Смекни!
smekni.com

Развитие творческого воображения, эмпатии детей старшего дошкольного возраста средствами изотеятельности (стр. 9 из 14)

Полученные разными исследователями факты говорят о том, что:

1) восприятие ребенка при отсутствии специального обучения неточно, смутно, фрагментарно и не всегда правильно;

2) восприятие необученного ребенка не имеет целенаправленного характера, оно непроизвольно;

3) возрастные особенности детского восприятия лимитируют возможности развития этого важнейшего процесса чувственного познания.

Восприятие художественного произведения – не только познавательный акт. Необходимым условием такого восприятия является эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему. Известный психолог А.В. Запорожец отмечал: «Эстетическое восприятие… не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности, хотя бы очень существенных. Оно требует, чтобы воспринимающий как-то вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях героев, пережил их радости и печали».

«Каковы особенности развития художественного восприятия дошкольников? Конечно, не сразу ребенок воспринимает произведение искусства в качестве такового. Однако зачатки художественного восприятия проявляются уже в дошкольном возрасте». (20).

В процессе развития художественного восприятия у детей появляется не только интерес к содержанию произведения искусства, но и понимание его выразительных средств.

В процессе развития художественного восприятия зарождается и оценка воспринятого.

Воспитательная сила искусства «дает возможность войти внутрь жизни, пережив кусок жизни, отраженный в свете определенного мировоззрения, - говорил видный советский психолог Б.М. Теплов – И самое важное то, что в процессе этого переживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки просто сообщаемые или усвояемые». Вначале эти оценки выражаются в предпочтении того, что просто нравится, затем они приобретают характер суждений об искусстве с точки зрения определенного идеала.

Оценочные суждения детей шестилетнего возраста ещё примитивны, но все же свидетельствуют о зарождении умения не только почувствовать красивое, но и оценить его. К концу дошкольного возраста отношение к воспринятому меняется – появляется способность занять позицию вне изображаемого, позицию зрителя.

Дети старшего дошкольного возраста дают эстетические оценки не только интересному содержанию, но и пейзажу, в котором захватывающий сюжет отсутствует, проявляют способность улавливать настроение. Этому способствует расширение и укрепление знаний, представлений детей об окружающей действительности, развитие их речи, мышления. Значительное место в этом процессе занимает развитие эмоциональной чувствительности, отзывчивости к прекрасному.

Н.Э. Басина и О.А. Суслова в книге «С кисточкой и музыкой владеющие…» пишут: «Мы убеждены (и наш опыт подтверждает это), что в любом, даже не совсем простом с точки зрения первого восприятия, произведении искусства ребенок может обнаружить частичку себя». Опасения по поводу сложности художественных произведений (по мнению авторов) напрасны, т.к. ребенок воспринимает настолько, насколько он может и ему необходимо сегодня. Завтра он станет немного взрослее и воспримет больше. «Это путешествие бесконечно интересно. В одни и те же миры – к Фавну Клода Де-Бюсси или Скалам в заливе Бель-Илью Клода Моне – мы возвращаемся и с каждым посещением открываем в них новое». (3).

В процессе занятий авторы программы «Введение в язык искусства» (Басина, Суслова) обязательно работают на стыке реального и параллельно отражаемого миров, на мостике, который и есть собственно процесс творчества. Это всегда деятельность «по поводу» какого-либо явления жизни и обязательно «по поводу» опыта ребенка. Здесь авторы следуют идее М.Бахтина о том, что гуманитарное знание должно опираться на диалогическое понимание своего предмета, разговаривать с ним, а не механически анатомировать. Таким образом рождаются новые смыслы вокруг известного. При таком подходе ребенок не иллюстрирует чужой опыт, а рисует и говорит о своих переживаниях, радостях, страхах, мечтах. Таким образом обогащается жизненный опыт ребенка, его внутренний мир. Содержательность, осмысленность всех элементов музыки или изобразительного искусства опирается на механизмы жизненных и художественных ассоциаций. «Художественное сопереживание взаимодействует с анализируемым сходным житейским чувством, включая его элементы в свой состав, выступая при этом как новое чувство – художественное сопереживание самому себе». И только в этом случае семантическое пространство произведения искусства становится для ребенка эмоционально значимым.

1.8.3. Ознакомление детей с произведениями искусства; нетрадиционные виды рисования в развитии творческого воображения

Художественное познание обладает особыми психическими механизмами, отличными от тех, которые имеют место в логическом мышлении. Михаил Чехов понимал под рассудком «холодный, сухой, аналитический подход к вещам, которые этим путем не могут быть постигнуты». Ощущения и чувства – область тонкая и хрупкая. Но разве не ощущения и чувства – тот первый инструмент, с которым ребенок приходит в этот мир. Именно чувства учат нас думать.

