Смекни!
smekni.com

ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ В АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА (стр. 7 из 14)

На современном этапе особая роль отводится в национальной (адыгской) школе, формированию демократического стиля отношений через гуманистический характер учебно-воспитательного процесса сотрудничество учителя со школьниками, посредством воспитания толерантности.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик,1978,с.114-116.

2. Битянова М., Вачков И. Волшебный кристалл. Игры на развитие толерантности для учащихся. // Начальная школа (газета),2002, №39, с.3-4.

3. Бузаров К.И. Комплексное решение образовательно – воспитательных задач в национальной школе. Майкоп,1987,с.123-165.

4. Бузаров К.И. Воспитание, развитие и формирование личности. (в контексте традиционных и современных традиций). Майкоп,2000,с.27.

5. Бутенко А.П. Нация, национализм, суверенитет// Социально – политический журнал.1998 г. №3. С.113.

6. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары,1974,с.5-16.

7.Гогоберидзе Г.М. Этнокультурный аспект образования как фактор гармонизации межнациональных отношений на Северном Кавказе // Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру: Тез. 2-го Междунар. Конгр. 15 - 20 сент. 1998 г. / Пятигор. гос. лингв. ун-т. Пятигорск, 1998,с.87-94.

8. Губогло М.Н. Переломные годы. Т.1. М.,1993,с.67.

9. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.,1980, Т.4,с.402.

10. Жарников А. Этническая терпимость - стержень Российского государства // Этносфера: Межнациональное образование в зеркале России и мира.1998. - N 3 - 4. - С. 14 – 17.

11. Золотухин В.М. Две концепции толерантности. Кемерово,1999,с.138.

12. Измайлов А.Э. Народная педагогика. М.,1991. С.8.

13.Инговатова А.Г. Диалог культур в контексте проблем современного образования // Российский вуз: В центре внимания - личность: (Пробл.воспитания): Тез. докл. науч.-практ. конф. 24 - 26 мая / Дон. гос. техн. ун-т. - Ростов н/Д., 1999. - Т. 4. - С. 223 - 225.

14. Культура мира и демократии. Учебное пособие. Отв. редактор А.О.Чубарьян. М.,1997,с.4-7.

15. Меретукова З.К. Адыгская (черкесская) народная педагогика. Майкоп,1999.

16. Намитоков Ю.К. Адыгейская народная педагогика о воспитании детей\ Сборник статей кафедры педагогики и психологии Адыгейского пединститута. Майкоп,1957.

17. На пути к культуре мира: (Док. и материалы) / Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО. - М.: МИК, 1999,с.37-39.

18. Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность, проблемы воспитания. Материалы первой республиканской научно – практической конференции. Майкоп,1994.(Сборник статей),с.136-177.

19. Пагодина А.А. Толерантность//История.2002,№11,с.4-5.

20. Педагогическая энциклопедия. Т.3. М.,1966. С.35.

21.Политология: Энциклопедический словарь.М.,1993,с.222.

22. Резолюция ООН по объявлению Международного года толерантности. М.,1994. С.221-224.

23. Российская газета, № 144 от 4.08.1998,с.3-4.

24. Саракуев Э.А., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию. М.,1996,с.56-65.

25. Словарь иностранных слов. М.,1989,с.510.

26. Смирнова Я.С. Воспитание ребенка в адыгейском ауле в прошлом и настоящем // Ученые записки Адыгейского НИИ. Т.8. Этнография. Майкоп,1968.

27. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, №9, с.91-97; 2002, № 1, с.159-165.

28. Толерантность и согласие: Материалы международной конференции «Толерантность, взаимопонимание и согласие». М.,1997,с.4-17.

29. Толерантность в общественном сознании России. М.,1996,с.56-75.

30. Толковый словарь иноязычных слов. М.,1998,с.264.

31. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. М.,1994,с.308.

32. Уэйн Кеннет. «Образование и толерантность»// Высшее образование в Европе. т.XXI,№2,1997,с.27.

33. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 – 2005)». // Народное образование, 2002, №1, с.255 – 263.

34. Философский энциклопедическийсловарь. М.,1997,с.89.

35. Хинтибидзе А.Ф. Некоторые моменты взаимоотношения народной педагогики и истории педагогики // Из истории народного образования Адыгеи. Сборник статей. Ростов-на Дону,1975.

36. Хоретлев А.О. Влияние России на просвещение в Адыгее. Майкоп,1957.

