Смекни!
smekni.com

Коррекция психики детей переживших развод родителей (стр. 8 из 12)

Само собой разумеется, что детям следует тактично сообщить о разводе. Как бы ни было трудно покинутому, он должен найти в себе силы говорить с детьми спокойно и не унижая бывшего супруга. И без того дети часто бывают свидетелями отвратительных сцен. Поэтому надо стараться не усиливать эти впечатления, а сделать все, чтобы дети как можно скорее забыли, что им пришлось пережить. Старшие дети не удовлетворяются объяснением, что родители не понимают друг друга. Понятно, что каждому трудно признавать свои ошибки; но насколько же труднее объективно объяснить детям случившиеся. Но если дети видели, что отец пьет, ни с кем не считается, держит в страхе всю семью, или если они знали о внебрачных связях отца или матери, не так уж сложно будет для них понять обстоятельства, которые, в конце концов привели к разводу.

Если трудно все объяснить все обстоятельно, следует все же сказать детям, что всего они пока понять не могут и поймут все, когда вырастут.

Такое поведение родителей служит интересам детей, которые должны быть как можно меньше втянуты в семейный конфликт. Но и тот из родителей, у которого остаются дети, заинтересован в том, чтобы не унижать бывшего супруга, если ему дороги хорошие отношения с детьми. Позднее дети все равно узнают правду. И тогда может случиться, что подросток примет сторону того, кого пытались унизить в его глазах [19].

Развод становится особенно тяжел, если родители используют подростка как оружие в своей битве – они нередко склоняются этому, если развод проходит сложно. Они могут без конца поливать друг друга грязью; используют подростка для передачи поручений; принуждают выбрать между ними; один может нарочно всячески затруднять встречи подростка с другим, либо никогда не являясь вовремя на установленное место, либо придумывая всякие причины для перемены существующей договоренности [33].

Трудным является вопрос о том, кому из родителей доверить после развода воспитание детей.

Необходимо тщательно взвесить все обстоятельства, для того, чтобы в интересах детей обеспечить наилучшие условия их дальнейшего развития.

Но далеко не все родители руководствуются исключительно интересами детей. Закон о браке предусматривает, что после развода только один из родителей сохраняет полное право на воспитание ребенка; другой родитель обязан только оказывать материальную помощь, но не имеет никакого права влиять на развитие ребенка каким-либо другим способом. Осознав, что развод влечет за собой невозвратимую потерю ребенка, родители начинают бороться за детскую благосклонность, причем иногда не стесняются в средствах. Нередко родные и знакомые поддерживают родителей в этом.

Соперничество родителей, их борьба за любовь ребенка крайне отрицательно сказываются на его развитии, на развитии его психики. Внезапно ребенок оказывается в центре всеобщего интереса, что не вызвано никакими заслугами с его стороны. Если ребенок постарше уже подозревает об истинных мотивах активной борьбы за его расположение и может по-своему защищаться, то дошкольник совершенно беспомощен перед хитростью взрослых. И он не понимает, что особый интерес к нему ослабеет, как только суд вынесет свое решение.

Преувеличенное внимание родителей к ребенку вызывает в нем нескромность или завышенную самооценку. Дети пытаются любым способом добиться для себя выгод, и родители, вместо того чтобы воспитывать детей, болтаются, как марионетки, на ниточках детской симпатии. Кто же посмеет тут упрекнуть детей? Нормально развитый ребенок не может противостоять натиску родительской страсти и хитрости. У него просто должны возникнуть аномалии в мышлении и чувствах, самооценке и отношении к окружающему миру, равно как и к своим обязанностям.

Исчезновение особого интереса к ребенку после развода, нормальное отношение к нему со стороны родителя, с которым он остался, снова вызывает у ребенка потрясения, и даже кризисы. Он чувствует себя разочарованным, заброшенным, особенно если мать или отец вступают в новый брак и появляются другие дети, на которых также изливается родительская любовь. Ребенок пытается сохранить родительское внимание, он становится дерзким, хвастается, разыгрывает капризного больного или, в самом деле, заболевает. Новые конфликты возникают, если взрослые, братья и сестры и друзья выражают свое неодобрение в ответ на такое поведение. Если же близкие примиряются с выходками ребенка, отступают, то это еще опаснее для развития его характера, его психики в целом, потому что в таком случае отрицательные черты закрепляются.

Поинтересовавшись мотивами, которые побуждают родителей делать из ребенка мячик в игре родительских страстей, можно увидеть красочную палитру чувств. От сильной искренней привязанности к ребенку до боязни вызвать в случае отказа от «борьбы» неодобрение окружающих и до чисто материальных соображений (квартира, обстановка, нежелание платить алименты и т.д.). Иногда только чувство ненависти или мести к бывшему супругу заставляют оспаривать у него право на воспитание ребенка. Часто мотивы переплетаются. Некоторые только при разводе «обнаруживают», что у них есть дети. Но каковы бы ни были мотивы, нельзя снять с родителей обвинение в том, что своей «борьбой» за право воспитания ребенка они наносят ему большой вред. Каждый родитель должен отвечать за свое поведение перед ребенком, обществом и в конце концов перед собственной совестью [19].