Природа ребенка и природа искусства во многом родственны. В первую очередь чувственным аспектом познания.

Мелодия, гармонические сочетания, ритм, форма в музыке, как и линия, цветовые сочетания, композиция в изобразительном искусстве – это лишь необходимые художнику в данный момент средства для воплощения переживаемой им мысли о мире. И вести ребенка в мир искусства нужно, соизмеряя его чувства и размышления с чувствами и мыслями художника. Ребенок не формально работает с цветом и линией. Он ищет средства для наиболее адекватной передачи своих чувств.

Маленький ребенок постигает окружающий мир через действие и, рисуя на листе, он действует.

Ткань музыкального произведения предельно абстрактна, невидима, но чрезвычайно чувственна. Музыка как будто стремится преодолеть свою нематериальность и обрести плоть, стать видимой.

Никто и ничто не может существовать вне пространства. Мы каждый день, каждую минуту испытываем на себе воздействие его атмосферы. Но есть и иное пространство – наше личное, психологическое. В нем живут наши мысли и чувства, наше представление о жизни и туда мы приглашаем всех. Это пространство сложное, атмосфера его изменчива и прихотлива, и мы порой сами плутаем в нем. Но каждый день наши пространства, такие разные, встречаются, сталкиваются или пополняют друг друга, разрушают или порождают новые.

В пространстве искусства ,как в зазеркалье, отражается эта жизнь природы и человека. Пространство не является в данном случае в буквальном смысле реальной средой. Это воображаемый мир, созданный художниками и композиторами разных эпох.

Путешествуя туда, мы вместе с детьми имеем уникальную возможность на время оставить пространство реальное, чтобы посмотреть на него со стороны, сравнить его характер с воздухом, цветом, звучанием иных эпох, а потом попытаться понять себя и, может быть, придумать, как устроить жизнь в нем уютнее и красивее. И беря с собой в путь детей, мы всегда помним, что искусство рождено пространством реальных ощущений и чувств, имеющим очень древнюю историю.

Пространство в нашем путешествии мы определяем как место, где существует и действует персонаж.

«Прочитать» произведение изобразительного искусства или музыки, не зная их языка, невозможно. Язык художника – цвет, линия, форма, фактура… Язык композитора – звук, гармония, ритм…Всё это имеет свою семантику и связанные с ней понятия выразительности, содержательности, смысла, символики, эмоционально-психологического воздействия.

Начинаем со звука и цвета. И это огромный мир. В этих маленьких «молекулах» закодирован наш чувственный опыт. Звук и цвет не дают покоя нашему воображению, вызывая в нем разнообразные ассоциации и, в первую очередь, чувственные, глубинные, связанные с нашей природой, сенсорикой.

Мы выявляем в звуке и цвете их материальную основу: вес (тяжелый, невесомый), плотность (насыщенный, текучий, вязкий…), осязаемую поверхность: тактильно (мягкий, острый, теплый и др.), визуально (высокий, выпуклый, крупный, маленький…), светлоту, громкость.

Это материальное звено проявляет себя также и в линии, фактуре, гармонии или колорите музыкального и изобразительного произведения.

Материальное начало играет в нашей жизни огромное значение при передаче информации об эмоциональном состоянии и при эмоциональной оценке людей и явлений.

Так же, как и физические свойства материального мира, в звуке и цвете закодированы различные типы движения (шаги, кружение, парение, покачивание), темп движения (умеренно, медленно) и, конечно, наши эмоции (отчаяние, радость, нежность, сомнение). В семантическом пространстве художественного произведения все эти жизненные прообразы удивительным образом переплетаются, вызывая у нас при его восприятии сложные и разнообразные ассоциации.

Этот психофизиологический компонент искусства проявляет себя на всех уровнях восприятия художественного текста – от единичного звука или цветового пятна до жанра и стиля. В работе с детьми этот пласт особенно важен, потому что ребенок приобретает знания через тесный контакт с материальным миром. Именно в детском возрасте не представляет особого труда спроецировать чувственный опыт на звук, цвет, линию, форму, гармоническое или цветовое сочетание.

Основываясь на чувственной природе познания ребенка, мы, наряду со звуком и цветом, в структуре восприятия произведения искусства выделяем фонизм и цветовой колорит как проявление определенным образом организованного сочетания некоего множества звуков и цветов.