37. Цеева А.З. Особенности национального воспитания адыгов.// Сборник трудов докторантов, аспирантов и соискателей. Майкоп,2001.

38. Цеева А.З. Адыгэ хабзэ как основа воспитания студентов педколледжа.// Сборник трудов докторантов, аспирантов и соискателей. Майкоп,2001.

39. Шаповалов В. Этнокультурная направленность российского образования. М.,1997,с.98-124.

40. Шоров И.А. Идеи нравственного воспитания в адыгском устном народном творчестве. Ростов н/Д.,1977,с.29.

41. Шоров И.А. и др. Русско – адыгейский словарь педагогических терминов. Майкоп,1996,с.215.

42.Шоров И.А. Адыгская (черкесская) народная педагогика. Майкоп,1999,с.181,243.

43. Ялалов Ф.Г. Национально – региональный компонент образования: этнометодологический подход. // Начальная школа(журнал). 2001. №2, с.92-95.

Приложение № 1

Тестовые задания.

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

А. Одобрения моей работы;

Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;

В. Сознания того, что меня окружают друзья.

2. Мне нравится, когда люди:

А. Радуются выполненной работе;

Б. С удовольствием работают в коллективе;

В. Стремятся выполнить свою работу лучше других.

3. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого

представляются возможности;

Б. Были верны и преданы мне;

В. Были умными и интересными людьми.

4. Лучшими друзьями я считаю тех:

А. С кем складываются хорошие взаимоотношения;

Б. На кого всегда можно положиться;

В. Кто может многого достичь в жизни.

5. В детстве мне больше всего нравилось:

А. Проводить время с друзьями;

Б. Ощущение выполненных дел;

В. Когда меня за что-нибудь хвалили.

6. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее

всего я использовал бы его:

А. Для общения с друзьями;

Б. Для отдыха и развлечений;

В. Для своих любимых дел и самообразования.

7. Я люблю, когда:

А. Другие люди меня ценят;

Б. Испытывать удовлетворение от выполненной работы;

В. Приятно провожу время с друзьями.

8. Для меня нет ничего хуже, чем:

А. Оскорбление личного достоинства;

Б. Неудача при выполнении важного дела;

В. Потеря друзей.

9. Я не люблю людей, которые:

А. Считают себя хуже других;

Б. Часто ссорятся и конфликтуют;

В. Возражают против всего нового.

10. Приятно, когда:

А. Работаешь над важным для всех делом;

Б. Имеешь много друзей;

В. Вызываешь восхищение и всем нравишься.

11. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие

отношения с людьми;

Б. О жизни знаменитых и интересных людей;

В. О последних достижениях науки и техники.

12. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

А. Другие были им довольны;

Б. Прежде всего выполнить свою задачу;

В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу;

13. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

А. В общении с друзьями;

Б. Просматривая развлекательные фильмы;

В. Занимаясь своим любимым делом.

Приложение № 2

Ключ к приложению № 1

Я О Д
1 А В Б
2 В Б А
3 Б А В
4 В А Б
5 В А Б
6 А Б В
7 А Б В
8 А В Б
9 А Б В
10 В Б А
11 Б А В
12 В А Б
13 Б А В

Я – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

О – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

Д – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Приложение № 3

Урок толерантности.

Тема: «Урок толерантности».

Цели: Развивать стремление быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи учащихся.

Ход урока.

Учитель. Сегодня мы с вами проведем урок толерантности. Я не буду раскрывать значение этого слова, а вы сами в конце урока попробуете сказать, что означает слово «толерантность».

Учитель читает стихотворение С.Маршака «Всемирный хоровод».

Стихи для ребят

Всех народов и стран

Для абиссинцев

И англичан,

Для испанских детей,

И для русских,

Шведских,

Турецких, немецких,

Французских

Негров, чья родина –

Африки берег;

Для краснокожих

Обеих Америк

Для желтокожих

Обеих Америк.

Которым вставать

Надо,

Когда мы ложимся в кровать,

Для эскимосов,

Что в стужу и снег

Лезут

В мешок меховой

На ночлег;

Для детворы

Из тропических стран,

Где на деревьях

Не счесть обезьян;

Для ребятишек

Одетых и голых –

Тех, что живут

В городах и сёлах…

Весь этот шумный,

Здоровый народ

Пусть соберется

В один хоровод.

Север планеты

Встретится с Югом.

Запад – с Востоком,

А дети – друг с другом!

-О чем это стихотворение?

Дети. О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.