Наверное, проще тем семьям, в которых развода хотят оба родителя – отношения подошли к своему логическому концу. Но и тут бывает легко только взрослым. Ребенок страдает всегда. И если родители в результате развода могут обрести нечто хорошее, малыш проигрывает в 9 случаях из 10: его мир просто раскалывается надвое. На одном полюсе – один любимый человек, на другом – другой, и ничего от прежней веселой жизни, от ощущения стабильности и защищенности, от привычных формул счастья не остается. Об этом придется помнить на всех стадиях развода: ни один из двух любивших когда-то друг друга людей не станет при этом главным пострадавшим. Потому что главный пострадавший –всегда, конечно же, ребенок. И все же иногда развод просто неизбежен. Как сделать его наименее болезненным для ребенка?

Первое. Придется сделать над собой усилие и научиться нормально разговаривать с бывшим супругом. На стадии, когда скандалов и криков не удается избежать, ребенка стоит на время отправить к бабушке. Он сможет вернуться, когда открытые военные действия останутся позади и родители найдут в себе силы заключить перемирие и расстаться цивилизованно.

Второе. Скрывать происходящее обычно бесполезно. Ребенок чувствует, что что-то в семье не так. Ложь и притворство пугают больше, чем горькая правда. Когда родители окончательно решили развестись, необходимо сказать об этом прямо.

Третье. Ради ребенка придется сохранить отношения с бывшим супругом. Уважительных причин, способных помешать регулярному общению ребенка с обоими родителями, всего две: один из родителей явно плохо влияет на ребенка или настраивает его против другого. Если ради счастья и нормального развития психики ребенка оба родителя сумеют вести себя честно, препятствия будут устранены.

Четвертое. Объясняя причины развода, ни в коем случае нельзя обвинять другую сторону. Ребенку важна вера в обоих родителей. Когда один из взрослых пытается во всем обвинять другого, мир ребенка рушится во второй раз. В детской системе ценностей папе или маме нужно совершить нечто совершенно жуткое – только тогда он сможет поверить, что они плохие. Даже если временно удастся настроить ребенка против второго родителя, неизвестно как все это обернется в будущем. В переходном возрасте, когда жизнь так странно и необратимо меняется, превращаясь из детской во взрослую, привычные взгляды тоже меняются и нередко на совершенно противоположные. И может случиться, что второй, когда-то отвергнутый родитель, заклейменный как предатель, окажется лучшим другом подростка. А живущий с подростком родитель рискует превратиться во врага.

И, наконец, еще один важный момент. К сожалению, во время развода ребенка поджидает еще много дополнительных неприятностей, которые могут еще сильнее усугубить и без того непростую ситуацию. Происходит это так: развод чаще всего ведет за собой разъезд. А это нередко означает переезд. В результате от былой счастливой жизни не остается совсем ничего: ни прежнего дома, ни двора, ни компании друзей, ни старой школы (детского сада). В итоге ему еще и приходится быть новеньким в очередном классе или детском саду. Быть новеньким всегда не очень приятно, а уж когда на душе у ребенка кошки скребутся, и он не очень-то готов постоять за себя, – тем более…

Подавленному, пребывающему в депрессии ребенку редко удается зарекомендовать себя в новом коллективе, и за ним быстро закрепляется роль изгоя. Снежный ком проблем растет. Вывод простой: человеку, уже потерявшему очень многое, важно сохранить хотя бы что-то. Если это не может старая квартира, им должен стать прежний район, лучше всего микрорайон, а в идеале – двор. Нужно любой ценой избежать перевода в другую школу (детский сад), расставания с прежними друзьями, привычками, домашними любимцами и всеми семейными ритуалами, которые можно сохранить. Если ребенка ранят встречи с новой женой папы или другим мужем мамы, необходимо постараться видеться с ними наедине, на нейтральной территории. И может быть, тогда детские раны смогут затянуться немного быстрее.

Многие подростки с тревогой думают о том, что они обречены на повторение грустного опыта своих родителей. Хотя есть данные о том, что браки детей разведенных родителей менее прочны, это вовсе не означает, что такое обязательно случится с каждым. Главное, – какой сам по себе человек, какая у него будет семья, и какие в ней сложатся отношения.

Хотя видеть хороший пример полезно, не менее полезно наблюдать и отношения, которые не сложились. Если проследить за тем, как родители снова и снова повторяют все те же ошибки, можно понять, чего нельзя делать! [33].