Позиция, занятая М. Нагибом в вопросах внешней политики, внушала Вашингтону определенные надежды на то, что новое египетское руководство будет способствовать вовлечению Египта в прозападные военные группировки, усилению политического влияния и экономических позиций США в этой стране. В первые же месяцы после прихода к власти генерал Нагиб предпринял ряд шагов, которые были расценены как проамериканские. В интервьюиностранным корреспондентам в августе 1952 г. он заявил, что Египет придает большое значение организации военного пакта в районе Ближнего Востока и намерен обратиться за военной помощью к США. Несколько позже египетское правительство действительно запросило у США военную помощь и приняло решение об увеличении египетской военной миссии в США. 19 сентября 1952 г. генерал Нагиб принял участие в торжественной церемонии по случаю открытия американского информационного центра в Александрии и выступил там с хвалебными словами в адрес американской политики в отношении Египта[4].
Всё это было одобрительно воспринято в Вашингтоне. «Политические цели и практические шаги нового египетского режима таковы, что они заслуживают нашего полного одобрения. Мы считаем, что этот режим заслуживает поддержки западных держав»,— такова была официальная оценка политики египетского правительства госдепартаментом США.Также весьма благосклонноправящиекругиСШАотнеслиськпервому наиболееважному ипрогрессивномумероприятиюреволюционнойвласти-аграрнойреформе.Законбылпринят 9 сентября1952 года.Онучитывалмаксимумчастногоземлевладенияв 200 федданов (84 гектара)излишкиподлежалиреквизициизавыкупипродажесредималоземельныхкрестьян. ПодрывполитическихиэкономическихмощифеодаловисторонниковмонархииотвечалинтересамСША,посколькуэта категориянаселениябыла социальнойопорой Англии.ВВашингтонерассчитывали,чтореформапозволитегипетскомуправительствуукрепитьсвоеположениеиболеесвободноосуществитьпроамериканскийвнешнеполитическийкурс .
30 июля 1952 годабылпринятзаконобакционерныхпошлинах,согласнокоторомуиностранцамразрешалосьвладеть 51 %ихкапиталавместо 49%. Затемв апреле 1953 исентябре1954 гг.египетскоеправительствопредпринялоещеболеельготныеусловиядлявложенияиностранного капитала в различные отрасли экономики Египта.ЭтишагиуспешноподдерживалисьправящимикругамиСША.Хотясозданиеблагоприятногоинвестиционного«климата»темнеменееневызвалоожидаемогопритокаиностранногокапитала (из-занестабильностивнутреннегоположениявЕгипте).За 5 летС 1952 по1956гг.американскиечастныеинвестициивЕгиптеувеличилисьс 46 млд.До 72 млд.долларов[5].
С приходомквластивначале 1953 г.республиканскойадминистрацииД.ЭйзенхауэраполитикаСШАвотношенииЕгиптазаметноактивизировалась.Эйзенхауэрпридавал большое значениеукреплениюпозицийСШАвЕгипте.Приэтомпреследовалиськонкретныецели:обеспечитьэволюциюегипетскогоруководствавжелательномдляВашингтонанаправлении,выработатьтактику « нейтрализации»Г.А.Насеранаслучайвозникновенияконфликтнойситуации.
Впериодсвоеобразного«двоевластия»вЕгиптев1952-1954 гг (когдавластьделилимеждусобойМНагибиГ.А,Насер)контактымеждуВашингтономиКаиромпосвидетельствуМ.Коулленда,осуществлялисьподвумканалам:официальному- сМ.НагибомчерезамериканскогопославЕгиптеДЖ.Кэффери,и неофициальному- с Г.А. Насеромчерез сотрудника посольства США в Каире У. Лэйкленда. Однаковсенаиболееважныевопросыдвустороннихотношенийрешалисьпонеофициальномуканалу, т.е.сГ.А. Насером[6].
В мае1953 г. КаирпосетилгоссекретарьСШАДж. Ф. Далесс,которыйсовершалпоездкупостранамБлижнегоВостокаиЮго-ВосточнойАзии.Визиту Дж. Ф. Далесса предшествовала«зондирующая» поездкавКаирнекогоС.Мида,пользовавшегосярепутациейодногоизведущихввоеннойразведкеСША «специалистов»поосуществлениюподрывныхакцийвафро-азиатскихстранах.Вмае 1953 г.столицуЕгиптапосетилспециальныйпосланникД.ЭйзенхауэрапоэкономическимвопросамКельбертон,авиюлепереговорысМ.Нагибомвелдругойспециальныйпосланникпрезидента – Э. Джонсон[7].
