Каждый учитель во время своей работы обязательно "выдает" так называемые "открытые уроки". Это уроки, на которых присутствуют другие учителя, администрация, родители. Широкое распространение получил конкурс "Учитель года". И очень часто такие уроки превращаются в спектакли, в театр одного актера. Никто не говорит о том, что это плохие уроки, но это уроки, на которых учитель демонстрирует свое, зачастую очень высокое, мастерство. На какие только ухищрения не идут учителя, чтобы вызвать у учеников интерес и вовлечь их в работу. Смотря такие уроки по телевизору, мы видим физиков с гитарой, историков с историческими анекдотами, игры на уроках математики. Лишь бы только заинтересовать учеников, что вообще - то правильно, но, на наш взгляд, у учеников при этом возникает интерес не к физике, не к истории и математике, а к гитаре, к анекдотам и играм, а не к знаниям.
Уроки по Технологии индивидуального обучения оставляют у учителей, не знакомых с Технологией, странное впечатление. По сути, это не урок, а работа в читальном зале. Поскольку специфика предмета налагает свой отпечаток на методику преподавания, то приведем три примера уроков по Технологии индивидуального обучения.
Геометрия. Второй уровень Технологии (внутри темы). На тему отводится. например, 8 уроков. Ученики, предположим, уже умеют самостоятельно работать, но еще не могут обойтись без объяснения, поэтому учитель объясняет сразу на первом уроке всю тему. Мы уже говорили, что, на наш взгляд, любое, даже самое хорошее объяснение, не может быть понять всеми учениками в одинаковой мере, поэтому учитель объясняет новый материал в расчете на "сильных" учеников - в быстром темпе, крупными блоками, опуская несущественные детали. После этого начинается самостоятельная работа, которая будет проводится еще 5 - 6 уроков. Ученики выполняют индивидуальные задания на карточках, а учитель оказывает помощь, в том числе объясняя новый материал, тем ученикам, которые имеют затруднения в работе. За эти уроки разные ученики выполнят разное количество заданий разного уровня трудности. В это же время ученики, выполнившие все самостоятельные работы по теме, начинают отвечать устно, то есть сдавать зачет и после этого готовиться к выполнению контрольной работы, которую и выполняют на последних двух уроках.
На третьем уровне Технологии объяснения как такового на класс нет. Тогда на самом деле идет как бы один урок, который начинается в сентябре, а кончается в мае. Ученики приходят на урок, раскрывают тетрадь где лежит задание, не сделанное на предыдущем уроке и начинают его выполнять. Необходимости организовывать и настраивать учеников в начале урока нет. Так в своем темпе они будут работать весь урок, прерываясь только на время, которое затрачивается на проверку и оказание им помощи учителем или другим учеником и на время, необходимое ученику для отдыха, так как усталость от работы неизбежна. Но время для отдыха и его количество ученики выбирают сами. Когда устал - тогда и отдохни, и сколько тебе надо. В конце урока после звонка ученики закрывают тетради и учебники и идут на перемену, чтобы на следующем уроке продолжить работу. Как видно, ничего такого, что обычно бывает на открытых уроком с фейерверками приемов, тут нет. Мы показываем на своих уроках не работу учителя, понимаемую в традиционном смысле, а работу учеников под руководством учителя.
По другому проходят уроки по литературе. На любую тему также отводится определенное количество часов. Пусть на тему отводится 5 уроков. На первом уроке учитель 10 - 15 минут рассказывает об изучаемом произведении, о писателе, об его эпохе. Тексты ученики читают заранее. После этого ученики получают карточки с разноуровневыми заданиями и пытаются ответить на вопросы. Поскольку никогда не бывает так, чтобы все ученики дома прочитали текст, которого зачастую просто нет, то такие ученики читают текст на уроке. Так как вопросы уровня "3" по литературе в основном связаны с содержанием текста, то, отвечая на эти вопросы, все ученики класса в результате знакомятся с текстом. Вопросы уровня "А" и "Б" по литературе более сложные, в частности, вопросы уровня "Б" связаны с творчеством ученика. За 3 - 4 урока разные ученики с помощью или без помощи учителя освоят разное количество материала. При этом все уроки они беспрерывно обращаются к тексту произведения. После этого, на заключительных уроках проводится семинар. Мы уже упоминали о том, что ученики со слабо развитой речью сначала читают записанные ответы тем самым вырабатывая навыки устной речи, чтобы впоследствии от этого отказаться. Столкновение мнений, разные подходы к одному и тому же вопросу - вот характерная черта всех уроков по Технологии индивидуального обучения на уроках литературы.
Технология индивидуального обучения старается создать ученику как можно более комфортные условия для добывания и усвоения информации и может создаться впечатление, что ученику все дозволено. Это не так, потому что большая свобода выбора подразумевает и большую ответственность. Да, мы дадим возможность ученику работать в собственном темпе на своем уровне трудности. Мы будем помогать ему в деле преодоления трудностей и вселять в него уверенность в своих силах. Мы не будем ставить ученику двойки и оставлять его после уроков.
Но, одновременно с этим мы стараемся сделать так, чтобы ученик чувствовал ответственность за свой выбор.
