Смекни!
smekni.com

Способы организации современного урока географии (стр. 8 из 16)

Даже немногие из указанных специальных умений говорят об их зависимости от специфики предмета изучения – литературы и истории, а также о том общем, что их объединяет: основательное изучение фактов (литературное произведение и историческое событие), их всесторонний анализ, эстетического и общественно-политического характера; умение ввести эти факты в систему имеющихся знаний (исторических, теоретико-литературных, историко-литературных) соответствующим усвоением научной терминологии; умение применять эти знания на практике: самостоятельный анализ новых факторов и явлений на занятиях по истории и в анализе художественных произведений на занятиях по литературе.

Синхронности в обучении литературы и истории в старших классах можно достичь в 11 классе в цикле уроков, составленных на основе работы старшеклассников с учебником «Русская литература XX века, в 2-х частях» 11 класс, под редакцией В.В. Агеносова и учебником «История России. XX – XXI века» 11 класс, под редакцией А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова (30).

Для проведения интегрированных уроков в 11 классе предлагаются следующие темы:

1. «Медленно история листается. Все стареет – Родина не старится!» Общая характеристика истории и литературы XX века. Общая цель: изучение событий истории и обзор их освещения в литературе.

2. Духовные искания в обществе в начале XX века (сборник «Вехи»). Общая цель: характеристика духовных поисков интеллигенции начала XX века (кризис старой и создание новой национальной идеи).

3. Писатели, поэты и революция. Общая цель: объективное изображение трагедии судьбы русских писателей и поэтов в годы революции.

4. «Любит, любит кровушку русская земля» (А. Ахматова). Общая цель: осмысление событий гражданской войны на основе романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».

5. «Эксперимент, из-за которого Россия и потеряла XX век» (А.И. Солженицын). Коллективизация: как это было. Единая цель: воссоздание объективной картины коллективизации через исторические документы и художественное изображение.

6. «Порохом пропахнувшие строки». Военная поэзия. Единая цель: дать обзор поэзии времен Великой Отечественной войны.

7. Литература «оттепели». Общая цель: дать общую характеристику литературного процесса конца 50-х годов; показать роль литературы в духовном обновлении общества.

8. Никто не создан для войны. Общая цель: на основе повести «Цинковые мальчики» С. Алексиевича выработать собственную точку зрения на причины и события афганской войны.

Итогом данных интегрированных уроков явится углубленное изучение литературы и истории XX века. Эпиграфом к предложенному выше тематическому плану служат слова М. Цветаевой: «Литература – очевидец истории» (11;3).

Интеграция как способ организации урока предусматривает такие педагогические «техники», как работа в малых группах, в стационарных парах, включение ролевых игр, моделирование. Так, например, на уроке «Писатели, поэты и революция» учащимся предлагается смоделировать революционный бюллетень (имя писателя; отношение к революции: 1)Февральской, 2) Октябрьской; причины их неприятия у В.Г. Короленко, А.И. Куприна, И.А. Бунина, А.Н. Толстого, И.С. Шмелева и других). На уроке «Эксперимент, из-за которого Россия и потеряла XX век…» учащиеся на основе ролевой игры делают доклады, выступая в качестве «историка», «экономиста», «литератора», «специалиста по культуре».

Для повышения эффективности обучения используется наглядность: иллюстрации, таблицы, плакаты, исторические карты и т.п. В качестве приема, создающего эмоциональное отношение к изучаемому материалу, широко используется чтение стихотворений, публицистических материалов. Например, при проведении урока на тему «Никто не создан для войны» зачитывается сцена из документальной повести С. Алексиевич «Цинковые мальчики» (воспоминания матерей), поэтическое обрамление урока создают стихотворения А. Баляшина «Русский парень лежит на Афганской земле», «Поговори со мной трава». В обстановке приподнятых чувств обостряется внимание к теоретическому материалу, придается новая окраска изучаемому содержанию. Немаловажную роль в этом играет музыкальное оформление уроков, например, к теме урока «Никто не создан для войны» используются записи песни «Вернусь к тебе, я вернусь…» (группа «Голубые береты»), песни «Комбат» (группа «Любэ»), песни об Афганистане в исполнении ученика. «Афганистан болит в моей душе…»

Использование загадок, инсценировок – способствует более прочному усвоению знаний, вызывает интерес к изучаемому материалу, одновременно развивая сообразительность, находчивость. Например, такие поэтические загадки подобраны к теме «Медленно история листается. Все стареет – Родина не старится», из которых нужно угадать событие:

«Кровавым воскресеньем» началась она

И слабость власти показала всем сполна.