ИнтенсивныеполитическиеиэкономическиеконтактымеждуВашингтономиКаиромсопровождалисьактивнымидеологическимпроникновениемСШАвЕгипет.Вэтотпериодамериканскиеспециалистыоказываликонсультативную «помощь»египетскомуМинистерствунациональойориентациииорганаммассовойинформацииввопросахорганизацииитехникипропаганды.В1953-1954 гг.эксперты изСШАпринималиучастиевподготовкеипроведенииопросовобщественногомнениявЕгипте.МеждутемрезидентЦРУ,посвидетельствутогожеМ.Коулиэнда,осуществилсобственные « опросыобщественногомнения»:спомощьюширокойсетиосведомителейонсобиралсвединияовзглядахинастроенияхместногонаселения.Цельтакихисследованийопределитьстепеньвосприимчивостиегиптянксоветскомукоммунизму.
Приведенныефактыдаютнаглядное представлениеонастойчивомстремленииВашингтонакак можнопрочнеепривязатьксебеЕгипет. Встолице рассчитывали,что приобретяв лице Г.А. Насерасоюзника СШАбудут иметь у власти в ключевой арабской стране такого лидера, который будет достаточно сильным, чтобы принимать непопулярныерешения – такие,например,какзаключениемирасИзраилем.
Следуетоднакоотметить,чтоужевэтотпериоднекоторыевзглядыинастроенияГ.А. Насераиегоближайшегоокружения,выражавшиесявстремлениипроводитьнезависимыйвнешнеполитическийкурс,наметившиесяантиимпериалистическиетенденцииинежелание «культивировать» вЕгиптедемократиюзападноготипавызывалибеспокойствосостороныВашингтона.
Послеиюньскойреволюции1952 г.определяющимфакторомАмериканскойполитикивотношенииЕгиптапродолжалооставатсястремлениеправящих кругов СШАсколотитьнаБлижнемВостокевоенныйблоксобязательным вовлечениемвнегоарабскихстран.
Американскаядипломатиянепрекращалапопытоквозродитьв тойилиинойформеидею«средневосточногокомандования»сучастиемегиптян. В Вашингтоне тесно увязывали эту идею с урегулированием англо-египетского конфликта по вопросу о выводе английских войск из Египта .K уже отмечалось, египетские руководители во главе Г.А. Насером видели свою первоочередную задачу в ликвидации британского господства в стране. Вопрос о полной и безусловной эвакуации английских войск стал стержнем всей политики нового режима. Правительство Великобритании, однако, упорствовало в своем стремлении сохранить военное присутствие в Египте, но при этом не могло обойтись без американской поддержки.Соединенные Штаты, однако, были склонны поддерживать своего союзника лишь до известных пределов, т. е. их позиции была присущадвойственность, с однойстороныСША были солидарны с Англией, в стремлении удержать позиции Запада в этой странеперед лицом мощного антибританского движения египетского народа, принимавшего форму партизанской борьбы в зоне Суэцкого канала. С другойстороныВашингтон был не прочь пожертвовать интересами Англии в Египте и ценой вывода оттуда английских войск установить совместный , англо-американский контроль над Суэцким каналом и базами в его зоне., чтобы тем самым создать благоприятную атмосферу для широкого сотрудничества Египта с Западом.
В этот период под прикрытием рассуждений о «безопасности»СШАи«международнойобороне»американцы усиленнопроталкивалиидеюоб«интернационализации» Суэцкого канала.. В своих мемуарах Д. Эйзенхауэр, излагая мотивыучастияСШАвурегулированииангло-египетскогоконфликта, подчеркивал: «В силу зависимости Европы от Суэцкого канала в Египте были поставлены на карту интересы всего свободного мира (т. е. капиталистического Запада. ), и поэтому было важно, чтобы разгоревшаяся ссора (между Египтом и Англией.) была улажена быстро иполюбовно»[8].
В начале марта 1953 г. в Вашингтоне состоялось совещание между Д. Эйзенхауэром, Дж. Даллесом и министром иностранных дел Англии А. Иденом. Последний представил на рассмотрение американской стороны разработанный в Лондоне «план урегулирования вопроса о суэцкой базе». План предусматривал: а) «материально-техническое обслуживание базы англичанами в мирное время и ее немедленную реактивацию в случае военных действий; б) организацию в Египте системы ПВО; в) поэтапный вывод английских войск с египетской территории; г) вступление Египта в «ближневосточную оборонительную организацию» (МЕДО); д) оказание Египту военной и экономической помощи. Д. Эйзенхауэр и Дж. Даллес одобрили этот план и обещали англичанам всяческую поддержку на переговорах с египтянами. На совещании в Вашингтоне были окончательно согласованы детали организации МЕДО, хотя его участникам было хорошо известно, что египетское руководство отрицательно относится к идее вступления в блок.