сжимает кровеносные сосуды основания лоскута, и кровотечение почти полностью прекращается.
Легкими насечками отделяют кожно-апоневротические отделы от периферии раны, что облегчает в конце операции послойное зашивание раны. После этого подковообразно с основанием книзу рассекают подапоневротическую клетчатку, височную мышцу (в соответствующей области), надкостницу. Распатором скелетируют кость по всей длине разреза на ширину 1 см, затем рану раздвигают крючками и накладывают фрезевые отверстия.
При резекционной трепанации лоскут из надкостницы отслаивают по всей площади. Накладывают одно фрезевое отверстие и затем этими кусачками отверстие в кости расширяют до необходимых размеров.
При костнопластической трепанации фрезевые отверстия наносят на расстоянии между ними 6-7см ручным коловоротом Дуайена или с помощью специальной машины с режущим сверлом. Следует пользоваться массивным копьевидным наконечником с широким раструбом и большими фрезами. Ложечкой со дна фрезевого отверстия удаляют свободные или относительно свободные обломки внутренней костной пластинки. Затем проводят между костью и твердой мозговой оболочкой узкого эластического металлического проводника с проволочной пилой. Если проводник не выводиться во второе отверстие, его можно приподнять с помощью узкого элеватора. Последний пропил выполняется не до конца, чтобы получилась ножка из надкостницы и мышцы. При пропиливании кости под мышечным лоскутом нужно следить за тем, чтобы пилка не повредила покрывающую кость мышцу. В случае необходимости можно частично удалить кусачками кость по нижнему краю трепанации. Элеватором приподнимают костный лоскут, отделяют возможные сращения его с твердой оболочкой, затем лоскут откидывается, при этом элеваторами можно пользоваться как рычагами.
При образовании костнопластического лоскута в парасагиттальной области следует с медиальной стороны отойти от линии продольного синуса на 1-1,5 см. В области этого синуса часто встречаются пахионовы грануляции, которые начинают кровоточить при отодвигании твердой мозговой оболочки от кости с помощью проводника. После откидывания лоскута из пахионовых грануляций и вен твердой мозговой оболочки легко останавливается временной тампонадой, через 5-6 минут после прижатия кровоточащего участка узким тампоном кровотечение прекращается. При кровотечении из синуса накладывают швы на его стенки, прошивают и перевязывают синус выше или ниже места его повреждения, осуществляют пластику участка повреждения венозным трансплантатом. Кровотечение из кости останавливается воском.
В зависимости от плана операции разрезы твердой мозговой оболочки могут быть лоскутными, линейными, подковообразными, крестообразными и другой формы. При значительном кровоснабжении твердой мозговой оболочки обычно применяют следующие приемы, обеспечивающие гемостаз при вскрытии:
1) крупные сосуды либо предварительно лигируют или клипируют основной ствол (иногда два) артериальный ствол у основания лоскута, либо в момент разреза оболочки осуществляют систематическое клипирование всех пересекаемых кровеносных сосудов;
2) мелкие сосуды просто коагулируют.
При резком напряжении твердой мозговой вследствие высокого внутричерепного давления возникает большая опасность развития острого пролапса мозга и его ущемления в дефекте оболочки. Снижения внутричерепного давления достигают путем переливания маннитола, мочевины, лазекса во время операции перед вскрытием или извлечением 30-50 мл ликвора путем люмбальной пункции.
Для вскрытия твердой мозговой оболочки ее поверхностный слой приподнимают концом скальпеля, захватывают глазным хирургическим пинцетом, надсекают, подводят мозговой шпатель и по нему далее рассекают оболочку. При отсутствии шпателя в отверстие вводят тупоконечные ножницы и продолжают дальнейшее рассечение с их помощью. При продвижении ножниц вперед бранши с некоторым усилием приподнимают оболочку вверх, что предотвращает повреждение коры мозга.
По окончании операции необходимо восстановить целостность черепной коробки и мягких покровов черепа и в первую очередь обеспечить герметичность субарахноидального пространства во избежание ликвореи и вторичного менингита. До закрытия твердой мозговой оболочки надо убедиться в тщательности гемостаза при исходном артериальном давлении. Анестезиолог может прижать яремные вены на шее, чтобы убедиться, что вскрытых вен нет. В тех случаях, когда после основного этапа оперативного вмешательства возникают показания к декомпрессии, лоскуты твердой мозговой оболочки свободно укладывают на мозг без наложения швов, дефект оболочки покрывают фибриновой пленкой, костный лоскут удаляют и герметичность субарахноидального пространства восстанавливают путем тщательного зашивания подапоневротической клетчатки, мышцы, надкостницы. Ушивают их обычно в один слой частыми узловыми или непрерывными шелковыми швами, затем швы накладывают на кожу вместе с galea aponeurotica. Если ее нельзя зашить из-за выпячивания мозга, проводят массивную дегидратацию мозга, люмбальную пункцию, выполняют пластику дефектов черепа.