Смекни!
smekni.com

Развитие творческого воображения, эмпатии детей старшего дошкольного возраста средствами изотеятельности (стр. 14 из 14)

- вступает во взаимодействие с воображаемым пространством сказки (пробирается в лес и др.).

Возможность «вненаходимости» (термин М. Бахтина) важна в ситуации эстетического восприятия в той же мере, в какой способность «быть там», то есть возможность легкого вхождения в художественное пространство. Необходимо всегда возвращаться к реальному опыту даже после самых интересных ассоциативных путешествий.

Акцент в соотнесении собственных переживаемых ощущений и эмоций с чувственным содержанием музыкального, живописного или графического произведения, в первую очередь делается не на внешней фабуле сюжета, а на рефлексии чувственного соприкосновения с пространством и персонажем.

Для восприятия произведения искусства, как и для творчества, оказываются необходимы оба качества, дарованные природой, - способность мыслить и способность чувствовать, переживать мир. В процессе эстетической игры ребенок учится анализировать все, что происходит с ним и вокруг него, учится осмысливать свои чувства.

Во время эстетической игры мы ставили перед ребенком творческие задачи, выполнение которых помогает формированию у него художественно образа. Например, создавать цвет, линию, форму как персонаж, наделяя их признаками живого существа, характером, пластикой, эмоциями. Ребенок может сделать свое открытие по поводу того, о чем говорилось и что игралось, составить свое мнение об этом.

Так как ребенок, в отличие от художника, не может длительное время удерживать в себе тот первый импульс, ту свежесть, тот накал чувства, который возник внутри него в момент соприкосновения с произведением искусства, с чувствами художника, то педагогу необходимо было поддерживать в ребенке это чувство, этот первый импульс на протяжении всей работы, пока выполняется творческое задание. Для этого во время работы мы все время возвращали детей в игровую ситуацию, в мир ее чувств.

Иногда ребенку бывает трудно проанализировать свои чувства, трудно перевести их в зрелые образы. Тогда педагог помогает ребенку наводящими вопросами. Например, мы спрашивали у ребенка, какое чувство возникло у него и какого оно может быть цвета. Смешав несколько оттенков на палитре, предлагаем ребенку выбрать цвет, наиболее подходящий его ощущениям.

Закрепление опыта ребенка происходит в словесной и изобразительной деятельности. Именно в изобразительной деятельности ребенок имеет возможность наиболее легко выразить то, что его волнует в материале.

Проводимая нами эстетическая игра всегда заканчивается выполнением творческого задания с использованием различных технических средств для реализации фантазий и замыслов ребенка: дорисовывание, моделирование, коллажирование, лепка, монотипия, граттаж, создание различных отпечатков, рисование пальцами, кляксография, выдувание, веревочные узоры и др.

Таким образом, ребенок свои переживания по поводу прожитой, проигранной ситуации реализует в рисунках и творческих работах, осмыслив, закрепив полученные во время игры опыт, чувства и знания в эстетическом оформлении.

Эстетическая игра доставляет ребенку удовлетворение, позволяет «проникать» в самые невероятные пространства, попробовать свои силы в различных ситуациях, примерять на себя самые разнообразные роли, поступки. Так, через удовольствие эстетическая игра создает условия для развития способностей, помогает преодолеть трудности, возникающие в процессе самовыражения при осуществлении творческой работы. Такой тип мышления позволяет ребенку познавать окружающий мир природы, науки, искусства всеми органами чувств, иметь личностное восприятие, суждение об изучаемом явлении, предмете, и на основе этого наиболее полно усваивать информацию о нем.