2. Идея вальдорфской школы
Педагогика сотрудничества вырабатывает такие приемы, при которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему. Это проявляется и в том, что никто не оскорбит ребенка подозрением в неспособности, все защищены в своем классе, в своей школе.
Первая вальдорфская школа была основана в Германии в 1919 году – в эпоху тяжелого экономического и социального кризиса. Ее основатель, Рудольф Штайнер, высказал мысль, что одной из причин социально-политического кризиса было то, что господствовавшая в то время во многих странах Европы система образования, ориентированная на сословное деление общества, воздвигала барьеры непонимания в сознании различных общественных групп, в то время как дети трудящихся вообще не имели возможности получать полноценное образование и вынуждены были включаться в производительный труд до достижения ими совершеннолетия. В гимназиях же дети хотя и получали “образование”, но оно носило сугубо умозрительный, абстрактный, оторванный от жизни характер.
Штайнер выдвинул модель единой интегрированной общеобразовательной школы, “школы для всех людей”, в основу которой должна быть положена идея общечеловеческого образования. Школа, по его мнению, прежде всего “должна ориентироваться на законы развития человека, которые у всех людей одинаковы”, а не на сословное деление общества. Она должна опираться на целостную антропологию, учитывающую все стороны развития (голова, сердце и руки), специфические потребности детей в развитии в каждом возрасте. Идея общего образования, ориентированная на целостное интеллектуальное, нравственно-эмоциональное и практически-волевое развитие является ведущей идеей вальдорфской школы. Кем бы человек ни стал в смысле своего профессионального самоопределения, он прежде всего человек, и лишь во вторую очередь ученый, предприниматель, юрист или управленец. Современная школа движима идеалом доктора наук, говорил Штайнер, это знаниевая школа. “Если мы хотим в одном слове выразить основную идею вальдорфской школы, то можно сказать, что она стремится заменить идеал доктора на идеал человека”. Среди выпускников одного класса вальдорфской школы мы можем встретить учеников с высокими достижениями в математике, иностранных языках, в истории или литературе, или же таких, которые показали прекрасные результаты в каком-либо виде искусства или же в ремесленно-практической области.
На выпускном экзамене в штутгартской вальдорфской школе одна девушка защищала свой проект – она сама сделала скрипку и играла на ней. Она представила не только саму скрипку, выполненную на достаточно высоком уровне, но и теорию музыки. Проводя последовательно в проекте непрерывную линию от замысла, через модель – наброски, рисунки, чертежи – к практически созданному предмету – результату труда, вальдорфцы стремятся преодолеть широко распространенный в наше время отрыв “теоретического мышления” от воли и материальной деятельности – проблема, особенно актуальная для нашего общества. Другой ученик подготовил сольное выступление – концерт для фортепиано с оркестром Вивальди. Оркестр состоял из учеников выпускного класса и из учеников смежных классов. Эти же ученики сдавали при этом и общепринятый государственный выпускной экзамен реальной школы или абитур – экзамен, дающий право на учебу в университете.
Педагогика заглядывает в будущее лишь глазами детей
Мастерство и свобода – две стороны одной медали, которые взаимообусловлены. Свобода учителя без мастерства и умения, без педагогического понимания разрушительна. С другой стороны, без передачи значительной доли ответственности из рук управленцев в руки самих участников образовательного процесса не может быть здоровой педагогики, полноценного образования. Отсюда та роль, которую вальдорфцы придают подготовке учителя. Именно в этом – решающий фактор любой плодотворной школьной реформы. Так понятая педагогика становится искусством воспитания, основанным на понимании растущего человека, а идея классного учителя, несущего ответственность за свою работу и являющегося гарантом целостности педагогического процесса, – краеугольным камнем вальдорфской педагогики. Таким образом, целостность здесь зиждется не на принципах, а на живом человеке.
Ориентация на потребности в развитии ребенка в каждый конкретный момент становится как бы антитезой требованиям, предъявляемым к школе извне, со стороны взрослого сообщества (общества). Но ориентация на будущее фатальна для педагогики, так как с необходимостью влечет за собой мысль о том, что время, проводимое ребенком в школе, и – шире – весь период детства и юности – лишь только подготовка к жизни, но сама еще не есть полноценная жизнь. То, что волнует ребенка здесь и сейчас, не важно. Важно, чтобы он был приспособлен к жизни в обществе – в таком обществе, каким мы его себе представляем в данный момент времени; при этом наша точка зрения может быть весьма ограниченной или даже совсем ошибочной.
Установка на будущее влечет за собой не только обеднение жизни детей, но и обеднение жизни взрослого сообщества – ведь родители являются членами того самого общества, для жизни в котором мы готовим наших детей в школе. Вместо того чтобы жить с детьми полноценной и интересной жизнью – у кого есть дети, те знают, как может обогатиться благодаря детям жизнь, – взрослые ведут с детьми постоянную войну за то, чтобы те соответствовали требованиям, выдвигаемым школой и ориентирующимся на будущую жизнь. Таким образом, возникает порочный круг, в котором все – и взрослые, и дети – готовятся к будущей жизни, которая, во всяком случае в этом предполагающемся виде, никогда не наступит.