Смекни!
smekni.com

Формирование духовности младших школьников (стр. 4 из 13)

Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание.

Под загадкой обычно понимают построенное в виде иносказания небольшое фольклорное произведение, содержащее замысловатый вопрос, на который необходимо дать исчерпывающий ответ[18]. Однако, загадка как жанр еще не определена. Канадская фольклористка Кингес- Маранда пишет: «… Теоретическое определение загадки не является необходимым для идентификации жанра»[19]. На наш взгляд, именно поэтому все классификации загадок являются несовершенными.

Однокоренное слово gadas в польском языке означает «говорить, рассуждать»; gadka – «разговор, поговорка, спор», «гадка» в болгарском языке – «притча» и т. д. »[20]. Очевидно, смысл древнего корня слова «загадать» означал в свое врем «говорить». Недаром старинное значение слова «гадать» в древнерусском языке было «советоваться, совещаться». «Загадчик» в народной речи – беседующий загадочно» »[21].

Как отмечает В. П. Аникин, загадки сохранили в остаточной форме свою прежнюю непосредственную связь с тайной речью»[22].

Народ издавна высоко ценил загадки, видя в них не только проявление человеческой наблюдательности, но и неисчерпаемый источник мудрости, богатства идей.

Сконцентрировав в себе многие знания, загадки представляют собой по замечанию М. А. Рыбниковой не что иное как своеобразный курс народного «мироведения»[23].

Познавательная сущность загадок состоит в том, что еще на ранней стадии развития человеческого общества произведения этого жанра устного народного творчества служили важным средством передачи сведений об окружающем мире старшими поколениями младшим. По мнению Ф. И. Буслаева загадка далекой древности отразила жажду знаний, интерес к «вопросам важнейших явлений жизни и мира»[24].

Сказки.

«Под народной сказкой в широком смысле этого слова мы разумеем устно – поэтический рассказ фантастического аантюрно - новеллистического и бытового характера» - отмечал Ю. М. Соколов »[25].

Затаив дыхание, слушают дети сказки. С первых слов сказка вводит их в свой неповторимый мир, в котором всё удивляет; звери разговаривают, люди понимают их язык, герои отправляются в путешествие, где их подстерегают опаснейшие испытания - борьба с чудовищами, переходы через огненные реки и другое. «Удивительное в поэтическом мире сказок уживается с реальным, и это ещё более усиливает их значимость. В.Даль считал, что сказка очень нужна ребёнку, ибо она укрепляет моральные чувства, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетические чувства. При работе со сказкой учитель использует выразительное чтение, выборочное чтение, словесное рисование, инсценирование сказки. Всё это помогает глубже осознать ребёнку сказочный мир, помочь ему почувствовать его неповторимость»[26].

Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они - сокровищница народной педагогики, поскольку во многих из них содержатся педагогические идеи.

Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так, В.Г.Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. В.Г.Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки. Н.А.Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к современности. Он стремился понять по сказкам и преданиям взгляды народа и его психологию, хотел, «чтобы по преданиям народным могла обрисоваться перед нами живая физиономия народа, сохранившего эти предания»[27].

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Пословицы и поговорки.

В богатейшей сокровищнице русского устного народноэтического творчества одно из значительных мест занимают пословицы и близкие к ним по художественному строю и образной системе поговорки. Представляя собой лаконичные, выразительные, глубоко содержательные толкования тех или иных явлений действительности, эти жанры постоянно пользовались и пользуются большой популярностью.

Пословица – это краткое, поэтически образное, ритмически организованное произведение народного творчества, обобщающее исторический и социально- бытовой опыт поколений, используемое для яркой и углубленной характеристик разных сторон жизни и деятельности человека, а также явлений окружающего его мира. Пословица предстает перед читателем как общее суждение, выраженное в форме грамматически законченного предложения. «В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» - назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения»[28].

На протяжении веков впитывая социально – исторический опыт поколений и широко охватывая разнообразные факты целого ряда эпох, пословицы поистине стали средоточием человеческого разума и глубоко содержательных картин народного бытия. Н. А. Добролюбов писал: «Давно уже у нас обратили внимание на народные пословицы как на выражение народного ума, народной жизни, народного характера»[29]. Отражение жизненных явлений и показ своеобразия многочисленных предметов былых времен, а также столетиями накопленная мудрость народных изречений убедительно свидетельствуют о большой познавательной значимости пословиц. Эту особенность их точно подметил М. Горький. Подчеркивая, что в «простоте слова – самая великая мудрость», он вместе с тем утверждал: «… пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги»[30].

Отмеченные великим писателем «ум и чувство», которыми изобилуют пословицы во все времена служили и продолжают служить расширению знаний людей, способствуют более конкретному пониманию сущности отношений в обществе. Правдиво изображая различные стороны жизни, они тем самым активно содействуют верному, многостороннему познанию окружающей действительности.

Народные изречения из многих сходных определений какого – любо явления берут особо значимые, те, которые верно, предельно лаконично передают представления людей о предметах и событиях, дают точную и четкую характеристику. Одновременно с этим пословицы и поговорки помогают потомкам осмыслить жизненный и трудовой опыт предшествующих поколений доносят до нашего времени народные оценки многих событий, реальные характеристики представителей разных слоев общества. Как отмечает А. А. Потебня, фольклорным произведение становится тогда, когда пройдет через «значительный слой народного понимания»[31]. Т. е. после того как будет воспринято от первоначального творца другими лицами, будет ими переработано и приобретет печать общепринятого.

Помогая человеку понять окружающую действительность, пословицы с давних лет выполняли существенную дидактическую функцию. Образно названные М. Горьким «трудовыми лозунгами древности» , они убедительно и просто учат людей жить и работать. Осваивая пословицы и поговорки, молодежь издавна знакомилась с разнообразными навыками прошлых поколений, узнавала об итогах долгих наблюдений над явлениями природы, находила разумный совет, как поступать в той или иной ситуации, четко формулируя основные правила трудовой деятельности и морально – этические нормы, произведения этих жанров становились учебником жизни.