Хоть «Манифест» дарован был народу,

Работа I Думы не продлилась и года

1 русская революция, 1905-1907 гг.

Смерть Сталина – и началась она,

Лирично Эренбургом названа…

Интеллигенция все ликовала,

Секреты «белых пятен» открывала

«Оттепель», 1953-1960 гг.

Таким образом, при данном отборе тем для проведения интегрированных уроков требовалось достичь гармонии формы и содержания, чтобы чтение для старшеклассников стало «трудом и творчеством», поэтому в основе каждого урока лежит диалог – «совместный поиск истины».

Для реализации поставленных задач интеграции предметов используются различные формы уроков: исследование, инсценирование, семинары, урок-комментарий.

Иначе выглядит подготовительный этап урока литературы и истории в 11 классе по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор» по теме «Аграрная политика советского правительства и отражение ее антигуманной сущности на страницах художественного произведения «Матренин двор». На уроках истории при прохождении тем «Экономическое и социальное развитие советского общества в конце 50-х начале 60-х годов» и «Политическая и духовная жизнь общества» с учащимися ведется поиск ответов на такие проблемные вопросы: 1.Какие факторы свидетельствуют о том, что положение крестьянства с 30-х годов постоянно ухудшалось? 2. Какие меры по укреплению аграрного сектора были приняты в стране в конце 50-х начале 60-х годов? 3. Каковы были их последствия? 4. Почему тема аграрного производства была наиболее умалчиваемой? Учащимся предлагаются для анализа документы и материалы, помещенные в «Практикуме по истории СССР». Формой урока выбрана дискуссия. После изучения этих материалов выпускникам школы было рекомендовано прочитать рассказ «Матренин двор». На уроках литературы к этому времени учащиеся уже познакомились с биографией А.И. Солженицына, его творчеством. Цель, которую ставят учителя литературы и истории, - это, прежде всего, научить находить отражение исторического процесса в художественном произведении, отработать умение применять ранее полученные знания.

Для дискуссии на уроке из числа учащихся назначены «архивариусы», которые подобрали исторические факты по теме. Им в ходе урока предоставлялась возможность познакомить одноклассников с подборкой материала. Практика показывает, что в интеграции как способе организации урока литературы заложены широкие возможности по привитию у молодых людей интереса к данным предметам, отработки публичных выступлений.

Во вступительном слове учитель литературы (именно он ведет урок) отметила, что, какие бы реформы ни проводило правительство, они часто проваливались, потому что человек как субъект их реализации фактически отсутствует. Зато этот человек испытывал и испытывает их тупиковый результат. В 30-е годы, которые вошли в историю как годы сплошной коллективизации, погибло около 13 млн. крестьян. С какой болью повествует об этой трагедии В. Тендряков в рассказе «Хлеб для собаки». А какое предвидение катастрофы высказывали на страницах своих произведений А. Платонов, Ф. Абрамов, В. Овечкин! И ту же боль за судьбу русского человека показал А.И. Солженицын в рассказе «Матренин двор».

В работе по тексту произведения классу были предложены следующие вопросы и задания:

1. Передать сюжет рассказа.

2. Опираясь на текст, показать, как проходило дальнейшее разорение деревни в хрущевские времена.

3. Как социально «обеспечивался» крестьянин, не способный больше работать.

4. Почему первое название рассказа было «Не стоит село без праведника»?

5. Какую роль в рассказе играет пейзаж?

6. Язык рассказа. Почему автор использовал диалектную лексику и т.д.

Таким образом, учителя литературы и истории стараются помочь учащимся увидеть через художественное произведение исторический процесс, осмыслить общественное явление, эмоционально откликнуться на него.

Другой интегрированный урок по теме «Литература и искусство в конце XIX – начале XX века», не только расширял возможности учащихся синтезировать знания, но и развивал потребность в системном подходе к объекту познания. Известный психолог Лев Семенович Выготский писал о том, что эффективным обучение будет только в том случае, если оно отражает развитие личности ученика. А этому способствует такое обучение и воспитание, такие педагогические методы, которые рефлексирует интеграция на уроке литературы и смежных учебных предметах.